Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность политики.
2. Политика как общественное явление.
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества.
3.1 Взаимодействие экономики и политики.
3.2 Сущность взаимоотношения политики и науки.
3.3 Особенности взаимоотношения политики и религии.
3.4 Взаимоотношения политики и культуры и искусства.
4. Специфика политики как самостоятельной сферы общественной жизни.

Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Политическая  сфера - особая сфера деятельности общества, в которой лежат

истоки политической деятельности людей во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных слоев и групп, наций, народностей, отдельных людей в форме политических отношений, действий и поступков (поведения). При изучении политики целесообразно исходить из представлений об обществе как о своеобразной всеохватывающей суперсистеме (сверхорганизме), состоящей из целого комплекса взаимосвязанных, но в значительной степени самостоятельных по отношению друг к другу подсистем: хозяйственно - экономической, социальной, политической и духовной (культура, идеология, разнообразные верования и убеждения людей). Каждая из подсистем имеет свои границы, свои характерные особенности и выполняет определенную функцию. Производственная или экономико-хозяйственная система своей деятельностью обеспечивает материальные потребности общества. Социальная система включает в себя всю совокупность разнообразных социальных общностей и отношений между ними, которые определяются влиянием классовых, цивилизационных и формационных факторов. Духовная сфера, ее жизнедеятельность включает в себя производство идей, знаний, художественных ценностей. Политическая сфера представляет собой совокупность самых разнообразных явлений, непосредственно связанных с государственной (политической) властью и ее осуществлением, таких, как институты, организации, отношения, нормы, идеи, интересы, мотивы, установки, и т.п. В целом же она призвана обеспечить жизнедеятельность государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

  Политика возникает с появлением в обществе властных отношений. В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего, свои интересы. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.

Современное состояние  политической науки позволяет рассматривать  политику в условиях методологического  плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера  общественной жизни; 

2. Как один  из видов активности социальных  субъектов, их совокупной деятельности  и индивидуального поведения;

3. Как тип  социальных отношений.

Из такого подхода  вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в  сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.

Вышесказанное позволяет дать следующее общее  определение политики. Политика - это  деятельность в сфере отношений  между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Понимание природы  политики неизбежно предполагает осознание  ее связей с другими сферами общественной жизни.

Испытывая влияние  экономики, морали, права, художественной культуры, равным образом политика и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Как правило, в  стабильных демократических обществах  функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т.д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов 
 
 

3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества

3.1 Взаимодействие  экономики и политики 

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика  выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь общества. Например, многие полагают, что слабо развитая экономика неизбежно предполагает централизацию власти, усиливает авторитарные тенденции. В то же время экономический рост в обществе, повышение подушного дохода способствует установлению плюралистической демократии. При этом не стоит утверждать, что прежде всего экономика определяет политическую область жизни. Политика также не может рассматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обусловливает тем самым и характер социальной дифференциации общества. Та или иная форма реакции государства на социальные запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия определенных решений.

Хотя влияние  экономических отношений на политику не всегда заметно в повседневной жизни, оно существует:

- политические  интересы людей, прежде всего,  детерминированы их экономическими  интересами. Например, одни будут  заинтересованы в снижении налогов,  другие - нет. Одни хотят сократить  социальные расходы в государственном  бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы «заставляют» бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

- экономическая  нестабильность и кризисы порождают  кризисы доверия к существующей  власти, являются причинами ее  смены, активности революций.

- внешняя политика  государства строится с учетом  интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения в других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

- стабильность  политической ситуации влияет  на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций; политическая нестабильность  приводит к бегству капитала  за рубеж, к «утечке мозгов»

- реализация  научно-технической политики влияет  на рост производительности труда,  воздействует на условия и  содержание труда работников;

- во влиянии  через реализацию экономической  функции государства; 

- политика изменяет  экономическую среду посредством обоснования новых концепций экономического развития и их воплощения в экономических реформах.

Развитие производства распределения в любом обществе порождает проблемы, часть которых  является политическими, т.е. не может  быть решена без использования специальных политических институтов и процедур. Источником таких проблем являются, прежде всего, переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги.

Политика имеет  значительные возможности влиять на развитие производства - распределения  посредством решения порождаемых  им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства - распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.

Нестабильность  политической жизни страны имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

Вопросу взаимосвязи  политики и экономики в отечественной  науке уделяется наибольшее внимание, но это не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна или имеет меньшее значение в общественной жизни общества. 

