Контрольная работа по «Оперативная полиграфия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №36. Тампопечать. Технология печатного процесса.
Вопрос №43. Технология нанесения металлизируемого покрытия реализуемое с помощью ламинирования (фольгирование). Достоинства и недостатки по сравнению с теснением фольгой.

Работа содержит 1 файл

Оперативная полиграфия.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

“Белорусский  государственный

технологический университет” 

Кафедра редакционно-издательских технологий 
 

Контрольная работа

по курсу  «Оперативная полиграфия» 
 

Засулевича  Александра Владимировича 

Спец. ИД курс V шифр 03-17463
 
 
 
Работа  выслана в БГТУ «___» _____________ 2008 г. Подпись 
 
________________________________________________________________

Ф., и., о. преподавателя 

Оценка Дата
Подпись преподавателя  
Дата  получения работы БГТУ Дата  отправления работы студенту
 
 
 

Минск, 2007

 

     
 
 

   Контрольная работа № 1 
 

Вопрос  №36. Тампопечать. Технология печатного процесса.

Вопрос  №43. Технология нанесения металлизируемого покрытия реализуемое с помощью ламинирования (фольгирование). Достоинства и недостатки по сравнению с теснением фольгой. 

 

1. Тампопечать. Технология печатного процесса 

   Тампонная печать — это способ передачи изображения  с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием упруго-эластичного тампона. Тампопечать — новый печатный процесс по сравнению с классической трафаретной или офсетной печатью, это непрямой процесс глубокой печати.

   Истоки  тампопечатной технологии лежат  в печатном методе, изобретенном французским полиграфистом Декальсье и первоначально использовавшемся в швейцарской часовой индустрии для нанесения изображения на циферблаты часов. Применяя желатиновые тампоны и медные клише, швейцарские часовщики добивались весьма высокого качества печати.

   До  конца 60-х годов прошлого века тампонная печать использовалась достаточно редко, главным образом в Европе. Причина была проста: несовершенные, хрупкие желатиновые тампоны утрачивали способность к печати уже после нескольких оттисков.

   Изобретатель  современной тампонной печати, немецкий инженер Уилфрид Филипп, сконцентрировался на проблеме повышения устойчивости тампона и к 1965 году остановился на резиновом тампоне. После серии экспериментов ему удалось создать чрезвычайно надежный, гибкий и устойчивый к воздействию химикатов носитель — силиконовый тампон холодной вулканизации.

   В 1965 году Уилфрид Филипп начал конструировать современную механическую тампомашину  для печати на циферблатах часов. К 1968 году первая настоящая тампомашина была готова. В 1971 году на выставке DRUPA в Дюссельдорфе была показана первая электромеханическая тампонная машина. До этого времени технологий для печати на объемных и изогнутых поверхностях просто не существовало.

   Основными отличиями метода от других методов  печати, является:

   1. Тампопечать — быстрый и экономичный способ печати.

   2. Метод предоставляет возможности  для печати в тех случаях,  когда использование других технологий  нанесения изображения является  затруднительным или слишком  дорогим.

   3. Тампопечать способна во многих  случаях заменить такие технологии, как трафаретная печать, гравировка или тиснение, часто превосходя их в гибкости и качестве печати.

   4. Благодаря методу тампопечати продукт приобретает более дорогой и престижный вид, что повышает его привлекательность для потребителя.

   Диапазон  областей применения тампонной печати практически не ограничен. Легче всего тампопечати поддаются термопластики: стирол, акрил, поликарбонат, винил, бутират, ABS, ПВХ, а так же дерево, бумага, лакированные поверхности.

   Тампопечать находит широкое применение в  электронной промышленности для маркировки мелкими шрифтами объемных деталей с самой разнообразной геометрией поверхности (конденсаторов, панелей приборов, плавких и автоматических предохранителей, проводов, разъёмов, трансформаторов и других конструкционных элементов, отдельных узлов и т.п.).

   В электронике тампопечать нередко  является частью технологического процесса или даже включается в поточные линии  при изготовлении, например, плат печатного монтажа, декорировании и маркировке готовых изделий. Высокая разрешающая способность имеет большое значение, так как допускает миниатюризацию изображения, недоступную, в частности, для трафаретной печати (шелкографии). Применяется при изготовлении плат, когда, например, необходимо сделать очень узкие дорожки.

   Методом тампонной печати наносятся логотипы, изображения на сувенирную продукцию: ручки, зажигалки, брелоки, часы, калькуляторы, кружки, пепельницы, ключницы, открывалки, пластиковые подставки или подобные изделия из пластика, из кожи и полиэтилена, а так же на бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, различных канцелярских принадлежностях (карандаши механические, линейки, ножи, визитницы и многое другое), аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, парфюмерной упаковке.

   Методом тампонной печати в легкой промышленности декорируют разные виды продукции: пряжки, щетки, кисти и многое другое. В стекольной промышленности способом тампопечати, наряду с шелкографией, запечатывают керамические и стеклянные изделия.

   Тампопечать широко применяется в медицине для запечатки различных изделий: цов, капельниц, ампул, бутылочек, различных металлических инструментов, пластика, стекла.

   В автомобильной промышленности с  помощью оборудования тампопечати  изображение наносят на клавиши, панели салона, шильдики, колодки, тяги, диски, фильтры, лампы, ролики, ремни, шаровые опоры, амортизаторы, пружины и другие запчасти из различных материалов.

