Возникновение политологии и ее судьба в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. Разобраться в сложном лабиринте политических событий - задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение к тем или иным политическим явлениям процессам, различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1.Возникновение политологии. Её судьба в нашей стране
1.1.История возникновения политологии как науки………………………………..3
1.2.Судьба политологии в нашей стране……………………………………………..5
2.Предмет и методы политологии
2.1.Объект и предмет политологии…………………………………………………..11
2.2.Методы и методологии политологических исследований……………………..14
3.Функции политологии в современном обществе
3.1. многообразие теорий и направлений в современной науке о политике……..18
3.2.функции политологии в современном обществе………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

политология реферат 1.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

 
3.Функции политологии  в современном  обществе

 
3.1. Функции политологии,  и ее место в   системе общественных  наук.                    

   Политология как научная и учебная дисциплина,  отображающая многообразие политической жизни общества, выполнят следующие функции: гносеологическую, мировоззренческую, практически-прогностическую.

  Гносеологическая, или теоретико-познавательная, функция политологии заключается в изучении  политической реальности. Политология изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нём политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности людей и их политических отношений. Использование ею эмпирических исследований позволяет получать новые знания о политической действительности, расширять и конкретизировать представления о политике, её роли в обществе, понимать и объяснять политическое развитие в целом.

   Мировоззренческая функция политологии тесно связана с гносеологической и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей. Сегодня наше общество особенно нуждается в повышении уровня политической культуры народа, в воспитании у каждого гражданина навыков активного участия в политической жизни общества, умения правильно анализировать происходящие события, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, самостоятельно ориентироваться в политическом мире и успешно действовать в нём. Цена ошибок в политике сегодня исключительно велика. Чтобы свести их к минимуму, необходима, в частности, мировоззренческая подготовка всех граждан нашего общества.

   Практически-прогностическая функция политологии выражается в том, что, опираясь на научные знания, она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества. В настоящее время в России происходят коренные преобразования социально-экономических и политических отношений. Преобразуется политическая система общества, осуществляется становление демократического парламентаризма, правового государства, меняются сами люди, их политическое сознание, поведение. В этих условиях особое значение приобретает политическое прогнозирование. С помощью политических прогнозов можно предвидеть возможные позитивные и негативные последствия современного развития событий, разрешить возникающие противоречия и предотвратить вероятные политические столкновения классов, наций, других социальных групп.

    Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки и др.Связь политологии и истории заключается, в частности, в том, что история даёт ключ к пониманию политической жизни общества. Политология, изучая исторический опыт развития общества, постигает и опыт развития его политической жизни. Предметом политологии является также история развития самой политической мысли. На базе конкретного исторического материала политология осуществляет политический анализ исторических фактов. В отличие от истории, которая рассматривает различные события хронологически, политология абстрагируется от хронологии событий, теоретически обобщает опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющееся, типичное, закономерное. Политология отличается от истории ещё и тем, что последняя изучает все стороны жизни общества, а политология  - политическую жизнь его.Связь политологии и философии состоит прежде всего в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений, ориентирующих на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимодействии с другими явлениями и в развитии, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует разрабатываемую в рамках философии теорию познания при исследовании собственно политических проблем. В свою очередь в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной социальной системы и места в ней различных политических явлений. Тесно взаимодействуют между собой политология и социология. В частности, социология предоставляет в распоряжение политологии многие конкретные данные, связанные с функционированием общества как целостности социальной системы. Политология использует эти данные при анализе собственно политических явлений, а также их связи  с другими явлениями общественной жизни. Так, в политическом анализе всегда учитываются данные социологии о настроении масс, мотивах поступков отдельных личностей и социальных групп, партий, классов, наций и т.д. Взаимосвязь политологии и экономической науки отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений. Так, например, экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Степень этого влияния может быть разной (большей или меньшей)  в  зависимости от конкретных  условий развития соответствующего общества. Политика в свою очередь может воздействовать на экономику (содействовать её развитию или тормозить его). Эта взаимосвязь отражается и в политологии, и в экономической науке. Изучение политологии с использованием данных других наук позволяет понять сложные процессы современного общественного развития, прежде всего основополагающие явления политической жизни общества, функционирование его политических институтов. Всё это очень важно для того, чтобы подготовиться к выполнению роли гражданина своей страны, быть способным научно анализировать события современной политической жизни.

