Выборы и избирательные системы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
- рассмотреть типы избирательных систем;
- изучить особенности избирательной системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Избирательное право и избирательный процесс…………………...4
2. Типы избирательных систем………………………………………..12
3. Избирательная система Республики Беларусь…………………….16
Заключение……………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

       БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ 
 
 
 
 

                               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ № 18:

                        «Выборы и избирательные системы»  
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                  студент гр.308128/18

                                                                      Таран А.В. 
 

Проверил:                                                    доцент, кандидат философских                                                   

                                                                       наук Потапенко С.В. 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………3

     1. Избирательное право и избирательный  процесс…………………...4

     2. Типы избирательных систем………………………………………..12

     3. Избирательная система Республики  Беларусь…………………….16

     Заключение……………………………………………………………..20

     Список  использованной литературы………………………………….21 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Политология как наука о политических отношениях и политических процессах уделяет  значительное внимание изучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют в обществе значительную роль.

     В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью  которой обеспечивается участие  граждан в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов  государства. С выборами связана  реализация политических прав граждан. Выборы – способ существования демократии.

     Избирательный (электоральный) процесс – ключевой момент идейно-политической жизни современного общества. Содержание избирательного процесса связано с делегированием посредством выборов властных полномочий – передачей политическому субъекту (лидеру)  воли граждан, и права  представлять их интересы в структурах власти. В процессе выборов большинством граждан (народом) формируются и одобряются политические институты и политический курс общества, замещается широкий круг государственных должностей.

     Большое значение имеет изучение избирательных  систем, распространенных в современном  обществе. Избирательная система  сама формирует лицо и направленность политики государства, одновременно являясь  результатом данной политики.

     Цель  данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

     - исследовать сущность избирательного  права и избирательного процесса;

     - рассмотреть типы избирательных систем;

     - изучить особенности избирательной  системы Республики Беларусь.  

 

      1. Избирательное  право и избирательный  процесс. 

      

     Регулярные  свободные выборы являются в настоящее  время необходимым условием функционирования демократических политических систем.

     Выборы  – способ формирования с помощью  голосования органов государства  и органов местного самоуправления.

     Реализация  гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия  в управлении государством. Порядок  и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретных государств.

     В условиях современных демократий выборы – это стержневой механизм, главная  форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника  власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламент, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

     Значение  выборов для утверждения демократии непосредственно зависит от  общественно–политических условий каждой конкретной страны. В тех авторитарных государствах, где складывается благоприятное для нее соотношение сил, хотя бы в основном обеспечиваются принципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизации общества.

     Выборы  обеспечивают наиболее безболезненный для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемые с их помощью  изменения власти не требуют пролития крови, человеческих жертв, разрушений и т.д. Кроме того, выборы – наиболее эффективное средство ликвидации авторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Методы вооруженной борьбы за власть (сооружение баррикад, вооруженные нападения, партизанская борьба и т.д.) в современных условиях имеют очень мало шансов на успех без поддержки силовых структур, которые обычно находятся в относительно привилегированных условиях, повышающих их лояльность к власти. Осознавая это, сегодня даже радикальная оппозиция обычно выдвигает требования свободных выборов в качестве главного лозунга борьбы за власть. 

     Предпочтительность  выборов как мирного средства борьбы за демократию не отрицает опоры  ее сторонников на силу и, прежде всего  на поддержку демократически настроенных военных. Лишь в редких случаях смена авторитарных режимов обходится без актов политического насилия: попыток запретить оппозиционные партии, запугать или устранить, в том числе с помощью террора, их лидеров, разогнать неугодный парламент и т.п. От поддержки демократических сил военными очень часто зависит само согласие авторитарных правителей на проведение демократических выборов и признание их результатов.

     Важное  достоинство выборов как инструмента  демократизации общества состоит в  том, что сами по себе они выступают крупным шагом на пути демократизации: либо вообще означает утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической конституции [5, c. 12-124].

     Важнейшее значение выборов как инструмента  перехода к демократии связано также  с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободные выборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (оппозицией) свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав человека. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, унижения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремлению к демократическим переменам.

     Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в  их важнейших функциях. В научной  литературе выделяются следующие функции  выборов:

     Функции выборов:

     1. артикуляция, агрегация и представительство  разнообразных интересов населения;

     2. контроль за институтами власти;

     3. интеграция разнообразных мнений  и формирование общей политической воли;

     4. легитимация и стабилизация политической  системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.д;

     5. расширение коммуникаций, отношений  представительства между институтами власти и гражданами;

     6. перевод политических конфликтов  в русло их институциализированного мирного урегулирования;

     7. мобилизация избирательного корпуса  на решение актуальных общественных задач;

     8. политическая социализация населения,  развитие его политического сознания и участия;

     9. рекрутирование политической элиты;

     10. генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ;

     11. конструирование эффективной оппозиции  и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

     1. В период выборов создаются  наиболее благоприятные условия  для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представительства гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируются на свои избирательные обязательства и запросы электората;

     2. В результате выборов создается  важнейший институт контроля  за правительством, парламентом,  а также оформляется оппозиция,  обычно ревностно следящая за  соблюдением Конституции и законов. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;

     3. Плюрализм современного общества  имеет свои границы. Чтобы привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;

     4. Участие граждан в выборах  обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отторжению гражданами всего политического строя и нестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар народного недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

  1. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы – важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы;
  2. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд общественного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта. С помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;
  3. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения  и общественное мнение на важные для страны политические действия;
  4. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико–образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско–агитационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами;
  5. Выборы – важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
  6. Выборы – это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институционализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ;
  7. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и каолициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительство, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти.

Информация о работе Выборы и избирательные системы в РБ