Внешние и внутренние функции российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

Функции государства различны, порядок их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которое оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Содержание

Введение
1.Внутренние функции российского государства…………..…………………..6
1.1. Экономическая функция………………………………………………6
1.2. Социальная функция………………………………………………….7
1.3. Функция развития культуры, науки и образования…………………8
1.4. Экологическая функция……………………………………………....9
1.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………....9
1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка……………………………………………………………………..10
2.Внешние функции российского государства………………………..…….....11
2.1. Функция обороны…………………………………………………….12
2.2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка……..12
2.3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ..13
2.4. Международная охрана окружающей среды……………………….14
Заключение

Работа содержит 1 файл

Функции Российского государства.docx

— 37.23 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки РФ

Научно-исследовательский  институт Томского Государственного Университета

Новосибирский Юридический  Институт (филиал)

Кафедра Теории государства  и права и международного права

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Теория  государства и права»

на тему:

«Функции современного Российского  государства»

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса группы 22-ОП

Мелихов Илья Иванович

                                                                             Проверил:

Старший преподаватель

Щербакова Елена Сергеевна

 

г. Новосибирск, 2012

 

      Содержание       

Введение

1.Внутренние функции российского государства…………..…………………..6

1.1. Экономическая функция………………………………………………6

1.2. Социальная функция………………………………………………….7

1.3. Функция развития культуры, науки и образования…………………8

1.4. Экологическая функция……………………………………………....9

1.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………....9

1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,                                                    правопорядка……………………………………………………………………..10

2.Внешние функции российского государства………………………..…….....11

2.1. Функция обороны…………………………………………………….12

2.2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка……..12

2.3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ..13

2.4. Международная охрана окружающей среды……………………….14

Заключение

                                                                      

 

 

 

 

      Введение

Функции государства –  это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение  помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства:

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего и существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – экономике, политике, охране природы и др.
  2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти  методами.

         Функции государства различны, порядок их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которое оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства,  а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Каждая функция государства  имеет свой объект воздействия и  свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты  и служат критерием разграничения  функций государства. Содержание функций  показывает, что делает государство, какие управленческие действия в  данной сфере оно совершает, чем  конкретно занимаются его соответствующие  органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных  органов функции государства  выполняются всеми или многими  органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой либо функции государства.

Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства  и не могут им противоречить. Поэтому  деятельность государственных органов  должна протекать в русле  основных функций государства.

По направленности функции  государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Более подробно о тех и других я расскажу вам в этом реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренние функции российского государства

В современный период Российскому  государству присущи следующие  основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

1.1. Экономическая функция.

Она заключается в обеспечении  нормального функционирования и  развития экономики, в том числе  посредством охраны существующих конституционных  форм собственности. С принятием  Гражданского кодекса Российской Федерации создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь  и т.д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя  акций.

Государственная программа  по развитию экономики предусматривает  так же финансирование программ научно-технических  и промышленных исследований, особенно в области перспективных и  приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного  производства. Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано  с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

1.2. Социальная функция.

Она проистекает из предпосылки, что, как написано в ст. 7 Конституции  Российской Федерации, «Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека».

Содержание этой функции  многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать  гарантированный минимум размера  заработной платы, обеспечивать государственную  поддержку семьи, материнства, отцовства  и детства, людей с ограниченными  возможностями и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии, пособия и т.д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление  таких издержек нынешнего переходного  периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.

Однако осуществление  данной функции государства еще  не отвечает предъявляемым к ней  требованиям. В обстановке систематических  задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста  цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право  граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

1.3. Функция развития культуры, науки и образования.

Эта функция сложилась вместо ранее существовавшей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции  сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.;

В содержание данной функции  входит также: государственная поддержка  науки, создание благоприятных условий  для творческой деятельности научных коллективов, меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления  данной функции составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон Российской Федерации «Об образовании», указы Президента Российской Федерации « О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении  этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств  на развитие культуры, науки и образования  из государственного бюджета.

1.4. Экологическая функция.

Эта функция также именуется  как функция охраны природы и  рационального использования природных  ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции  и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах;  ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только одной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения Земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической  функции составляет государственное  управление координация деятельности охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет  на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. 

Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию, являются: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «основы лесного законодательства»,  «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения » и т.д.

1.5. Функция налогообложения и взимания налогов.

Это направление деятельности государства  охватывалось ранее  более общей, хозяйственно-организаторской  функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и  усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных функций государства. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнение казны, за счет всех видов налогов.

Базовыми нормативными актами , регулирующими выполнение данной функции, выступают ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс Российской Федерации. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности, и ответственность налогоплательщиков.

Нынешние кризисные явления  в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой  функцией задачу оптимального сбора  налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

В современных  условиях существенные изменения и  развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов  содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст.2) признав человека, его  права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и  свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.  К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

Новое в содержание данной функции состоит в том, что согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации «В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. 

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение  режима законности, предупреждение и  сокращение правонарушений. Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Законы «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в российской Федерации», «О прокуратуре» и т.п.

Информация о работе Внешние и внутренние функции российского государства