Выборы и избирательные системы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
- рассмотреть типы избирательных систем;
- изучить особенности избирательной системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Избирательное право и избирательный процесс…………………...4
2. Типы избирательных систем………………………………………..12
3. Избирательная система Республики Беларусь…………………….16
Заключение……………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в  том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны  с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

     Необходимо  остановится на видах выборов.

     По  масштабу выборы бывают: общенациональные, региональные, местные.

     По  способу волеизъявления граждан выборы делят на прямые, непрямые, очередные, внеочередные, дополнительные, частичные.

     1. Прямые выборы – это непосредственное  избрание конкретного лица (партии) на определенный пост.

     2. Непрямые выборы – предусматривают  опосредование воли избирателей  группой выборщиков либо действующим  избирательным органом (разновидности  – косвенные выборы (посредством  коллегии выборщиков) и многоступенчатые (выразителем воли избирателей является постоянно действующий орган – парламент, местный совет и т.д.))

  1. Очередные выборы – проводятся после истечения срока полномочий данного органа или лица;

     4. Внеочередные выборы – проводятся до истечения данного срока.

  1. Дополнительные – происходят в том случаи, когда депутат парламента (или другое лицо) выбывает из его состава по какой-либо причине;

     6. Частичные – проводятся регулярно  для частичного обновления коллегиального  выборного органа [7, c. 140-142].

     Виды  выборов по вносимым изменениям в политическую систему: переломные выборы; постепенная перестройка.

  1. Переломные выборы – происходят резкие изменения политических симпатий граждан, которые отражаются на результатах голосования и приводят к значительным переменам в составе правящей элиты, в некоторых случаях к изменению структуры политической власти;
  2. Постепенная перестройка – приводит к существенным изменениям политических реалий, однако перемены происходят постепенно.

     Виды  выборов исходя из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов: 1. Консервирующие; 2. Экстраординарные.

     Исходя  из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов:

  1. Консервирующие выборы – это выборы в процессе, которых большинство избирателей осталось верно своим политическим взглядам и партийным симпатиям, и партия большинства осталась у власти;
  2. Экстраординарные выборы – на них побеждает одна из оппозиционных партий в связи с временным всплеском ее популярности; при этом не происходит существенных изменений в том, что касается поддержки избирателями ведущей партии;

     Выборы  тесно связаны с избирательным  правом. Это понятие используется в основных смыслах. В первом значении избирательное право – это совокупность норм, которые регулируют порядок избрания и формирования представительных органов власти и должностных лиц. Во втором значении избирательное право – это право граждан участвовать в образовании представительных органов власти и должностных лиц.

     Во  втором значении различают активное и пассивное избирательное право. Активное – право граждан участвовать в избрании должностных лиц и членов представительных учреждений. Оно может осуществляться прямым и косвенным образом. Пассивное право – предусматривает возможность граждан выставить свою кандидатуру и быть избранным.

     Демократическая организация выборов базируется на соблюдении ряда принципов избирательного права: 

     Принцип всеобщности выборов означает, что  право участия в выборах предоставляется  всем совершеннолетним гражданам вне зависимости oт пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права определяется на основании тех ограничений, которые установлены для участия в выборах. Подобные ограничения получили название избирательных цензов (от лат. censeo – делаю опись, перепись) – условий, ограничивающих избирательные права определенных лиц.

     Избирательные цензы подразделяются на технические, охранные и дискриминационные: 

     - технические и охранные – корректируют принцип всеобщего избирательного права и включают ограничения, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов;

     -  дискриминационные вводятся для ограничения или отстранения от участия в политических выборах отдельных лиц.

     Приемлемым  для современного общества считаются только три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям (отстранение от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные избирательные цензы рассматриваются как в той или иной мере дискриминационные.

     Принцип равного избирательного права предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее в подаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон не дает преимуществ и не устанавливает  ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей на результаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если:

     - каждый избиратель обладает одним  голосом (в случае избрания  нескольких кандидатов это правило  звучит иначе – каждому избирателю  принадлежит равное количество голосов);

     - каждый избиратель и кандидат  имеет одинаковую долю участия  в выборах – равенство их  возможностей обеспечивается посредством  регламентации законодательными  нормами процесса и порядка  избирательной кампании, в том числе порядка финансирования и использования СМИ;

     - каждый избранный депутат представляет  одинаковое число граждан (избирательные  округа должны иметь примерно  равное число избирателей). 

     Принцип свободного волеизъявления основан  на том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. В ряде стран за уклонение от участия в выборах применяются различного рода санкции (Италия, Австрия, Австралия).

     Принцип прямого избирательного права означает, что избиратель лично, непосредственно  подает свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти. Непрямое избирательное право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы):

     - косвенные выборы допускают, что  между избирателем и кандидатам  во властный орган стоит посредник  – выборщик. Граждане голосуют  за выборщиков, а те, в свою очередь, – за кандидатов (избрание президента в США Бразилии, Аргентине);

     - многостепенные выборы – процедура,  при которой граждане избирают  лишь членов нижней ступени  представительного учреждения, а  те избирают членов вышестоящих органов (избрание высшей палаты в Индии, Японии, Франции, Всекитайского собрания).

     Принцип альтернативности выборов – важнейший  элемент демократических избирательных  кампаний. Суть его состоит в том, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя бы двух (или более) претендентов и состязательность между ними.

     Принцип тайного голосования означает, что  контроль за волеизъявлением избирателей  в ходе голосования запрещен –  никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал.

     Максимальное  участие электората в выборах  показатель политической активности граждан  и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма.

     Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения  избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

     Отказ от голосования отражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но и свидетельствует о более  глубоких явлениях – отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм – можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом, функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, что абсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии, свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частной жизни и возможности свободного самоопределения линии своего политического поведения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данного общества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формой непосредственной демократии.

     Таким образом, выборы – способ формирования с помощью голосования органов  государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной  из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.  Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом. Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании. 

     2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ.  

     В широком смысле избирательная система  – это система общественных отношений, которые возникают в связи  с выборами и реализацией норм избирательного права.

     В узком – это закрепленные в  законодательном порядке способы  выдвижения кандидатов, образования  избирательных округов, подсчета голосов  и распределения депутатских  мест в парламенте.

     Избирательные системы, используемые в различных государствах существенно отличаются друг от друга в силу исторических, политических и иных факторов. В целом принято выделять два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную системы.

     Наиболее  древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

     Наиболее  древней и простой является мажоритарная система. Свое название она получила от фран. слова «большинство». 

     Существует  несколько вариантов мажоритарной системы.

  1. Мажоритарная система относительного большинства. В данном случаи избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе.  Обычно эта модель используется там, где выборы проводятся по одномандатным округам, т.е. страна делиться на избирательные округа по числу мест в парламенте. Данная система применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонских государствах.

     Согласно  так называемому «закону Дюверже» мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти. Это связано с тем, что:

     - от каждого одномандатного округа  место в парламенте способна получить лишь крупная партия; мелкие партии практически не имеют шансов на победу. Система, таким образом, обеспечивает крупным партиям больше мест, чем это соответствует доле голосов, т.к. голоса подданные за мелкие партии «пропадают»;

     - избиратели, которые стремятся реально повлиять на исход выборов, будут голосовать за партию способную одержать победу в округе. Они вряд ли отдадут голоса за малую партию, даже если симпатизируют ей.

Информация о работе Выборы и избирательные системы в РБ