Система государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Система органов государственной власти в РФ:
Президент Российской Федерации
Органы исполнительной ветви власти:

- Правительство РФ

- Органы общей (ведающие многими отраслями) и специальной (ведающие отдельными отраслями) компетенции.

Работа содержит 1 файл

сист.госвласти.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Вариант № 7

  1. Система органов государственной власти в РФ.
  2. Основные принципы организации местного самоуправления в РФ.
 
 
     
        1. Система органов государственной власти в РФ

     Система органов государственной власти в РФ.

     Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

     Система органов государственной власти в РФ:

        1. Президент Российской Федерации
        2. Органы исполнительной ветви власти:

         - Правительство РФ

         - Органы общей (ведающие многими отраслями) и  специальной (ведающие отдельными отраслями) компетенции.

        1. Органы законодательной власти:

         - Федеральное собрание РФ.

         - Органы законодательной власти  субъектов РФ (законодательные собрания  области, республики и т.д.)

        1. Органы судебной власти:

         - Конституционный суд РФ.

         - Верховный суд РФ.

         - Высший арбитражный суд РФ.

         - другие федеральные суды.

         - суды субъектов РФ.

  1. Президент Российской Федерации

     Конституционно-правовой статус Президента РФ определен главой 4 Конституции РФ.

     Президент является главой государства, представляя Россию внутри страны и за ее пределами и выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование органов государственной власти.

     В Конституции РФ установлено, что  Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может  быть избран российский гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

     Согласно  Конституции одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

     Компетенция Президента РФ

     В отношении органов исполнительной власти Президент:

  • назначает с согласия Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке;
  • осуществляет руководство внешней политикой;
  • наделен большими полномочиями в сфере обороны и безопасности:
  • является Верховным Главнокомандующим;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • вводит чрезвычайное или военное положение.

     Обладает  полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной  власти:

  • назначает выборы и распускает Думу по установленным законом причинам;
  • вносит законопроекты, назначает референдум.

     В отношении судебной власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей  и Генерального прокурора Совету Федерации.     

     Досрочное прекращение полномочий возможно в случае:

    1. отставки;    
    2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;
    3. отрешения от должности.

       Правительство РФ

     1. Правительство - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, т.к. в процессе его деятельности воплощаются все функции государства.     

     Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы. Заместители и федеральные министры назначаются Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе политических партиях. Не имеют права на предпринимательскую деятельность, либо другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (4 года).

Конституцией  предусмотрены следующие случаи отставки Правительства:

Правительство само подает в отставку, и Президент принимает ее;

  1. Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;
  2. Государственная Дума выражает ему недоверие, и Президент объявляет об отставке Правительства;
  3. Председатель Правительства ставит перед Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства;
  4. Председатель Правительства не может исполнять свои полномочия.

   В случае отставки оно продолжает выполнять  свои обязанности до сформирования нового Правительства РФ.

   Правительство несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной  Думой.

     Указом  Президента России от 13 мая 2000 создан институт полномочных представителей Президента в федеральных округах в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов гос. власти и совершенствования контроля за исполнением их решений. В РФ образовано 7 федеральных округов. Создание института полномочных представителей способствует укреплению системы органов исполнительной власти, а также других органов государства.     

     Федеральное собрание воздействует на Правительство  и обладает определенными полномочиями: 1) право законодательной инициативы, право разрабатывать и представлять Гос. Думе на утверждение федеральный бюджет; 2) финансовые законопроекты (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госуд. займов...), а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, разработанные депутатами и другими субъектами законодательной инициативы, могут быть внесены в Гос. Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

     Министерства  и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т.п.) создаются в рамках исполнительной власти для организации государственного управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни.

     Федеральные органы исполнительной власти могут  быть общефедеральными и совместными федеральными ведомствами

     Организационно-правовые формы органов  исполнительной власти.

  1. Министерство РФ
  2. Государственный комитет РФ
  3. Федеральные комиссии

3. Органы законодательной власти

     Федеральное Собрание. Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата - термин по СМИ) и Государственной Думы (нижняя палата), которые заседают раздельно. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

     1) самостоятельность палат; 
     2) неодинаковая компетенция палат - к ведению относятся разные вопросы, а в законодательном процессе имеют разные полномочия; 
     3) разный порядок формирования; 
     4) особенности представительной природы каждой палаты. 
     Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Согласно Конституции Федеральное Собрание - постоянно действующий орган.      

     Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации - по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (с учетом числа субъектов Федерации - 89 - состав должен насчитывать 178 человек). 
          Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма. Состав Гос. Думы носит достаточно выраженный партийный характер. (по Конституции число депутатов Гос. Думы - 450 человек). 
          Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Они прямо обусловлены его конституционным статусом как законодательного органа - парламента РФ. Федеральное Собрание может осуществлять законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, подлежащим законодательному регулированию. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов эти субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не имеет права законодательствовать. 
     Конституцией предусмотрено ограничение законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1, 2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть такое предложение согласно ст 135 Конституции РФ. Федеральное собрание может издавать законы по след. отраслям права: уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. 
     Права палат, их роль и назначение в законотворчестве неодинаковы. Законотворчество сосредоточено в Гос. Думе. Конституция не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Думой
 

         4.Органы  судебной власти

     Судебная  система является сердцевиной правового  государства и конституционализма, способствует цивилизованному разрешению конфликтов, осуществляет правоприменение. Установление и деятельность судебной системы определяется Конституцией и законом "О судебной системе" 1996 г. Судебная система признается самостоятельной и независимой ветвью власти.  

     Мировые судьи рассматривают дела в первой инстанции (уголовные, расторжения  брака и раздела имущества, имущественные  споры при цене иска не превышающего пятисот минимальных размеров оплаты труда и другие дела). Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта РФ либо избираются населением. Срок их полномочий не может превышать пяти лет.

     Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ). 

     Президент РФ играет особую роль в механизме государства. Согласно ст.80 Конституции РФ 1) гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета РФ; 3) обеспечивает согласованное действие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики; 5) представляет РФ на внутренней и международной арене. Т.о. вся деятельность президента сводится к охране Конституции и обеспечению её неукоснительного действия.

     В связи с этим Президент наделяется широкими полномочиями в подборе  кандидатур  на ключевые государственные  посты. Самостоятельно принимает решения  об отставке Правительства РФ, назначает на должность заместителей П. Правительства, полномочных представителей. Наделён правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вета (может отклонять закон или направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы предписания). Наделён правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами.

Информация о работе Система государственной власти