Выборы в системе государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Выборы в системе государственной власти…………………………...5
Глава II. Классификация избирательных систем………………………………10
Глава III. Роль и функции выборов……………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Наконец, о смешанной избирательной системе  мы говорим в том случае, если при выборах одной и той  же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Роль и функции  выборов

     Выборы  представляют собой наиболее общую  и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной демократии

     Выборы - это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно  различается. Русский философ И.А.Ильин  отмечал, что не каждый народ и  не всегда способен выделить к власти лучших при помощи всенародных выборов.1 Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.

     К экономическим факторам относятся  факторы владения собственностью, уровень  зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия.

     К социальным факторам относятся такие  условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют  такие качества избирателей, как их политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону.

     Психологические факторы включают в -себя чувство  коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.

     Среди политических условий, необходимых  для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с  его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.

     Русская политическая культура является весьма специфической. Ей не чужды идеи парламентаризма, личной свободы, характерные для  Запада. Но ей характерны и азиатские  качества, такие, как отстраненность политики от повседневной жизни, следование традиционным нормам, сильное влияние общин, русская политическая культура не любит политической борьбы. Она приемлет движение лишь к качественным изменениям. Отсюда - русское долготерпение и одновременно склонность к бунту как кардинальному решению проблем в кратчайшие сроки.

     Противоречивость  русской политической субкультуры  состоит и в том, что верность демократическим традициям сочетается с мессианской верой во всесилие политического лидера. Эти условия  во многом определяют практику формирования властных органов в России в последние годы. Сохраняются попытки отмены результатов выборов.

     Выборы, помимо достижения главной цели - формирования властных органов, - выполняют еще  ряд важных политических функций. К  ним относятся:

  • Осознание интересов различных социальных групп. В период 
    выборов происходит обостренное понимание людьми жизненно важных 
    проблем. Предвыборные программы кандидатов пытаются в 
    концентрированном виде выражать эти проблемы и тем самым 
    способствуют не только политическому просвещению избирателей, но и 
    формированию их активной позиции.
  • Соревновательность интересов различных социальных групп. В 
    процессе выборов эти интересы откритсаллизовываются, выявляется их 
    приоритетность.
  • Интституционализация отношений предпринимательства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, уже приобретает собственную базу для ведения избирательной кампании, используя для этого материальные и идеологические средства, предусмотренные законом.
  • Формирование активности населения. Как правило, политическая 
    активность избирателей в период выборов возрастает, они более 
    эффективно осваивают проблемы политической жизни, часто 
    пересматривая или уточняя свои политические позиции.

Заключение

     В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает  полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

     Коль  скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент  игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие  в выборах, оказываются перед  необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление. 
 

Список  литературы 

     
  1. Политология: Учебное пособие для высших учебных  заведений. 
    Под редакцией Полуниной Г.В. - М.: Акалис, 2008. - 280 с.
  2. Белов Г.А. Политология. Учебн. пособие. – М.: ЧеВо, 2008.- 304 с.
  3. Петров Н. Выборы органов представительной власти // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. N4. – с. 27-32.
  4. Вешняков А Законы о выборах у нас и в мире // Рос. Федерация. М., 2005. N 18. С. 14-16.
  5. Основы социологии и политологии. Учебн. пособие / Под ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика. 2000. – 408 с.

Информация о работе Выборы в системе государственной власти