Тоталитарный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:05, реферат

Описание работы

Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

Работа содержит 1 файл

тоталитраный режим.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

1. Возникновение понятия  "тоталитаризм"

Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении  Муссолини в середине двадцатых  годов. Статус же научной концепции  за этим термином утвердил собравшийся  в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был  определён как "закрытая и неподвижная  социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

2. Основные признаки  тоталитаризма

З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма:

  1. наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
  2. официально господствующую в обществе идеологию;
  3. монополию на СМИ, на вооружённые силы;
  4. систему террористического полицейского контроля;
  5. централизованную систему контроля и управления экономикой.

3. Особенности советского  тоталитаризма

Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма:

  • абсолютная единоличная власть;
  • индокринация общества (внушение единой доктрины) ;
  • изначальная аморальность и полное презрение к человеку;
  • синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин;
  • исключительная ориентация на будущее;
  • патетические апелляции к массам;
  • опора на внешнюю экспансию;
  • великодержавные амбиции;
  • всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.
 
 

4. О возникновении  тоталитаризма

Историческим  прототипом тоталитарных режимов считают  восточные деспотии.

Однако между  тоталитаризмом и ортодоксальными  системами прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий.

Эти системы, в отличие от тоталитарных, не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако, изменяемые изо дня в день.

 Дж. Оруэлл  в 1941 году в своей статье "Литература  и тоталитаризм" приводит такой  пример: "... до сентября 1939 года  каждому немцу вменялось в  обязанность испытывать к русскому  большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года - восторг  и страстное сочувствие. Если  между Россией и Германией  начнётся война, а это весьма  вероятно в ближайшие несколько  лет, с неизбежностью вновь  произойдёт крутая перемена. " [PYP1]

5. Фашизм и коммунизм  как формы тоталитаризма

 Большинство  политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.

В марксизме  национализм представляет собой  побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется  идея интернационализма. Советские  люди были объявлены членами "новой  исторической общности" в лице интернационального советского народа.

Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме  сыграли роль, аналогичную той, которую  сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

 Таким образом,  и интернационализм и национализм  были поставлены на службу  идентичным целям: обоснования  и идеологического обслуживания  тоталитарных режимов фашистского  и коммунистического толка.

6. Возникновение тоталитаризма  в России

 В России в начале ХХ-го века. Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.

7. Что же такое  тоталитаризм?

 Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

  В экономике он  означает огосударствление  экономической жизни,  экономическую несвободу  личности. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.  Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической.

В политической сфере вся власть принадлежит  особой группе людей, которую народ  не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой  цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать  как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и  политическая закрытость остались её существенной характеристикой и  после завоевания власти.

Общество и  государство при тоталитаризме  оказываются поглощёнными одной  господствующей партией, происходит слияние  высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение  партии в решающий стержневой элемент  государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и  движения.

 Характерной  чертой всех тоталитарных режимов  является также то, что власть  не опирается на законы и  конституцию. В сталинской конституции  были гарантированы почти все  права человека, которые на деле  практически не выполнялись. Не  случайно первые выступления  диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной  власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов. 

В духовной сфере  господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические  теории, реализующие извечную мечту  людей о более совершенном  и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между  людьми.

Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии  эти идеологии имеют свои священные  писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.) .

Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог  одновременно является и верховным  правителем.

8. Основные черты  тоталитарного общества

  • Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия

 Дж. Оруэлл  по этому поводу писал: "тоталитаризм  посягнул на свободу личности  так, как никогда прежде не  могли и вообразить. Важно отдавать  себе отчёт в том, что его  контроль над мыслью преследует  цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто  возбраняется выражать - даже допускать  - определённые, но диктуется, что  именно надлежит думать. Личность  изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть  её в искусственной среде, лишив  возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки. "

  • Разделение населения на "наших" и "ненаших".

 Людям свойственно  - и это почти закон человеческой  природы - быстрее и легче сходятся  на негативной почве, на ненависти  к врагам, зависти к тем, кому  лучше живется, чем на конструктивной  задаче.

Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В  тоталитарном государстве террор и  страх используются не только как  инструмент уничтожения и запугивания  действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно  используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера  гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать  гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения  доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно  известный принцип: "Разделяй и  властвуй". Те, кто "не с нами, а  значит, против нас" должны подвергнуться  репрессиям. Террор развязывался без  какой-либо видимой причины и  предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался  расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.

  • Тоталитаризм создаёт особый тип человека

 Стремление  тоталитаризма к переделке человеческой  природы - одна из основных  отличительных особенностей его  от всех других форм традиционного  деспотизма, абсолютизма и авторитаризма.  С этой точки зрения тоталитаризм  является феноменом исключительно  двадцатого века. Он ставит задачу  полной переделки и трансформации  человека в соответствии с  идеологическими установками, конструирования  нового типа личности с особым  психическим складом, особыми  ментальностью, мыслительными и  поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации  индивидуального начала, его растворения  в массе, сведения всех индивидов  к какому-то среднестатистическому  знаменателю, подавлению личностного  начала в человеке. Таким образом,  конечная цель создания "нового  человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.

  • Государство вмешивается даже в личную жизнь человека

 В тоталитарном  обществе всё: наука, искусство,  экономика, политика, философия,  мораль и отношения между полами  направляются одной ключевой  идеей. Одним из важнейших показателей  проникновения тоталитарных начал  во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя. " Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к ирриционализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.

Информация о работе Тоталитарный режим