Выборы в органы государственной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данной контрольной работы является описание такого понятия, как «избирательные системы», изучение сущности и видов избирательных систем, анализ выборов и их результатов в органы государственной власти России в 2007-2008 г.г.

Содержание

Введение 3
1. Виды избирательных систем 4
2. Выборы 2007-2008 г.г. 18
Заключение 22
Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

2) правило наибольшей средней - предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов, на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу. Благоприятно большим партиям.

Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Делители эти различны. Можно делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в Болгарии, Польше). Можно делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.

В ряде стран наблюдаются сочетания различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании 40 мандатов, замещаемых на основе общенационального списка кандидатов, распределяются по модифицированному методу Сет-Лагюе, а в избирательных округах применяется правило наибольшего остатка.

При пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

"Заградительный барьер" - избрание депутатов по спискам избирательных объединений, т.е. минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Задача - укрупнить партийные фракции в парламенте, избежать засилья в нем постоянно конфликтующих между собой мелких группировок, проникновению которых способствует пропорциональная система, и ограничить пропорциональность представительства в пользу крупных и средних партий.

Согласно п.п. 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.[10] При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательные объединения, получившие менее 7 % голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.

Панаширование (от франц. panachage – смесь) - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов.

Панаширование может иметь место как при мажоритарной системе (если избирательные округа -  многомандатные), так и при пропорциональной. При мажоритарной системе в этом случае подсчитываются голоса, полученные каждым кандидатом в отдельности, будь то в составе списка или в виде специальной преференции. При пропорциональной системе исчисляется средняя цифра по каждому списку. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Оно дает возможность избирателю выбирать желательных для себя депутатов независимо от их политической принадлежности, но при этом вполне возможно, что избиратель проголосует за кандидатов, стоящих на противоположных политических позициях. Применяется в Бельгии.

Система единственного передаваемого голоса учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.

Система эта применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота. Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными.

У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей. Затем в соответствии со вторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций.

Возможность передачи голоса и объясняет название системы – единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента на Мальте, а при выборах верхней палаты – в Австралии, Индии.

Соединение списков - блокирование, искажает пропорциональность представительства, однако в данном случае это искажение не предписывается, а лишь допускается законом. Совершается же оно самими партиями. Партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой. В результате может оказаться, что голоса избирателей, поданные за одну партию, на самом деле помогут другой.

Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование:

Списки жесткие, закрытые - избирателю нельзя вносить никаких изменений в составленный партией список кандидатов.

Списки свободные (гибкие, открытые) – вносить изменения можно. Свободные списки применяются, в сочетании с преференциальным голосованием.

Преференциальное голосование дает избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Ведь очередность кандидатов в списке определяется партией, а точнее - руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Используя преференциальное голосование, избиратель может содействию избрания кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка.

Преференциальное голосование – институт демократический, позволяющий избавить электорат от засилья партийной верхушки. Однако, например, в Италии, особенно в южных районах, местные мафиози могут контролировать использование избирателями права преференций и подчиняли себе целые фракции в политических партиях.[11]              Возможно и другое злоупотребление, когда противники партии, не рассчитывая получить достаточное число голосов по собственному списку, голосуют за ее список и, отдавая преференции кандидатам в конце списка не пропускают в парламент руководящих деятелей партии, обезглавливая ее будущую фракцию.

Таким образом, недостатками пропорциональной избирательной системы являются: 1) ослабление личных связей избирателей и их избранников, персональной ответственности депутатов перед избирателями;

2) данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе.

Для реализации пропорциональной избирательной системы необходима многопартийная политическая система, при этом хотя бы из нескольких стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанно проголосовать за тот или иной партийный список.

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. считалось, что она будет способствовать упрочению и развитию политических партий, многопартийности.[12] Впоследствии, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В 2006 г. Россия перешла к пропорциональной системе выборов всех депутатов Государственной Думы, т.е. к голосованию за тот или иной список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением (партией); блоки исключены из избирательного процесса[13]. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Однако на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - не менее половины депутатских мандатов в этих органах подлежат распределению по итогам выборов между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.[14]

 


2. Выборы 2007-2008 г.г.

8 декабря 2007 г. Центральная избирательная комиссия РФ (далее ЦИК РФ) подвела итоги выборов в Государственную Думу пятого созыва.

Согласно Постановления ЦИК РФ от 8 декабря 2007 г. "О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва"[15], а также в соответствии со статьями 25 и 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ЦИК РФ постановил:

1. Признать выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва состоявшимися и действительными.

2. Установить, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва избрано 450 депутатов (список избранных депутатов прилагается).

3. Опубликовать постановление в "Российской газете", "Парламентской газете" и журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Согласно Списку избранных депутатов ГД ФС РФ пятого созыва в ГосДуму войдут следующие партии: Всероссийская политическая партия "Единая Россия"; Политическая партия "Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/Жизнь"; Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации"; Политическая партия "Либерально-демократическая партия России".

Из четырех партий, вносивших избирательный залог в размере 60 миллионов рублей, только "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" - получит его назад.

Избирательный залог во время кампании выборов в ГосДуму вносили также "Патриоты России", "Союз Правых Сил" и "Яблоко". Эти 180 миллионов рублей (60х3) поступят в федеральный бюджет, поскольку данные партии не только не прошли в Госдуму, но и не набрали 4% голосов избирателей, необходимых для возврата залога.

Кроме четырех победивших партий ни одна не набрала даже 3%, необходимых для получения бюджетного финансирования. И только одна из партий, не прошедшая в Госдуму, - "Аграрная партия России" - получила более 2% и имеет право не платить за предоставленные ей бесплатно телеэфир и печатную площадь.

В связи с низкими результатами (в относительном исчислении), которые получили 7 партий на выборах, можно с уверенностью сказать: установление высокого порога прохождения в парламент на уровне 7% голосов реально не ущемило ничьих прав, а являлось психологическим барьером для участников - ни 5%, ни даже 3% никто, кроме 4 прошедших в Госдуму партий, не набрал.[16]

Впервые в России у избирателей появилась возможность голосовать по открепительным удостоверениям по территории всей страны, а не только у себя в округе.

Информация о работе Выборы в органы государственной власти РФ