3.2  Сущность взаимоотношения политики и науки 
 

Связь политики и науки имеет длительный исторический период своего становления и развития, что находит отражение в многочисленных социально-философских, политических теориях, сформировавшихся на различных этапах эволюции философской и политической мысли. Взаимодействие политики и науки, рационалистический подход к ним начал складываться с момента зарождения политической мысли в таких центрах древней культуры, как Греция, Индия и Китай. Наиболее характерным, типичным, исторически сложившимся представлением о возникновении политологических идей, концепции власти, политики как науки о власти является представление о ее (их) связи с проблемой управления людьми, управления государством. Еще в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Каутильи, Конфуция, Шан Яна и других мыслителей исследуется роль науки и техники, их творцов в организации управления государством. В той же мере разрабатываются технологии эффективного политического управления. При этом взгляды древних мыслителей на данную проблему несут на себе воздействие особенностей переживаемой исторической эпохи, когда наука и техника находились на доинституциональной стадии своего развития, были сплетены воедино с такими формами общественного сознания, как мифология, религия, философия.В Новое время появляются современные ему новые аспекты разработки проблемы взаимодействия политики, науки и техники. Они связаны, прежде всего, с осмыслением значения, в том числе и политической роли, говоря современным языком, научно-технических кадров, чему способствовала начавшаяся профессионализация научной и инженерной деятельности как составных частей процесса институциализации науки и техники.В XVII-XIX вв. этот аспект нашел отражение в сочинениях Ф. Бэкона, П.Гольбаха, М.Ф.Вольтера, И.Г.Фихте, А.Сен-Симона, О.Конта, К.Маркса и Ф.Энгельса, многих других мыслителей. В их работах наука и техника рассматриваются как основа политического прогресса. Именно с этим была связана критическая оценка роли науки как движущей силы политического прогресса характерная для работ таких философов и социологов, как Х.Ортега-и-Гассет, К.Ясперс, М.Хайдеггер, О.Тоффлер, М.Фуко, Г.Маркузе.  

Выявление негативных социально-экономических последствий  научно-технического прогресса, которые  ставили себе на службу реакционно-мыслящие политики и которые наиболее ярко проявили себя в ХХ в., диктовало  ученым необходимость ставить перед лицом научной общественности вопросы о политической ответственности научно-технических кадров за разработку и применение новейших достижений науки и техники. Но дело заключалось еще и в том, что еще большую ответственность за применение открытий науки должны были нести политики, принимающие политические решения по применению, например, атомной бомбы против Японии в 1945 г. США, когда в этом уже не было никакой необходимости. Была цель запугать этой бомбой СССР. Из этого ничего не вышло, но политика, сохранив приоритет над развитием науки и техники, все-таки попала под определенный международный контроль.

Исследование  проблемы взаимодействия политики и  науки занимает значительное место  в русской общественно-политической литературе, начиная с XVIII в., когда наша страна стала на путь модернизации. Различные аспекты этой проблемы затрагивают в своих трудах философы, социологи, выдающиеся ученые в области естествознания в ХIХ-ХХ вв. В XVIII в. под влиянием идеологии Просвещения формируются идеи М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова о науке как критерии политического прогресса, главном средстве улучшения политических порядков. В ХIХ в. в российском обществе развиваются позитивистский и марксистский подходы к изучению научно-политических факторов политического развития.

  В русской  политической литературе в первые  десятилетия ХХ в. большое место  уделялось таким аспектам проблемы  взаимодействия политики с наукой, как место и роль науки в  обществе; польза науки для общества  и пути ее развития, политическая роль научно-технической интеллигенции. В советский период в разработке проблемы взаимодействия политики, науки и техники господствует марксистский подход. Отдельное место в этом плане занимают работы выдающихся ученых: Н.И. и С.И. Вавиловы, В.И.Вернадский, А.Д.Сахаров, П.Л.Капица, А.А.Благонравов, А.И.Берг, Н.Н.Моисеев. В.И.Вернадскому принадлежит идея ноосферы (царство разума), которая формируется в результате научно-технической деятельности общества и выступает важной детерминантой политики. Н.Н.Моисеев выдвинул идею коэволюции как процесса взаимной адаптации природы, техногенной и социальной среды. А.Д.Сахаров обосновал необходимость применения научного метода руководства основными сферами жизни советского общества. Близкую позицию занимал П.Л.Капица.

Информация о работе Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни