Выборы: типы избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:38, реферат

Описание работы

Политические выборы – это неотъемлемая часть политической жизни любого современного общества. От их результатов зависит будущее округа или целого государства. То как будет учитываться каждый голос, зависит от применяемой избирательной системы. Избирательная система – это совокупность правил, на основе которых определяются результаты голосования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Мажоритарная избирательная система………………………………………………..4
2. Система относительного большинства……………………………………………………5
3. Система абсолютного большинства ……………………………………………………..7
4. Пропорциональная избирательная система …………………………………….9
5. Смешанные избирательные системы……………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

политология реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

      Наиболее  широкие возможности для участия  политических партий в выборах, непосредственного  их влияния на распределение депутатских  мандатов предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе. 

      Пропорциональная  избирательная система.

      Основная  идея пропорциональной системы заключается  в том, что каждая партия должна получать в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

      Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими  партиями и движениями. Избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии таким образом может наряду с популярными личностями провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти.

      Неограниченное  использование пропорциональной системы  может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, будут мешать принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Хорошим примером может служить польский Сейм в 1989-1993 годах, где при общей численности 460 депутатов одной из крупных фракций оказалась насчитывавшая менее полутора десятков депутатов фракция Партии любителей пива.

      Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт, то есть, установлен минимальный процент голосов, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов.

      Распределение мандатов при пропорциональной системе  происходит по нескольким схемам. Одна из них заключается в определении  избирательной квоты, то есть того числа  голосов, которое необходимо для  избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.

      Простейшей  является квота, названная по имени ее создателя - британского адвоката Хэйра. Квота Хэйра определяется путем деления общего числа поданных голосов на число подлежащих распределению мандатов. Предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируются списки пяти партий и соотношение поданных за них голосов следующее: А – 65, Б – 75, В – 95, Г – 110, Д – 30. Всего, таким образом, подано 375 голосов. Квота Хэйра будет выглядеть так: О = 375 / 7 = 53,6. Делим результаты партий на квоту и получаем: А - 65: 53,6 = 1 мандат и в остатке 11,4 голоса; Б - 75: 53,6 = 1 мандат и в остатке 21,4 голоса; В - 95: 53,6 = 1 мандат и в остатке 41,4 голоса; Г - 110: 53,6 = 2 мандата и в остатке 2,8 голоса; Д - 30: 53,6 = 0 мандатов и в остатке 30 голосов. Таким образом, распределились 5 мандатов из 7. Оставшиеся мандаты можно распределить разными методами. Например, нераспределенные мандаты могут перейти к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшиеся два мандата перешли бы к партиям В и Д. Итог был бы следующим: А – 1 мандат, Б - 1, В - 2, Г - 2, Д - 1 мандат, но таким образом, партия Б получила бы один мандат на 75 голосов, а партия Д - на 30.

      В некоторых странах применяются  улучшенные квоты. Улучшение достигается часто путем увеличения знаменателя дроби или прибавления к ней единицы. Например, в Италии применяется следующая квота: «О = х: (у+2)», где «х» – общее число поданных голосов, а «у» - число мандатов. В нашем примере квота была бы О = 370: (7+2) = 41,1 и мандаты распределились так: А - 65: 41,1 = 1 (остаток 23,9); Б - 75: 41,1 = 1 (остаток 33,9); В - 95: 41,1 = 2 (остаток 12,8); Г - 110: 41,1 = 2 (остаток 27,8); Д - 30: 41,1 = 0 (остаток 30). Здесь, удалось распределить уже не 5, а 6 мандатов. Еще один британский адвокат Друпом предложил свою квоту: «О = [х: (у + 1)] + 1». В нашем примере такая квота равнялась бы 42,1. Результат был бы тот же, что и в предыдущем случае.

      В результате выборов по пропорциональной системе партия получает определенное число мандатов в представительном органе. Обычно партия устанавливает очередность кандидатов в списке, в соответствии с которой кандидатам достаются мандаты. Первыми по списку идут лидеры партии, а затем остальные кандидаты, чье место определяется степенью их близости к лидерам или их ценностью для лидеров.

      Иногда  вводится преференциальное голосование. Суть этого института заключается  в том, что избиратель, голосующий за партийный список кандидатов, получает право указать в нем кандидатов, избрание которых было бы для него особенно желательно. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей,  ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке.

      Иногда, партия оппонент может призвать своих  приверженцев голосовать за кандидатов находящихся внизу списка. Тем самым провести в правительство менее значимых людей и лишить соперника лидерства.

      Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще  один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся многопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь формирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.  

      Смешанные системы.

      Смешанная избирательная система возникает  тогда, когда при выборах одной  и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

      В России формирование Государственной  Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе.

      В ФРГ в Бундестаг половина депутатов  парламента избирается в избирательных  округах по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для голосования за партийный список. Избранным в округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме.

      В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.

      Индивидуальный  кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования. Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными.

      В Австралии смешанная избирательная  система проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая - по пропорциональной системе.

      Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться  к ситуации в стране смешанную  избирательную систему применяют  Мексиканские Соединенные Штаты. В  соответствии с Федеральным Законом  о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

      Несомненный интерес представляет смешанная  избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе.

        Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов. Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест. Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

      Таким образом, смешанная избирательная  система, построенная на принципе сочетания  элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, имеет самые  различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма и  приспосабливаемостью к конкретным условиям каждой страны. Но все эти вариации обеспечивают  возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов.  

      Заключение.

      Избирательная система, таким образом, отнюдь не нейтральный  фактор в политическом процессе. Она  непосредственно влияет в большей  или меньшей степени на результаты голосования. Оптимальный выбор избирательной системы позволяет максимально точно передать волю избирателей.

      Мажоритарная  система (система большинства) при  определении избранных кандидатур исходит из принципа большинства. Чтобы  быть избранным при мажоритарной системе, необходимо получить на выборах большинство голосов. Формально голосование проводится не за партии, а за конкретных кандидатов. На практике же в странах с развитой партийной системой принадлежность кандидата определенной партии способна оказывать решающее воздействие на предпочтения избирателя. Мажоритарная система считается наименее демократичной. Победителем может оказаться кандидат, не имеющий поддержки большинства.

      Тем не менее, мажоритарную систему относительного большинства сегодня широко применяется  при формировании представительных органов ряде крупных стран. В Российской Федерации на основе мажоритарной системы относительного большинства формируется половина состава Государственной Думы, законодательные органы субъектов федерации и местного самоуправления. Мажоритарная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных округах.

      В основу пропорциональной избирательной  системы положен принцип пропорционального  представительства в законодательном  органе различных существующих в  обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Пропорциональная система более эффективна и хорошо работает в странах со сложившейся партийной системой. Тем не менее, и в ней есть возможности для партий оказывать существенное влияние на результаты выборов.

      Но  наиболее демократичными и эффективными являются смешанные системы. Они  позволяют объединить преимущества разных систем и максимально сгладить недостатки каждой из них. Смешанные  системы активно применяются  и в России и в ряде зарубежных стран. Они не позволяют крупным партиям монополизировать политическую арену и гарантируют существование оппозиции.  
 
 
 
 

Информация о работе Выборы: типы избирательных систем