Политология не только предлагает необходимую для  образованного человека сумму знаний, но и помогает утверждать в обществе начала гуманизма - идеи демократии, правового  государства, гражданского общества. 
 
 

 
3.2. Многообразие теорий  и направлений  в современной  науке о политике.

    ХХ век - век конкретных перемен  в мире. Это век революций в  науке и политике, век развития  демократии на Западе и её  становления на востоке, Севере  и Юге. Процессы политических  преобразований вызвали к жизни  новые теории о политике и  демократии, которые сформировались  на научной базе, созданной предшественниками  и основателями современной политической  науки в прошлом веке и в  первые десятилетия современного  столетия. В то же время современные  концепции и теоретические системы  не воспроизводят представления  классиков современной мысли,  а в них обосновываются и  конструируются идеи, модели и  правила политической игры, свойственные  условиям формам жизни народов  и стран. На первый взгляд  политическая наука похожа на  Пенелопу из греческого мифа: сегодня каждый разрушает всё,  что было создано вчера, каждый  политолог изобретает всё заново, начинает как бы с нуля. В  действительности в этом есть  своя логика постепенного, противоречивого  процесса накопления объективных  знаний, формирования, развития и  преобразования подходов, понятий,  моделей. Доказательством сему  служит анализ ведущих направлений  и господствующих парадигм в  современной политологии. Отсутствие  общей методологии - одна из  главных особенностей современной  политической мысли. Добавим к  сказанному: и отрицание единой  системы понятий  концепций.  Разнообразие направлений  и  проблематики, теорий,  парадигм  и подходов к изучению политики - такова общая политика современного  политологического знания. Поскольку  политология теснее всех других  социальных наук связана с  политической практикой, последняя  в большей мере влияет на  политические знания, его методы  и концепции. Политическое и  идеологическое соперничество систем  и режимов, интересов и партий, доктрин и установок общественных  сил, борющихся за власть и  стоящих у власти, так или иначе,  сказывается на социальном и  духовном климате, в котором  живут и творят политологи. Политология  не остаётся вне пространства  этого соперничества, хотя объективность  предполагает необходимость дистанцирования  исследователя от политических  и идеологических предпочтений  и страстей. Эти внутренние противоречия  в политическом знании, а главное  - условия и потребности политического  процесса, определяли возникновение  и динамику различных направлений  и концепций в науке. В условиях  перестройки политической, социальной  и экономической структуры американского  общества, связанной с великой  депрессией и Новым курсом, движимые  стремлением связать научность  политологии с её способностью  служить демократическим ценностям,  американские политологи обратили  внимание на эмпирический подход  к анализу деятельности государственных,  правительственных и иных политических  институтов. В русле этой тенденции  зарождается бихевиоральное направление  политических исследований. Суть  его - изучение поведения заинтересованных  групп в политическом процессе. Наиболее видными представителями  были Г. Мерриам и Г. Лассуэл.  Бихевиорализм возник на волне  резкой критики отвлечённых политических  доктрин и стремления расширить  и обогатить поле научных исследований исторической реальности. Бихевиористская методология противостояла марксистской, отдающей предпочтение глобальному и классовому подходам. Методологическим стал принцип эмпирического редукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма, которая строится на признании предметной областью научного анализа эмпирически достоверных фактов политического поведения индивидов. Согласно данному принципу научный смысл имеют только те положения, которые эмпирически подтверждаются. Всё остальное: абстрактные теории, понятия о сущности политики, власти и т.д. - не имеют научной ценности и выходят за пределы научного исследования. Главными инструментами исследования признаются интервью и статистические методы. Бихевиорализм вызвал интерес тем, что отвергая отвлечённые рассуждения о политике и власти, ориентировался на получение конкретного знания о политическом поведении людей. Причём знания, по словам его последователей, нейтрального, поскольку политическая сторона поведения человек рассматривалось как естественное свойство людей, независимое от социально-классовых интересов. Например, политическая власть трактовалась в духе Ницше: в виде присущего человеческой природе признака, даже его инстинкта. Бихевиористская методология ложилась на благодатную почву критики авторитарных и тоталитарных режимов, основывающихся на концепциях надличностного государственного или партийного интереса, на догме полного подчинения личности государстве, системе. Бихевиорализм перекочевал в Европу. Функциональный анализ - одна из современных методологий в политической науке. Он включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностями политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся сфере и т.д. Исследователи отмечают и ограниченность методологии функционализма, которая слишком абстрактна и мало помогает в объяснении конкретных явлений. Функциональная модель политической системы консервативна, поскольку отдаёт предпочтения равновесию стабильности системы. Эта методология не является основой выявления и объяснения противоречий, напряжённостей, конфликтов в деятельности системы, без чего нет и развития. Функциональный анализ в политической науке развивали американские учёные Алмонд и Пауэлл, разработав три уровня анализа: система и среда, внутреннее функционирование системы, её сохранение и адаптация. Теоретическая политология представлена также системным анализом. С точки зрения системного анализа, политическая сфера жизни общества представляет совокупность определённым образом упорядоченных политических взаимодействий в данном обществе, посредством которых происходит волевое распределение ценностей. Данная совокупность образует политическую систему, действующую в социальной сфере, включающей другие сферы жизни общества (экономическую, биологическую, психологическую) и внешние системы. Несомненно, что интерпретация политической сферы как динамичной системы открывает возможность объяснить политические явления через связывающие их взаимозависимости, позволят рассматривать эту сферу как целостность, где действуют не отдельные лица, а  организации и группы. Системный анализ в сочетании с функциональным порывает с эмпиризмом, и вносит в политологию концептуальную основу объяснения политических явлений и процессов, в тесном взаимодействии со всеми другими сферами общества. Тем самым создаётся теоретическая предпосылка для демистификации политики, реалистического видения феноменов власти и государства. Вместе с тем методология системного анализа, как и функционализма, оставляет в стороне вопрос об объективной социально-экономической основе политической системы, о действии объективных закономерностей в обществе. Она также является чрезмерно абстрактной теоретической моделью. Кроме того, ей присуща ориентация главным образом на стойкость системы, на её равновесие, что определяет консервативную установку в исследовании, ведёт к недооценке свойственных ей динамизма, конфликтности, а также кризисов или упадка. Всё отмеченное дало основание для критики концепции Д. Истона, теоретические модели которого, подчёркивал М.Дюверже, подняты на такую степень обобщения, что, в конечном счете, их можно использовать повсюду и нигде они не приносят больших результатов. В русле теоретических подходов

