Выборы и избирательные системы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
- рассмотреть типы избирательных систем;
- изучить особенности избирательной системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Избирательное право и избирательный процесс…………………...4
2. Типы избирательных систем………………………………………..12
3. Избирательная система Республики Беларусь…………………….16
Заключение……………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Однако  не все исследователи согласны с  таким утверждением. Они указывают на те государство, где данная система используется и где в парламенте представлены от 3 до 9 партий (в канадском парламенте –7 различных партий, в Великобритании – 9, Австралии -4).

  1. Мажоритарная система абсолютного большинства – она призвана предотвратить такую ситуацию, когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такой системе для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первом туре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству.

     В основе этого типа избирательной  системы лежит предположение, что  избиратели, голосовавшие за неперспективных  кандидатов, во втором туре поддержат  человека, позиция которого им наиболее близка. Также система стимулирует создание межпартийных коалиций на последних этапах выборов. В их рамках обычно «малоперспективная» партия ведет агитацию среди своего электората за кандидатов партии-лидера. Вознаграждением ей служат различные посты, бюджетные средства и т.д. Данный тип мажоритарной системы используется на выборах президента Франции, а также в ряде государств СНГ. 

     Мажоритарная  система имеет свои достоинства  и недостатки. К числу достоинств относятся:

     - позволяет сформировать эффективно работающее и стабильное правительство;

     - между избирателями и депутатами  устанавливаются устойчивые связи;  народные избранники вынуждены ориентироваться на свой электорат.

     Недостатки  системы:

     - значительная часть избирателей  остается не представленной в органах власти;

     - возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой  избирателей, получает в целом  по стране большинство голосов;

     - в таких условиях возможен  рост недоверия граждан к власти, политическая апатия, радикализм.

     Второй  основной вид избирательной системы – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

     На  практике это происходит следующим  образом. Предположим, что в округе за 5 мандатов борются 4 крупные и  ряд мелких партий. На выборы пришло 100 тыс. человек. Необходимо определить так называемый  «избирательный метр» - т.е. необходимый минимум голосов для получения одного депутатского мандата. В нашем случае он равен 20 тыс. человек. Эта цифра соотноситься с количеством голосов, полученных каждой партией. Соответственно, если она имеет не менее 20 тыс. голосов – получает один мандат. Возможна такая ситуация, когда некоторые партии не набрали нужного числа голосов, а получивших мандаты есть лишние (т.е. более 20тыс.). Поэтому необходимо распределить оставшиеся мандаты. Мандат получает та партия, у которой остаток, больше всех. Если имеется еще один нераспределенный мандат, он достается партии, которая занимает второе место по «остатку» голосов и т.д. [7, c. 143-144].

     Нередко бывает, что и после этого у  партии остаются небольшие «остатки». В некоторых государствах их суммируют в масштабах всей страны и вычисляют избирательный метр по всей стране. Это может предоставить партии дополнительно 1-2 мандата.

     Пропорциональная  система связана с голосованием по партийным спискам. Поэтому необходимо распределить мандаты внутри списка, который насчитывает несколько фамилий. Существует несколько возможных видов списков:

     - жесткие списки -  мандаты распределяются  между кандидатами в той последовательности, в которой они находятся в  списке. Если партия получила  один избирательный метр (квоту) – депутатом становиться первый в списке; если 2 квоты – первые два и т.д. Система «жестких списков» встречается нечасто (Израиль).

     - «полужесткий» список – предполагает, что первое место предназначено  наиболее популярному кандидату,  который не может быть изменен. В отношении других фамилий в списке можно ставить знаки предпочтения. Согласно ним кандидаты и располагаются в окончательном списке (Дания, Бельгия, Австрия).

     - «свободный» список – избиратель  по своему усмотрению распределяет  кандидатов в списке. Если избиратель согласен с первоначальным  списком (фамилии в нем идут чаще всего по алфавиту) – он не ставит предпочтений. Если ставит одну цифру – учитывается это предпочтение, а остальные кандидаты рассматриваются по мере расположения (Швейцария).

