Внешняя политика США в XXI веке: американская версия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Во внешней политике США на рубеже веков прослеживаются обе традиционные тенденции, свойственные данному виду государственной деятельности: активисткая (или интернационалистско-интервенционистская) и неоизоляционистская. При этом во взаимодействии двух тенденций заметно доминировала первая – как отражение представлений американцев о месте США в современном мире. С самого начала ХХI века внешнеполитический курс США демонстрирует преемственность традиций.

Содержание

1. Общие контуры современной американской внешней политики: намерения и ориентиры.

2. Реализация внешнеполитической программы президента Дж. Буша-младшего (2001–2005 гг.).

3. Информационно-аналитическое приложение: Колин Пауэлл, Дональд Рамсфелд и Кондолиза Райс как “творцы” современной американской внешней политики.

Работа содержит 1 файл

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ХХI ВЕКЕ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

 

По вопросу о развертывании программы ПРО в самих Соединенных Штатах существуют разногласия на межпартийном уровне. Так, большинство республиканцев ставило под сомнение полезность контроля над ядерным оружием и высказывалось за скорейшее развертывание национальной системы противоракетной обороны. Показательна в этом смысле позиция представителя республиканской партии, сенатора Джесси Хелмса, который отверг (2001 г.) необходимость достижения консенсуса с оппонентами данной программы на международной арене, особенно с Россией. “В юридическом смысле администрация Буша не видит никаких препятствий для создания любой национальной системы противоракетной обороны по своему выбору. Лично я не считаю, что перезаключение Договора по ПРО с Россией позволит нам создать необходимую систему обороны”. (Речь шла о Российско-американском договоре от 1972 г.).

 

Большинство демократов, наоборот, поддерживало меры в области контроля над вооружением и скептически относилось к необходимости срочного развертывания противоракетной обороны. Так, по мнению Дж. Байдена, если противоракетная оборона все-таки нужна, то следует создавать такую систему, с которой согласилась бы Россия в рамках пересмотренного Договора по ПРО.

 

Улучшение взаимоотношений США и России осенью 2001 г. сняло разногласия двух стран по вопросу о противоракетной обороне и Россия достаточно лояльно отнеслась к одностороннему выходу США (2002 г.) из Российско-американского договора по ПРО.

 

Задачи американской военной политики в ХХI веке в контексте новых “угроз и вызовов” США были сформулированы (2001 г.) министром обороны в администрации Дж.Буша Дональдом Рамсфелдом:

 

1. Сформировать и поддерживать силы сдерживания, соответствующие нынешней обстановке в области безопасности. Новая обстановка связана с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки. Необходимо обеспечить эффективную противоракетную оборону. Важным элементом нашей оборонной политики остается ядерное сдерживание. Однако в XXI веке оно должно быть адаптировано к новым вызовам. Оно должно базироваться на сочетании наступательного ядерного и оборонительного неядерного потенциала, совместно лишающих потенциальных противников возможностей и выгод от угрозы применения оружия массового поражения.

 

2. Обеспечить боеготовность и стабильность развернутых сил. Вооруженные силы США должны быть готовы справиться с любой непредвиденной ситуацией и способны вести боевые операции в течение длительного периода времени, если это понадобится.

 

3. Модернизировать потенциал США в сферах командования, управления, связи, разведки и космоса таким образом, чтобы удовлетворить потребности XXI века.

 

4. Трансформировать оборонный комплекс США. Нынешний процесс закупки систем вооружений плохо приспособлен для удовлетворения требований, предъявляемых расширением нетрадиционных и асимметричных угроз эры технологических прорывов и широкомасштабного распространения.

 

5. Реформировать структуры, а также усовершенствовать процессы и организацию Министерства обороны.

 

Таким образом, и в ХХI веке США стремились сохранить и упрочить роль мирового гегемона. Последнее предопределяется не только международным положением Соединенных Штатов, но и их жизненно важными национальными интересами. В связи с этим позиция Дж. Буша и республиканцев была и остается активистской (интервенционистской) с “вкраплением” неоизоляционизма, неизбежным в условиях существующей политической культуры США.

 

События 11 сентября 2001 г. на некоторое время направили эволюцию внешней политики США к ее менее амбициозному варианту – кооперативной стратегии. Выводы теоретиков “стабильной однополярности” оказались несколько преждевременными. Прогнозы алармистов оказались точнее. Угроза безопасности США в настоящее время исходит со стороны наднациональной, надгосударственной силы – международного терроризма. После террористических актов 11 сентября 2001 г. американское руководство поняло, что не только мир нуждается в США, но и США в поддержке других стран в реализации глобальной стратегии.

 

Политолог С. Уолт полагает, что даже лидерство США в международной антитеррористической кампании (2001–2002 гг.) не дает основания полагать, что остальной мир будет безоговорочно принимать все, что делают США, что сверхдержавность исключит критику и противоречия. Это прежде всего относится к ведущим мировым державам – Китаю, России, Индии, странам ЕС, которые вряд ли будут мириться с гегемонистскими устремлениями США.