функционального и системного анализа в современной  западной политологии сформировались некоторые концептуальные парадигмы (общие модели постановки проблем  и их решения). Они писаны как западными, так и советскими авторами. Это  парадигмы конфликта, согласия и  плюрализма. Парадигма конфликта, по сути, ориентирует мысль политолога в русло анализа противоречий и политических отношений. Парадигма  согласия - в русло поиска консолидации политических сил, консенсуса, понимания  усилий сочетания противоречивых факторов и сил в политике для достижения согласия и стабильности политической системы, равно как и её динамизма. Парадигма плюрализма служит обоснованию  возможности согласия в обществе, отрицая противоположных классовых  и социальных интересов, а также  интересов иных больших социальных групп. Все три парадигмы обеспечивают целевую установку политических исследований на изучение структуры  и процессов, имеющих отношение  к политической интеграции, к обеспечению  равновесия политических систем. Все  они отражают определённые, даже существенные, стороны социально-политических отношений. А стало быть, не могут игнорироваться политической наукой. Тем не менее, нельзя не отметить и односторонность  их интерпретации. Скажем, парадигма  конфликта работает в узких рамках сфер экономической и личной жизни. Отрицаются классовые конфликты; принимается  во внимание только возможность разрешения любого конфликта путём всеобщего  согласия. На тех же посылках строится парадигма плюрализма. Однако какой  бы ни была ограниченность названных  парадигм, это не должно мешать использованию  всех достижений науки в исследовании политики с диалектико-материалистических позиций. Нельзя трактовать всякое знание, как только истинное или, напротив, лишь как ложное, независимо от его  источника. Английский философ Поппер выдвинул иной тезис: единственно рациональная позиция - рассматривать всё знание как возможно истинное и возможно ошибочное. Рассмотренные направления  и концепции отнюдь и далеко не исчерпывают содержание современной  политологической мысли. В лекции, в  частности,  не затронуты такие  направления, как сравнительная  политология, учения о политических партиях, составляющих отдельные разделы  политической науки. И всё же изложенное позволяет читателю судить о развитии политологии, её теоретической базе. Для более глубокого понимания  состояния этой научной дисциплины нужно рассмотреть вопрос о месте  и роли марксистского типа анализа  политики. 
 
