Власть и авторитет в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого вопроса, как власть и авторитет в политике.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть власть как общественное явление;
рассмотреть различные формы власти и виды власти;
дать определение авторитету и изучить виды авторитета
изучить понятия лидерства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. ВЛАСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ
§1.Власть как общественное явление……………………………………5
§2.Виды власти. Проблемы легитимности власти……………………..15
ГЛАВА 2.АВТОРИТЕТ И ЛИДЕР В РУКОВОДСТВЕ, ПОЛИТИКЕ
§1.Авторитет: понятие, виды, источники……………………………….23
§2. Понятие лидерства……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

власть и авторитет кр.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Виды политической власти выделяются по различным основаниям:

по формационному  и классовому признакам (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе);

по отношению  к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная);

по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая);

по функциям органов власти (законодательная, исполнительная и судебная);

по правовому  признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная);

по институциональному признаку (государственная, партийная и др.);

по средствам  и методам осуществления власти в обществе (тоталитарная, авторитарная, демократическая).

Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей.

Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведения людей, социальных групп, классов, посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.

Характерные признаки государственной власти:

1. Суверенитет,  её верховенство на всей территории  страны и независимость в международных отношениях.

2. Выступает  в качестве силы, концентрированно  выражающей и символизирующей общество в целом.

3. Обладает монополией  на легальное использование силы, физического принуждения.

4. Имеет специальный  сложный аппарат (механизм) управления  всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти.

5. Обладает исключительным  правом на нормирование жизни  всего общества, правом на издание  законов и норм, обязательных для всего населения.

6. Имеет право  на взимание налогов и различного  рода сборов, имеющих для населения  всеобщую обязательность.

Любая государственная  власть имеет очень сложную структуру, как правило, включающую в себя следующие  элементы: субъекты, нормы, средства, методы и цели субъектов государственной власти.

Субъекты государственной  власти – это, прежде всего, три ветви власти на всех уровнях их функционирования - от центрального (федерального) до микроуровня - власти в первичных организациях. 3

Нормы государственной  власти подразделяются по уровням ее функционирования, каждый из которых, согласно своей компетенции, может вырабатывать свои законодательные акты.

Средства и  методы государственной власти - это те же ресурсы и методы, которые присущи власти в целом. 

Цели субъектов  государственной власти - это предвидение, прогнозирование субъектами власти конечных итогов своей деятельности, которые всецело зависят от реализации коренных интересов государства: непосредственное функционирование и удержание государственной власти, существующего политического режима и социально-экономического строя; обеспечение национального суверенитета государства и территориальной целостности страны; отстаивание национальных интересов на международной арене; создание условий для демократического развития страны во всех сферах её жизнедеятельности; поддержание политической, экономической, социальной стабильности общества; обеспечение поступательного и прогрессивного развития страны и т.д.

В современной  политологической науке обычно выделяют четыре уровня функционирования государственной власти.

Микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Мезоуровень - подчинённые центру органы (республиканские, областные, краевые и т.д.).

Макроуровень - центральные органы (институты) государственной власти.

Мегауровень - распространение центральной макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.

Таким образом, политическая власть и государственная власть тесно взаимосвязаны. Обусловлено это тем, что она исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. В тоже время понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической организации общества: в рамках политических партий, общественных организаций, профсоюзов, международных организаций и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, её основным содержанием. Любая негосударственная общественная организация участвует в отправлении политической власти (исключая её полномочия в отношении своих членов) через посредство государства.

 

 §2.Виды власти. Проблемы легитимности власти

 Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная  власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть —  всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая  осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется  рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений  политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую  иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками  властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.4

В зависимости от субъектов  власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения  выделяются мегауровень — международные  организации (ООН, НАТО); макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация  власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта  власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считают экономическую власть.

Политическая  власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Власть в  нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная  власть характеризуется обычно как  правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе — юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.

1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

Информация о работе Власть и авторитет в политике