 

Американский политолог Дж. Айкенбери считает, что отношения США с остальным миром должны строиться на основе взаимных договоренностей: Соединенные Штаты делают свою мощь безопасной для всего мира, а остальной мир дает согласие жить в порядке, в основе которого “американская система”.

 

Успех международной антитеррористической операции “Справедливое возмездие” в Афганистане, с одной стороны, повернул администрацию Буша к стратегии кооперации (улучшились отношения США с Россией, расширилось поле сотрудничества Америки со странами Средней Азии и т.д.), а с другой – вновь усилил самоуверенность и лидерские амбиции США. Последние весьма наглядно проявились в американской политике в отношении Ирака. Уже в 2002 г. сторонники жесткой внешнеполитической линии в администрации США – убежденные “гегемонисты” – П. Уолфовиц, Кондолиза Райс, Дональд Рамсфелд заявляли, что настало время “разделаться” со всеми врагами США на Ближнем Востоке и Персидском заливе, а также укрепить положение Америки в мире. В марте 2003 г. США начали войну в Ираке против режима Саддама Хусейна. Протест мировой общественности против военного вмешательства в дела суверенного государства не оказал влияния на позицию США. Победоносная война еще более укрепила мессианско-гегемонистские настроения в американском обществе.

 

Интервенционизм в современной внешней политике США является своего рода практическим воплощением “доктрины свободы”, сформулированной в мае 2002 г. ведущим экспертом Гуверовского института, Стэнфордского ун-та и Фонда Карнеги М. Макфолом. По мнению автора доктрины, как и во времена холодной войны, основной миссией США станет борьба за распространение свободы, и внешняя политика должна организовываться вокруг этой цели. Только барьером на пути свободы сейчас является не коммунизм, а терроризм. Следовательно, на борьбу с терроризмом должна быть направлена внешняя политика США. Во всех “оставленных без внимания США” регионах существуют либо террористические автократические режимы, либо государства-изгои являются спонсорами терроризма. Поэтому борьба “за свободу” будет такой же долгой, как почти вековая борьба с коммунизмом.

 

Основные задачи и ориентиры внешней политики США в контексте “доктрины свободы” свидетельствуют об ее “интервенционистской” сущности:

 

1. Многосторонние (коллективные) действия могут быть эффективными только при лидерстве Америки.

 

2. Следует отказаться от ложной идеи, в соответствии с которой членство “плохого” или проблемного государства в демократической организации – НАТО, ВТО, ЕС – способствует его демократизации. Требования приема России в НАТО безосновательны, так как она до сих пор не является демократической страной.

 

3. США должны добиваться сохранения военного преимущества над остальным миром.

 

4. Должна быть разработана военная доктрина, позволяющая использовать мощь сверхдержавы для смены антидемократических режимов. Эта политика должна дополняться широкомасштабной программой по строительству демократии в странах воздействия.

 

5. Помощь США не должна рассматриваться как благотворительность, это “инструмент политики национальной безопасности”.

 

6. Афганистан должен стать аналогом Западной Германии в политике США. Строительство демократии в Афганистане должно стать делом Америки.

 

7. Ирак должен стать следующим кандидатом для приложения “доктрины свободы”.

 

8. Россия останется второразрядным членом западного сообщества пока там не укрепится демократия.

 

В настоящее время уже очевидно, что большинство рекомендуемых Макфолом направлений внешней политики США весьма активно реализуются администрацией Дж. Буша-младшего, рискующей, тем самым, превратить свою страну в мирового жандарма. В целом контур современной внешней политики США можно определить как несомненное мировое доминирование. 3. Информационно-аналитическое приложение: Колин Пауэлл, Дональд Рамсфелд и Кондолиза Райс как “творцы” современной американской внешней политики

 

Традиционно, когда новый американский президент приходит к управлению страной, он приводит с собой свою команду. При этом кадровые изменения могут носить весьма масштабный характер. Как правило, полностью меняется состав политиков высшего эшелона власти: государственный секретарь, министр обороны, советник по национальной безопасности, а также их заместители. Весьма часто также меняется состав политических назначенцев более низких уровней власти. В связи с этим меняются характер и тональность политики. Не стал в этом смысле исключением приход к власти в 2001 г. республиканской администрации Дж. Буша-младшего – 43 президента США.

 

Американские аналитики признают, что у Дж.Буша не хватает опыта в сфере внешней политики, однако он сумел окружить себя людьми, имеющими богатый теоретический и практический опыт в этой области.

 

43-й президент США Джордж Уолкер Буш (младший). Родился 6 июля 1946 г. Впервые после 1824 г. (после победы на президентских выборах Джона Куинси Адамса) Дж. Буш стал президентом, чей отец также был президентом (1989–1993 гг. – Дж. Буш-ст. – 41-й президент США). Вырос в Техасе. Окончил Гарвардский университет (Harvard Business School), получил степень магистра в области экономики. По возвращении в Техас занялся нефтяным бизнесом. В 1994 г. был избран губернатором Техаса, а через 4 года вновь переизбран на этот пост. С минимальным перевесом победил в избирательной кампании 2000 г. кандидата на пост президента от демократической партии Альберта Гора (вице-президента администрации Б. Клинтона).