 
 
 
 

 
Заключение

 

   Следовательно,  относительно предмета политологии  существовали разные суждения. В  античном мире частная и политическая, государственная жизнь существовала  в неразрывном единстве. Институционным  субъектом политики там было  лишь государство, поскольку другие  развитые политические институты  тогда еще не знали. Объектом  политико-философских исследований  античных мыслителей было именно  государство в неразрывном единстве  с обществом. По мере разграничения  гражданского общества и государства,  появления институционных средств  влияния этого общества, на государство  - политических партий, групп интересов,  средств массовой информации, и  тому подобное - круг институционных  субъектов политики расширился, она становится наукой о политике  в целом. Поэтому ученые выражают  разные мысли относительно предмета  политологии. Одни считают таким  предметом власть, вторые - политическую  систему, третьи - демократию, четверти - политическую культуру. В определении  предмета политологии и на  сегодня не существует единственного  подхода, что предопределенно  многозначительностью срока "политика" и возможностью разнообразных  средств его характеристик. В  общей форме политология - наука  о политике и ее взаимоотношениях  с человеком и обществом. Можно  также сказать, что политология  - система знаний о политике, политической  власти, политических отношениях  и политических процессах, об  организации политической жизни  общества. Как все науки, политология  имеет объект и предмет познания. В настоящий момент существует  три основных подхода к определению  предмета политологии:

- первый подход  заключается в том, что политология  рассматривается лишь как одна  из наук о политике наравне  с политической философией, политической  психологией и другими науками;

- второй подход  отождествляет политологию и  политическую социологию как  наиболее общие науки о политике;

- третий подход  определяет политологию как общую  интеграционную науку о политике  во всех ее проявлениях, что  включает у себя и политическую  социологию, и политическую философию,  и теорию государства и права,  но др.

  Такая позиция снискала наибольшее признание среди современных исследователей политических процессов. Что такое объект науки? Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Предмет науки - стороны, признаки и отношения объекта, которые анализируются. Что же является объектом политологии? Современные исследователи считают, что объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера современного общества. Политическая сфера общества - область общественных отношений, которая связана с взаимодействием многих обществ людей - социальных групп, классов, наций, народов. К ней входят социальные институты и организации, важнейшим из которых является государство. Участие по делам государства, определение задач и содержания деятельности государства и есть политика, которая является главным содержанием деятельности людей в политической сфере. Но политическую область жизни общества изучают и другие дисциплины - философия, социология, теория государства, история. Каждая из них рассматривает процессы, которые проходят в политике под своим углом зрения, то есть имеют свой предмет изучения. Под каким же углом зрения изучает политическую сферу общества политология? Специфика политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Без власти нет политики. Власть является средством ее реализации.

Информация о работе Возникновение политологии и ее судьба в нашей стране