Выборы: типы избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:38, реферат

Описание работы

Политические выборы – это неотъемлемая часть политической жизни любого современного общества. От их результатов зависит будущее округа или целого государства. То как будет учитываться каждый голос, зависит от применяемой избирательной системы. Избирательная система – это совокупность правил, на основе которых определяются результаты голосования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Мажоритарная избирательная система………………………………………………..4
2. Система относительного большинства……………………………………………………5
3. Система абсолютного большинства ……………………………………………………..7
4. Пропорциональная избирательная система …………………………………….9
5. Смешанные избирательные системы……………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

политология реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Государственный Университет –  Высшая Школа экономики 
 

Институт  профессиональной переподготовки специалистов 
 
 
 
 
 
 

Кафедра общей  политологии 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология» 

на тему «Выборы: типы избирательных систем» 
 
 
 
 
 
 

Студент Прокофьев  Александр Юрьевич 

Группа  № 19 ЭУП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010 г.

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3  

1. Мажоритарная  избирательная система………………………………………………..4 

2. Система относительного большинства……………………………………………………5 

3. Система абсолютного большинства ……………………………………………………..7 

4. Пропорциональная  избирательная система …………………………………….9 

5. Смешанные избирательные системы……………………………………………………..12 

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….14 

Список литературы…………………………………………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

      Политические  выборы – это неотъемлемая часть политической жизни любого современного общества. От их результатов зависит будущее округа или целого государства. То как будет учитываться каждый голос, зависит от применяемой избирательной системы. Избирательная система – это совокупность правил, на основе которых определяются результаты голосования.

      На  первый взгляд может показаться, что  она сама по себе не может и не должна оказывать существенного влияния на итоги выборов. Избирательная система – это технология, которая трансформирующая голоса в мандаты. Эта технология должна быть нейтральной по своему характеру, не создавать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Однако, практика проведения выборов и в нашей стране, и за рубежом показывает, что эта идеализированная картина весьма далека от реальности. Любая избирательная система в различной степени искажает волю избирателей. При одном и том же распределение голосов итоговый результат может оказаться совершенно противоположенным в зависимости от применяемой избирательной системы. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.

      Выбор избирательной системы - одна из важнейших и наиболее сложных задач законодателя. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Некоторые системы могут эффективно применяться в условиях партийного государства и общества. Другие системы лучше применять там, где партийная система только находится на стадии развития. Наконец, надо учитывать особенности национального менталитета.

      Наиболее  распространенными в мировой практике являются следующие избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.  
 
 

      Мажоритарная  избирательная система.

      Наиболее распространенная на выборах - система большинства, называемая мажоритарной. Ее название происходит от французского слова «большинство». Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. Однако возможно их применение в случае, когда голосование идет по партийным спискам в целом.

      В странах, где существует сложившаяся  партийная система, политическая жизнь монополизирована политическими партиями. Выборы в такой стране имеют преимущественно партийный характер. Средний избиратель голосует за партийного назначенца. Ему может нравиться или не нравиться кандидат, которого его партия подобрала для данного конкретного избирательного округа. Избиратель может симпатизировать другому представителю партии, но он ничего не может поделать с этим.

      В тех же странах, где партийная  система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы и увлекать за собой.

      Мажоритарная  система имеет несколько разновидностей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

      Мажоритарная  система относительного большинства.

      Система относительного большинства – считается самой простой и наименее демократичной. В ней избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется во многих странах, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Пусть, по одному округу баллотируются 4 кандидата. Предположим голоса избирателей распределились между ними следующим образом: 11%, 23%, 34% и 32%. Победившим на выборах будет признан кандидат, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

      В некоторых странах избирательные  законы устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы. Например, кандидат может считаться избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

      Практически чем больше кандидатов баллотируются  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. Если есть два десятка кандидатов, может оказаться избранным тот, за которого подано 10 или даже меньше процентов голосов. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, так как ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

      В Великобритании практика применения мажоритарной системы относительного большинства  приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в целом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия.

      Можно привести следующий пример. В пяти избирательных округах с равной численностью избирателей в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б. Голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

      • 1 округ - победил кандидат партии А, 17 тыс. голосов против 13 тыс.

      • 2 округ - победил кандидат партии А, 18 тыс. голосов против 12 тыс.

      • 3 округ - победил кандидат партии А, 16 тыс. голосов против 14 тыс.

      • 4 округ - победил кандидат партии А, 17 тыс. голосов против 13 тыс.

      • 5 округ - победил кандидат партии Б, 25 тыс. голосов против 5 тыс.

      Партия, хотя бы с минимальным перевесом  голосов победившая в большем  числе избирательных округов, получит  и большее число мандатов. Таким  образом партия А получит 4 мандата  при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,— 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей будет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.  Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

      Из  этого примера так же видно, что  на результаты выборов очень сильное влияние может оказать то, как нарезаны избирательные округа. Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

      Вышеизложенное  позволяет сделать вывод о  том, что мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем. Значительное число голосов избирателей, зачастую более половины, не учитываются  при распределении мандатов. Искажается картина реального соотношения политических сил в стране - партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Единственным, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, так как победитель определяется сразу же, что значительно удешевляет выборы.

      Мажоритарная  система абсолютного  большинства.

      Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов.  При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. пятьдесят процентов плюс один голос.

      Чаще  всего никто из кандидатов не наберет этого большинства. Проводится второй тур, где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка - ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

      Хотя и менее вероятно, но все же возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может случится, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

      Хороший пример такого случая - выборы во французское национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело, тем не менее 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

        Мажоритарная избирательная система,  как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Информация о работе Выборы: типы избирательных систем