Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Оно до сих пор не стало двусторонне-обязательным. Почему сложилась такая ситуация? У меня получается только один ответ, наверное, наш народ не может жить без «сильной руки», то ли не понимает что такое свобода, что такое гражданское общество. Поэтому редко в Казахстане у власти мог удержаться не авторитарный правитель, не диктатор, не тиран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Идея становления теории правового государства 5

2. Правовое государство. Его понятие и сущность 7

2.1. Основы правового государства 14

2.2. Основные характеристики и принципы правового государства 16

2.3. Система разделения властей в правовом государстве 23

3. Гражданское общество и его понятие 43

4. Соотношение гражданского общества и правового государства 51

5. Построение правового государства в Казахстане 61

Заключение 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

контр.политол..docx

— 103.74 Кб (Скачать)

 

Определенные отношения  правительства складываются с местными исполнительными органами: районными, городскими и областными администрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, и поэтому  отношения с местными исполнительными  органами строятся по принципу «власть - подчинение». Правительство осуществляет руководство деятельностью местных  исполнительных органов по следующим  вопросам:

 

1.  государственного управления;       

 

2.  исполнения местными  органами законов, актов Президента  и правительства;

 

3.  заслушивания отчетов  о деятельности местных исполнительных  органов на заседании правительства;

 

   4.   отмены либо  приостановления полностью или  в части действия актов     местных  исполнительных органов  и т.д. 

 

   В соответствии  с Конституцией одним из полномочий  правительства    является выработка  мер по проведению внешней  политики республики.

 

   Правительство принимает  решения о проведении переговоров  и     подписании международных  договоров по вопросам, относящимся  к его ведению.    Министры, председатели государственных комитетов,  руководители иных      центральных исполнительных органов  Республики Казахстан тоже имеют  право     принимать решения  о проведении переговоров и  подписании международных        договоров.  Такие договоры называются  межведомственными договорами.

 

Судебная власть.

 

   Она является самостоятельной  ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики  и только судом. Она создается  для того, чтобы защищать права,  свободы, законные интересы граждан,  их объединений, права и законные  интересы государственных органов,  организаций, обеспечивать исполнение  Конституции, законов, иных нормативных  правовых актов, международных  договоров. 

 

   Итак, в соответствии  с Конституцией Республики Казахстан  суд защищает права, свободы  и законные интересы граждан.  Означает ли это, что суды  не рассматривают дела, связанные  с защитой прав, свобод и законных  интересов не граждан Республики  Казахстан – иностранных граждан,  лиц без гражданства? Иностранцы  и лица без гражданства пользуются  в республике правами и свободами,  а также несут ответственности,  установленные для  граждан,  если иное не предусмотрено  Конституцией, законами и международными  договорами.

 

Суды защищают права и  законные интересы государственных  органов, которые могут нарушаться гражданами, иностранными гражданами, другими Никому не может быть без  его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

 

3)       В суде  каждый имеет право быть выслушанным;

 

4)       Законы, устанавливающие или усиливающие  ответственность, возлагающие новые  обязанности на граждан или  ухудшающие их положение, обратной  силы не имеют. Если после  совершения правонарушения ответственность  за него законом отменена или  смягчена, применяется новый закон;

 

5)       Обвиняемый  не обязан доказывать свою  невиновность;

 

6)       Никто  на обязан давать показания  против самого себя, супруга (супруги)  и близких родственников, круг  которых определяется законом.  Священнослужители не обязаны  свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

 

7)       Любые  сомнения в виновности лица  толкуются в пользу обвиняемого;

 

8)       Не  имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осуждён  лишь на основе его собственного  признания;

 

9)     Применение  уголовного закона по аналогии  не допускается. 

 

10)Верховный Суд Республики  Казахстан является высшим судебным  органом по гражданским уголовным  и иным делам, подсудным делам  общей юрисдикции, осуществляет  в предусмотренных законом процессуальных  формах надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам  судебной практики.

3. Гражданское общество  и  его понятие.

