Власть и оппозиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Политология – это наука о политике. Термин политология образован из двух греческих слов – politike (общественные, государственные дела) и logos (учение, слово). Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями:
обеспечение целостности и стабильности общества;
мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Содержание

Ведение…………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………...4
Власть……………………………………………………………..4
Оппозиция………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………….
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

1 политология.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

    Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

    Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления.

    Социальные  ресурсы – это группы, на которых может рассчитывать власть в проведении политики.

    Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, средства их получения и распространения. В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

    Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

    Принудительные (силовые) ресурсы  – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

    Власть  обычно применяет  различные ресурсы  в комплексе. Процесс  властвования характеризуется  механизмом и способами  властвования.

    Механизм  власти – это социальные институты и аппарат  управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. 

    Существуют  два главных подхода  к властвованию:

  1. побуждение объекта к действиям, угодным субъекту;
  2. обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

    Способы властвования могут  быть классифицированы на: демократические, авторитарные, тоталитарные, конституционные, деспотические, либеральные.

    Механизм  функционирования власти в рамках закона в XVII веке был разработан и предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей. Делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.

    В XVIII веке принцип разделения властей необходим в силу потребности в их специализации и для поддержания в обществе определенного баланса власти. Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система во взаимоотношениях трех ветвей власти. Законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд.

    Власть  бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). Власть классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

    Экономическая власть – это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

    Социальная  власть, частично предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения.

    Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения.

    Принудительная  власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

    Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Одна из основных интегральных характеристик власти – ее эффективность, то есть способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки. Критерии эффективности власти таковы:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае не выполнения распоряжений властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

    В современных демократических  государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются цели и пути развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. В России власть лишена сколько-нибудь массовой социальной базы, слаба и малоэффективна. Она сосредоточенна в многочисленных центрах силы – кланах, финансовых и криминальных группировках. Государство пока неспособно навязать им правила ответственного поведения. Политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентаций граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.

    Ценностная  мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Характерной особенностью ценностной мотивации является безвозмездность. Любая политическая власть стремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Заинтересованный тип подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Принудительные мотивы подчинения – это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением силы. Характер принуждения зависит от степени противодействия граждан. В современных условиях для политической власти характерны следующие тенденции. Первая – усиление интенсивности процессов демократизации. Вторая – возрастание фактора легитимности. Третья – стремление правящих кругов к обретению авторитета. Четвертая – становление системы разделения властей. Пятая – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Шестая – прогрессирующая бюрократизация аппарата власти.

    Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

    Легитимность  и легальность  власти сопутствуют  друг другу в периоды  стабильного функционирования общества. В периоды  глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность не всегда сочетаются между собой. Легитимность величина переменная. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Легитимность имеет три идеальных типа:

    1. традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции;
    2. харизматическая легитимность, основан на популярности политического деятеля;
    3. рациональная легитимность, опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

    Легитимность  власти не ограничивается этими тремя типами. Существуют идеологическая и националистическая легитимности: 

  • идеологическая легитимность состоит в обосновании власти с помощью идеологии. Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется элитами развитых государств.

    Важное  место в функционировании власти занимают проблемы утраты доверия к  власти, лишения ее общественной поддержки. С учетом вышеизложенного  можно высказать  следующие соображения о легитимности власти в СССР и посткоммунистической России.

    В 1917 году страна утратила легитимность традиционного  типа. Большевистским режимом были утверждены харазматический  и идеологический типы легитимности. Победа СССР во Второй мировой войне и превращение его в сверхдержаву для советской правящей элиты были ключевыми факторами «народной» легитимации власти. Упадок экономики и разрушительный потенциал национализма явились причинами краха социализма в СССР.

    В современной России происходит постепенное изживание традиционных, харазматических и идеологических элементов легитимности уступающих место рационалистическим элементам. Обрести «народную» легитимность власть может, прежде всего, благодаря повышению жизненного уровня населения, прогрессу в области обеспечения прав и свобод личности.

    Наряду  с легальной, государственной  властью возможны различные формы  нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писанные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная  руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жестокость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает. Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры.   
 
 
 
 

    2.2. Оппозиция 
 
 
 

    Что такое оппозиция?

    Это обстоятельство, порождающее  позиции и интересы тех, кто стремится  овладеть властью. Проблема оппозиции в отечественном обществоведении пока мало исследована. Это объясняется тем, что монополия КПСС на власть сопровождаласть подавлением всякого инакомыслия, или так называемого диссидентства. В официальной пропаганде семидесятых-восьмидесятых годов одним из центральных был тезис об идейном и морально- политическом единстве советского народа. Оппоненты власти третировались как отщепенцы. 

    В обстановке углублявшегося кризиса коммунистического  режима оппозиция  подвергалась репрессиям, но тем не менее оставалась существенным фактором общественной жизни. Социологические исследования свидетельствуют, что взгляды диссидентов разделяла значительная часть общества. Преследование же оппозиции властями делало невозможным исследование этого феномена. В настоящее время в стране оппозиция является частью демократического процесса. Можно предположить следующее определение оппозиции. Это – противостояние различных субъектов общества государственной власти, не учитывающей их интересы. Такими субъектами могут быть классы, слои, социальные группы, партии, движения, отдельные индивиды.  

Информация о работе Власть и оппозиция