Власть как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.

Работа содержит 1 файл

Власть как социальное явление.docx

— 18.97 Кб (Скачать)

Власть как социальное явление.  
По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Однако социальная функция  власти по обеспечению целостности  и упорядочению разнообразных интересов  и отношений между людьми может  достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может  иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых  путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы  массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов  о "военной угрозе" или наличии "внутреннего врага" заметно  снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к  их социальной и культурной деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована  и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением  интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. 
Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления:  
1) Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.  
2) Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

3) Подход системный. Он  возник в противовес бихевиористскому  видению власти и исходит из  производности власти не от  индивидуальных отношений, а от  социальной системы. Некоторые  представители системного подхода  (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают  власть как способность системы  обеспечивать исполнение ее элементами  принятых обязательств, направленных  на реализацию ее коллективных  целей. Это во многом обусловливает  относительность власти, т. е.  распространенность на определенные  системы.  
4) Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.  
5) Подход реляционистский (от французского слова "relation" - отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.  
Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

В самом общем  виде власть определяется как способность  и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение  другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя  субъектами, при котором один из них, субъект власти, предъявляет  определенные требования к поведению  другого, а другой, в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти, подчиняется распоряжениям  первого. Власть как отношение господства и подчинения предполагает наличие  причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего  субъекта. В приведенном определении  эта причина обозначена понятием «средство». Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для  субъектов общественных отношений  физические, материальные, социальные, психологические и моральные  факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельность подвластного субъекта (объекта власти). В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения манипуляции или авторитета. Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путем непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник властного влияния заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта. Источником подчинения во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта власти, с которой не может не считаться подвластный, в силу чего он подчиняется предъявляемым ему требованиям. Власть, таким образом, есть непременная сторона человеческого общежития; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов – семейной, школьной, производственной, политической, международной и иной. 


Информация о работе Власть как социальное явление