   Стойкость получаемого оттиска к истиранию  и царапанью, несмотря на повышенные требования, оказывается довольно высокой.

   Тампопечать — это непрямой процесс глубокой печати. Изображение фотогравировочным способом наносится на поверхности плоского клише так, что печатные элементы представляют собой углубления на его поверхности. Затем клише смачивается краской. Излишняя краска удаляется ракельным ножом. После этого мягкий силиконовый тампон опускается на клише, забирает с него краску и переносит ее на запечатываемую поверхность. Это напоминает процесс нанесения изображения с помощью резинового штампа, с одним лишь отличием: тампон только переносит изображение, не являясь ее источником.

   Главным блоком любой машины тампонной печати является красочная система. Она  бывает двух типов: открытая и закрытая.

   Открытая  красочная система.

   В этом случае краска находится в открытой ванночке («кипсейке») и свободно взаимодействует с воздухом.

   Основные  этапы процесса печати:

   1. Двигаясь поступательно, ракельный  нож наносит краску на клише  с выгравированным на нем изображением.

   2. Возвратное движение ножа снимает  с клише излишки краски.

   3. Тампон под давлением опускается  на клише. 

   4. Тампон поднимается с клише  и движется по направлению  к запечатываемому предмету.

   5. Тампон под давлением опускается  на запечатываемый предмет. Тампоны  конструируются таким образом, что, несмотря на значительное давление, угол между контуром тампона и поверхностью предмета всегда отличен от нуля. Поэтому между тампоном и предметом никогда не создается разрежение, что облегчает перенос краски на запечатываетмую поверхность.

   6. Тампон поднимается и принимает оригинальную форму. Если все составляющие процесса подобраны правильно, после поднятия на тампоне не остается краски, и он полностью готов к следующему циклу.

   Закрытая  красочная система.

   В случае закрытой системы цикл состоит  практически из тех же этапов, что и при «открытом» процессе.

   Отличие заключается в том, что краска находится в закрытом контейнере («чашке»), острые края которого (так  называемое «ракельное кольцо») выполняют  ту же функцию, что нож в предыдущем случае. «Закрытый» процесс предпочтителен при больших тиражах печати, так как краска, находясь в контейнере, не испаряется и не меняет своих свойств. К его недостаткам относится меньшая площадь рабочей поверхности клише и более высокая стоимость оборудования.

   На  сегодняшний день на рынке присутствуют следующие виды клише для тампонной печати:

  • фотополимерные;
  • металлические фотоочувствленные;
  • стальные.

   Выбор того или иного вида клише определяется типом работы и тиражом печати.

   Фотополимерные  клише различаются количеством слоев фоточувствительного материала (одно- и двухслойные) и вымывным раствором (спиртовымывные и водовымывные). В настоящее время наибольшее распространение получили двухслойные клише.

   Металлические фотоочувствленные  клише. В последнее время получил широкое распространение материал под торговой маркой «Алюкорекс» (Alucorex) немецкого производства. Клише из этого материала существенно более прочные, чем фотополимерные, и имеют фиксированную глубину травления. Вследствие своей жесткости такие клише не требуют растрового экспонирования и предназначаются лишь для штриховых (безрастровых) работ. Они также имеют существенно более высокую тиражестойкость (более 100 тыс. оттисков).

   Стальные  клише. Основное преимущество стальных клише — существенно более высокая, чем у первых двух видов, тиражестойкость (до миллиона оттисков). Такие клише изготавливаются по сложной, многоступенчатой технологии и, как правило, делаются на заказ для очень больших по объему работ. Ввиду чрезвычайно высокой стоимости и длительности процесс изготовления в рекламно тампонной печати стальные клише, как правило, не применяются.

   Для тампопечати большое значение имеет выбор краски. Краски для тампонной печати в общем похожи на краски для трафаретной печати, но с двумя очень важными отличиями:

    — во-первых, в отличие от трафаретных красок, тампонные краски включают в себя очень быстро испаряющийся растворитель, так как его испарение является ключевой частью печатного процесса;

    — во-вторых, красочный слой при тампонной  печати гораздо тоньше, чем при  трафаретной, что делает тампонный процесс весьма зависимым от таких факторов, как температура и влажность окружающей среды, а также статическое электричество.

    В составе любой тампонной краски присутствуют резина, пигмент, растворитель и некоторые добавки.

    Для того, чтобы печатный процесс протекал надлежащим образом, краска должна иметь возможность быстро менять вязкость и становиться «липкой».

    В оперативной тампонной печати используется два типа красок:

    — однокомпонентные (или «испаряющиеся»);

    — двухкомпонентные (или «катализаторные»).

    Однокомпонентные  краски используются наиболее часто. Они очень быстро сохнут благодаря только испарению растворителя. Однокомпонентные краски бывают глянцевыми и матовыми, они пригодны для печати на самых различных пластиковых изделиях.

    Двухкомпонентные  краски требуют добавления перед печатью специального катализатора, делающего возможным полимеризацию резины. Катализатор вступает с резиной в химическую реакцию непосредственно в красочном аппарате («кипсейке»).

    При работе с двухкомпонентной краской необходимо точно соблюдать весовую долю добавляемого катализатора. Слишком большое его количество значительно снизит время годности краски, а слишком малое — приведет к некачественной печати.

    Обычно  время годности двухкомпонентных красок 8–10 ч. Это означает, что если работа не завершена за одну смену, завтра краску придется готовить заново.

Информация о работе Контрольная работа по «Оперативная полиграфия»