     В некоторых странах используют метод  «панашаж» (от фран. «смесь») – он означает право голосовать как за конкретный список партии, так и за кандидатов из разных списков (Швейцария, Люксембург).

     В ряде стран с пропорциональной системой действует т.нз. избирательный порог.  Для того, чтобы попасть в парламент, партия должна получить определенный минимум голосов в масштабах всей страны. Например, в Дании – 2%, ФРГ – 5%, Турции – 10%. Партии не преодолевшие барьер не получают мест в парламенте.

     Достоинство  пропорциональной системы – позволяет обеспечить представительство партий в парламенте в соответствии с их популярностью у избирателей.

     Недостатки: меньшая стабильность правительств; зависимость выдвижения кандидатов от позиции партийного аппарата; непосредственная связь депутатов и избирателей слаба.

     Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные  избирательные системы. Возможно два  их варианта.

     - Во-первых, в основном применяется мажоритарная система, но она дополняется пропорциональной. Так, нижняя палата парламента Мексики состоит из  - 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и из 100 депутатов – по пропорциональной системе по многомандатным округам.

     - Второй вариант – половина  депутатов парламента избираются  в одномандатных округах, которые  охватывают всю страну, а вторая  половина – по общегосударственным  партийным спискам (выборы депутатов бундестага ФРГ). 

     Таким образом, в широком смысле избирательная  система – это система общественных отношений, которые возникают в  связи с выборами и реализацией  норм избирательного права.

     В узком – это закрепленные в  законодательном порядке способы  выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

     Наиболее  древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она  действовала в 83 из 153 демократических  государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

     Второй  основной вид избирательной системы  – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства  партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

     Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы. 

     3. Избирательная система  Республики Беларусь. 

     В большинстве стран порядок избирательной  кампании регламентируется законодательными нормами. В Республике Беларусь правовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательный кодекс в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней (президентских, парламентских, в местные органы государственной власти и самоуправления) и референдумов. Законодательные акты о выборах, принимаются Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь и направляются в Совет Республики, после одобрения их парламентом направляются Президенту страны. Подпись Президентом проекта Закона о выборах означает, что он приобрел силу закона и зачинает действовать со времени опубликования.

     В основу современного избирательного права  заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь (статьи 64–68) [4]. Эти принципы утвердились в результате длительной борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов (имущественных, сословных, образовательных, расово–национальных и др.). Существование цензов – признак недемократической избирательной системы.

     Принцип всеобщности предполагает, что право  избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Какие–либо прямые или косвенные  ограничения избирательных прав граждан Республики Беларусь в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.

     В то же время определенная часть граждан  лишается избирательных прав. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными: содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Некоторые граждане лишаются права голоса из–за отсутствия прописки, жилья.

     Правом  принимать участие в выборах  обладают только граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) не имеют права участвовать в выборах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [2].

     Граждане  Республики Беларусь, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав.

     Всеобщее  избирательное право складывается из активного и пассивного. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает каждый гражданин республики, достигший 18 лет. Это соответствует избирательной практике большинства стран мира. Не имеют права избирать и быть избранным лица, лишенные этих прав судом.

     Осуществление активного избирательного права  может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты или  должностные лица избираются гражданами непосредственно. Так, Президент Республики Беларусь избирается прямым голосованием. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.

     Пассивное избирательное право – это  право быть избранным. Это установленное  законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборочную должность. В Беларуси, как и в других странах, действуют неодинаковые критерии предоставления активного и пассивного избирательного права. Так, Президентом республики может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80) [4].

     Существуют  ограничения и на избрание в парламент  Республики Беларусь. Депутатам Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно и членом правительства. Не допускается также совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с должностью Президента либо судьи. В то же время депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства.

Информация о работе Выборы и избирательные системы в РБ