 

Словосочетание “ гражданское  общество” условно, так как “негражданского”, а тем более “антигражданского” общества не существует. Любое общество состоит из граждан. Только до государственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во- вторых, потому что вообще не было таких понятий, “гражданин” или “гражданство”.

 

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое  общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами  притязаний со стороны себе подобных. Тоже самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством.

 

По существу же термин “гражданское общество” приобрел в научной  литературе свое особое содержание и  в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально- экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

 

За эпитетом “гражданское”, несмотря на его условность, стоит  обширное и богатое содержание. Смысл  феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее  из граждан, является гражданским, подобному  тому как не любое государство где действует право, можно назвать правовым.

 

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось тем не менее для нашей науки относительно новым и неразработанным.

 

Представления о гражданском  обществе прошли длительную эволюцию. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный  и полноправный гражданин. Для функционирования гражданского общества необходимо наличие  определенных предпосылок.

 

Идея гражданского общества появилась в новое время, в  противовес всевластию государства. Концепцию  гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Ф.В. Гегель. Он определял гражданское  общество как связь (общение) лиц  через систему потребностей и  разделение труда, правосудие, внешний  порядок.

 

В наше время утвердились  следующие определения: гражданское  общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно  сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной  власти; также представляет собой  совокупность межличностных отношений  и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства  государства.

 

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные  интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Для осуществления частных  интересов и потребностей люди создают  неполитические институты - семью, Церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации, союзы. Наша обыденная жизнь  представляет собой первичную форму  гражданского общества.

 

Формирования гражданского общества начинаются в Новое время. На первом этапе (16- 17 вв.) складывались экономические и политические предпосылки  его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (18- конец 19 вв.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (20век) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в социальную группу), идет процесс становления правового социального государства.

 

Происхождение этой идеи относится  к далекому прошлому - к “Политике” Аристотеля, “Государству” Платона  и другим древнегреческим ученым. Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие  глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек. Иными словами, раскрывая структуру и устройство человеческого общества, они вместе с тем не забывали изучать поведение  отдельного индивида и взаимодействия групп людей. Первым трудом по обществознании можно считать знаменитое произведение “Государство” великого античного  философа Платона (427- 347 до н. э.). Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно - промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аксетичный образ жизни и не предаваться земным утехам. Несколько лет позже Аристотель (384- 322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Он, как и современные ученые, изучал традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщал факты, строил концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще 2 класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

 

После Аристотеля  и Платона  наступила очень долгая, растянувшаяся  на две тысячи лет, историческая пауза, когда господствовали религиозные  воззрения на происхождение человека и мира.

 

По Гегелю, гражданское  общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право. Мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, “некультурного” состояния, писал Гегель, “люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью”. При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь “в современном мире”. Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.

 

Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает  человек - его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная  личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных) В этом смысле  она представляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. “ В гражданском обществе,- писал Гегель,- каждый для себя- цель, все другое для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей”.

 

Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие    “ гражданское общество “, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.

 

Основной принцип материалистического  понимания истории К. Маркс и  Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства и порожденную им форму общения- то есть гражданское общество на его  различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в  сфере государственной жизни, а  также объяснить из него все различные  теоретические порождения и формы  сознания, религию, мораль, философию  и т. д., проследить процесс их возникновения  на этой основе».

 

В предисловии “ К политической экономии «К. Маркс приходит к выводу, что надстроечные явления, в частности» правовые отношения, так же точно, как  и формы государства, не могут  быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века, называет «гражданским обществом, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономики»

 

Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение в рамках определенной ступени  развития производительных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.

 

Критически анализируя права  человека, К. Маркс указывал, что  они суть не что иное, как и  Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. Практическое применение права человека на свободу  есть право на частную собственность. В чем состоит это право?- спрашивает К. Маркс. В качестве ответа он цитирует ст. 16 французской конституции 1793 г.: «Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и распологать по своему усмотрению своим преимуществом, Своими доходами, плодами своего труда и своего усердия». Делает вывод: «Эта индивидуальная свобода, как и это пользование  ее, образует основу гражданского общества». (ст. К еврейскому вопросу , 1843 г.).

Информация о работе Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК