Выборы в органы государственной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данной контрольной работы является описание такого понятия, как «избирательные системы», изучение сущности и видов избирательных систем, анализ выборов и их результатов в органы государственной власти России в 2007-2008 г.г.

Содержание

Введение 3
1. Виды избирательных систем 4
2. Выборы 2007-2008 г.г. 18
Заключение 22
Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


 

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Виды избирательных систем

2. Выборы 2007-2008 г.г.

Заключение

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Порядок выборов в органы государственной власти в РФ определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, которое, в свою очередь, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в том числе при выборах.

Органы государственной власти в России формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё.

Цель написания данной контрольной работы является описание такого понятия, как «избирательные системы», изучение сущности и видов избирательных систем, анализ выборов и их результатов в органы государственной власти России в 2007-2008 г.г.


1. Виды избирательных систем

Избирательная система:[1]

1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Это важнейший элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право и охватывает:

а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов;

б) организацию и порядок выборов, а  в некоторых странах и отзыва выборных лиц.

Конституционными принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.[2]

2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Известны два основных вида И. с.: мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные И. с.

А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева также рассматривают избирательнаую систему в узком и в широком смысле. В широком смысле это способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.[3]

А.С. Автономова и Ю.А. Веденеева под избирательной системой понимают установленный законом или иным нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют разновидности[4].

В мире существуют и применяются следующие избирательные системы:

1) мажоритарная:

- система относительного большинства;

- система абсолютного большинства;

- система квалифицированного большинства;

2) пропорциональная:

- система единственного непередаваемого голоса;

- кумулятивный вотум;

- система пропорционального представительства политических партий;

- заградительный барьер;

- "панаширование";

- система единственного передаваемого голоса;

- соединение списков;

- связанные и свободные списки, преференциальное голосование;

- смешанные системы.[5]

Рассмотрим их в отдельности.

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства (от французского слова majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Систему относительного большинства применяли в качестве единственной для выборов палат парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.

Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система относительного большинства - одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур.

Мажоритарная система абсолютного большинства - очевидно, иная модель избирательной системы и, по сути, несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос). Это большинство может исчисляться от:

1) общего числа зарегистрированных избирателей;

2) общего числа поданных голосов;

3) общего числа поданных действительных голосов.

При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Он может составлять 25%, 50% и более.

Так, на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее ГД ФС РФ) до президентской реформы избирательного законодательства применялась смешанная избирательная система, заимствованная у Германии, когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй - за ту или иную партию (избирательное объединение, избирательный блок). Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в ЦИК РФ. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом по округу. Это избрание - персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты - депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке. [6]

Достоинством этой системы при простоте определения результатов голосования является то, что избранный кандидат или список кандидатов будут представлять абсолютное большинство избирателей. Тем не менее, голоса, поданные за других кандидатов, не учитываются. Кроме того, неизбежно проведение второго тура. В условиях многопартийности данная система не всегда результативна, поскольку непросто собрать сразу же, в первом туре, более половины голосов избирателей. Для устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько необходимо для того, чтобы кто-либо из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.[7]

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов.[8] В настоящее время в мире она более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Ее применение позволяет учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. 

Система единственного непередаваемого голоса считается полупропорциональной. Она заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть.

Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однако таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство.

Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов.

До недавнего времени эта система применялась в Японии.

Кумулятивный вотум характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него (от лат. cumulatio – скопление).

Каждый избиратель имеет по три голоса. Он может:

а) отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов;

б) отдать одному кандидату два голоса, а другому – один;

в) отдать все три голоса одному из кандидатов;

г) не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным.

Кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов. При данной системе важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.

Данная система применятся, при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности, в Баварии.

Система пропорционального представительства политических партий - каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Данная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует.

В условиях, когда закон не гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий, пропорциональная избирательная система играет на руку узкой партийной верхушке и приводит к отчуждению от политики рядовых партийцев и партийного электората. Так обстоит дело, в частности, в Италии, где массы избирателей высказались на апрельском референдуме 1993 года против пропорциональной системы.

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если оставаться в границах соответствующего избирательного округа, то могут применяться следующие правила:

1) правило наибольшего остатка требует передать непосредственно мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой. Это благоприятно небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты. Например, в Венгрии нераспределенные мандаты передаются только тем спискам, остатки голосов у которых, превышают 2/3 квоты.[9]

Информация о работе Выборы в органы государственной власти РФ