 

Государственный секретарь Колин Пауэлл.

 

Утвержден в должности путем голосования в сенате и приведен к присяге в качестве госсекретаря 20 января 2001 г. К. Пауэлл родился в Нью-Йорке 5 апреля 1937 г. Его родители – эмигранты с Ямайки. Пауэлл окончил сити-колледж в Нью-Йорке со степенью бакалавра геологии. Будучи студентом он участвовал в деятельности Корпуса подготовки офицеров запаса, и после окончания колледжа в 1958 г. ему было присвоено офицерское звание второго лейтенанта сухопутных войск. Позднее Пауэлл окончил Университет Джорджа Вашингтона со степенью магистра в области бизнеса.

 

К. Пауэлл – профессиональный военный, прослужил 35 лет в сухопутных войсках США, занимал множество различных командных и штабных должностей, достигнув звания четырехзвездного генерала. Его последним назначением (1989–1993 гг.) была должность председателя Объединенного комитета начальников штабов. На этот период пришлось 28 международных кризисов, на которые ему приходилось реагировать как должностному лицу. Среди них известная военная операция “Буря в пустыне” во время войны в Персидском заливе в 1991 г. В период правления республиканской администрации Р. Рейгана был советником по национальной безопасности последнего. После выхода на пенсию Пауэлл написал свою ставшую бестселлером автобиографию “Мое американское путешествие”, опубликованную в 1995 г.

 

К. Пауэлл является обладателем множества американских и иностранных военных наград и знаков отличия. Среди его гражданских наград – две Президентские медали свободы, Гражданская медаль от президента, Золотая медаль конгресса, медаль “За выдающиеся заслуги” от государственного секретаря и т.д. В честь Пауэлла назван ряд школ и других учреждений.

 

Оценка госсекретаря президентом Дж. Бушем: “Не знаю лучшего человека для того, чтобы быть лицом и голосом американской дипломатии, чем Колин Пауэлл”.

 

Министр обороны США Дональд Рамсфелд. Утвержден в должности путем голосования в сенате и приведен к присяге 20 января 2001 г.

 

Родился в 1933 г. Образование: Принстонский университет, бакалавр гуманитарных наук со специализацией в области политики. В 1954–1957 гг. служил летчиком в военно-морской авиации в ВМС США. Далее занимался бизнесом и политикой:

 

1962–1969 гг. – конгрессмен-республиканец от штата Иллинойс;

 

1969–1971 гг. – помощник президента Р. Никсона и член кабинета;

 

1971–1973 гг. – директор президентской программы экономической стабилизации и советник президента Р. Никсона;

 

1973–1974 гг. – представитель США в НАТО;

 

1974–1975 гг. – член кабинета и администрации президента Дж. Форда;

 

1975–1977 гг. – министр обороны США.

 

Во времена администрации Р. Рейгана (1980-е гг.) Д.Р. был советником в государственном департаменте и министерстве обороны США, а также членом Главного консультативного комитета по контролю над вооружениями при президенте.

 

Во времена правления администрации Б. Клинтона Д. Рамсфелд занимал должность председателя Комиссии США по национальной безопасности в области космических разработок.

 

1998–1999 гг. – председатель Комиссии США по угрозе применения баллистических ракет против США, которая оценивала уязвимость страны перед ракетным нападением.

 

1999–2000 гг. – работал председателем Комиссии по вопросам торгового дефицита США.

 

Президент Дж. Буш о Дональде Рамсфелде: “Это человек, который обладает глубокой мудростью, отличается большой проницательностью, и он должен быть отличным министром обороны – снова”.

 

Кондолиза Райс – советник президента США по вопросам национальной безопасности. Приведена к присяге в качестве советника президента по вопросам национальной безопасности 22 января 2001 г. Родилась в 1955 г., окончила Денверский университет со степенями бакалавра естественных наук и доктора политологии, а также университет Нотр-Дам со степенью магистра гуманитарных наук.

 

Опыт научно-аналитической и организационной работы К. Райс связан с лучшими университетами и научными центрами США. Она ра­ботала профессором и проректором Стэнфордского университета (Калифорния), а также была научным сотрудником Гуверовского института. Райс имеет большой опыт работы в государственном аппарате. Так, в период правления администрации Дж. Буша-старшего она являлась сотрудником аппарата Совета национальной безопасности (1989–1991 гг.) и занимала пост директора, а затем – старшего директора по делам Советского Союза и Восточной Европы; позднее была назначена специальным помощником советника Президента США Дж. Буша-старшего по вопросам национальной безопасности.

 

К. Райс известна своими экспертными оценками ситуации в России в области контроля над вооружениями. Выступает за создание системы противоракетной обороны США, поднимала вопросы о вооруженных силах США, заявляя о целесообразности создания международных коалиций с целью разделения военного бремени.

Информация о работе Внешняя политика США в XXI веке: американская версия