Педагогическая концепция Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Описание работы

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:

природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа

развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и

явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие

ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.

Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное

накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть

приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания

человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный

оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,

слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом

возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был

физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить

свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от

ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого

повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает

необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными

последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен

опекать наставник.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

заключить из рассуждений Руссо, представляет собой единый процесс

ознакомления  воспитанника с окружающим внешним  миром,   с природой. Опыт тем

самым становится не стихийным,  а более  осознанным,  а знания - не

умозрительными  (против чего всегда решительно выступает  Руссо), а реальными,

связанными  с жизнью,  вернее,  полученными  из жизни. Такая постановка вопроса

была  принципиально новой и прогрессивной  в условиях догматического обучения,

совершенно  оторванного от жизни,  от окружающей дей­ствительности.

Новый элемент вносит Руссо и в характер руководства учением своего

воспитанника. Содействие перестает быть во многом только таковым, т.е. в

известном смысле пассивным, а в него все  более вносится активное начало и

деятельность  педагога во многих случаях приобретает  характер

целенаправленных  действий. Эта мысль будет развита  несколько ниже. Пока же

сошлемся  для подтверждения своего положения  об усилении активного начала в

деятельности  педагога лишь на один факт. Руссо, говоря о любопытстве,

любознательности, как естественном влечении человека, подчеркивает, что

двигателем  детского возраста становится лишь любопытство, хорошо

направленное.

Уже в  выборе предметов, объектов для изучения чувствуются не только интересы

ребенка (хотя Руссо на них постоянно ссылается), но и, пожалуй, в первую

очередь, направляющая рука самого воспитателя. Хотя несколько раньше Руссо и

выдвинул  тезис о том, что "непосредственный интерес - вот великий двигатель,

единственный, который ведет верно и далеко", однако, когда педагог

практически подходит к вопросу об определении  содержания обучения, он

руководствуется не только интересами своего питомца, но и другими

критериями: пользой,  окружающей обстановкой, возможностями  показать предмет

или вещь наглядно, доступностью Понимания этого  предмета для ребенка и т.д.

Особое  значение придает Руссо обучению ребенка тем знаниям, которые  полезны в

жизни,  пригодятся ему уже в настоящий  момент, "Надлежит знать не то, что

есть,  но только то,  что полезно". Ясно, что полезность тех или других

знаний  может определить не ребенок, а только педагог. Хорошо понимая это,

Руссо и обращает внимание читателя на необходимость,  в случае надобности, не

только  разъяснять ценность изучаемого, но и   доказать, убе­дить    ребенка

в этом.

"Легко  доказать ребенку полезность  того, чему хотят его научить,  но это

доказывание не имеет никакого значения, если не умеют его убедить".

Польза  же предметов, как и всех знаний, полагает Руссо, определяется тем,

насколько они способствуют нашему самосохранению и благосостоянию. В

дальнейшем  буржуазная педагогика (Спенсер, Дым  и др..) широко использует эти

односторонние взгляды великого французского просветителя и педагога в своих

классовых интересах,  забыв о том, в какое время и в связи с чем

разрабатывались эти идеи Руссо.

Мы же останавливаемся на данном вопросе  не с тем, чтобы показать узость

подхода Руссо к определению содержания обучения (это сделано другими

исследователями), а для того, чтобы выяснить, как  понимаются Руссо вопросы

педагогического руководства, в частности,  руководства  учением ребенка.

Исходя  из этих принципов подхода к знаниям, Руссо знакомит своего Эмиля с

геометрией, географией, природоведением, начатками  космографии, т.е. с

основами  естественных наук, утверждая, что именно природа, т.е. то, что

непосредственно окружает ребенка и что ему  полезно знать уже сейчас,

заинтересует  его в большей степени.

Важно добавить, что Руссо и в этом возрасте категорически отрицает книжное

обучение, признавая полезной для Эмиля лишь одну книгу - "Робинзон Крузо",

как наиболее удачный трактат, по его мнению, о  естественном воспитании.

Отрицание книжных знаний аргументирует Руссо  рядом соображе­ний: книги учат

говорить  лишь о том, чего не знаешь, т.е. не способствуют развитию ума, а

дают  ему ложное направление; книжные  знания ведут к заблуждениям и

предрассудкам, чего больше всего боится Руссо, и, наконец, пожалуй, самое

главное - цель обучения, по Руссо,  создать  не ученого, а человека вообще,

развить ум и способность суждения, потребность и сейчас и в дальнейшей жизни

приобретать знания самостоятельно.

Вот почему он считает истинными учителями  не книги и система­тическое

обучение, а личный "опыт и чувствования". К тому же, по мысли Руссо, наука -

это "бездонное  море", глубин которого никогда не достигнуть, да к тому же

еще за такой короткий промежуток времени, который сама природа отвела ребенку

для учения.

Исходя  из этих своих соображений, Руссо  и строит процесс обучения Эмиля  по

своей системе и рассматривает этот процесс не как передачу знаний в

определенном  логическом плане, а как направленное педагогом воздействие на

развитие  ума и умственных способностей (прежде всего любознательности,

пытливости, воображения, интересов,  способности  суждения и пр.), основанных

на инстинкте  ребенка к познании, на выработке  у него методов самостоятельного

приобретения  знаний. Ученик у Руссо - это маленький  исследователь,

открыватель истин, подобно Робинзону осваивающий  окружающий мир в

соответствии  со своими насущными потребностями и нуждами в данный момент".

На что  это нужно?" - эту фразу Руссо  хочет сделать и для Эмиля  путеводителем

в его  умственных занятиях и основой обучения и предостеречь тем самым своего

питомца от ненужной траты времени на усвоение массы бес­полезных знаний и во

многом  бессмысленной книжной премудрости. Особое место в умственном

воспитании  Эмиля занимает развитие у него способности  к суждению. Главное,

считает Руссо, не знания, а способность суждения. Одну из основных задач

данного периода Руссо в начале третьей книги романа так буквально и

определяет: "Переход от чувственного познания к суждению".

Способность суждения основана на естественных потребностях ребенка к

"любознанию". К познанию мира. Способность  суждения предполагает размышление

("Всякое  суждение есть размышление"), выработку   собственных   понятий о

вещах, а не усвоение кем-то навязанных. "... Если хотят сделать молодого

человека  рассудительным, то нужно хорошо развить  в нем способность судить

вместо  того, чтобы   диктовать ему  наши собственные суждения".

Руссо, как не трудно в этом убедиться  читателю, ставит исключительно важную и

ценную  для педагогики проблему о выработке  у детей собственных понятий,

взглядов, суждений. Другое дело, что решение  самой проблемы является

односторонним и по сути -ошибочным, т.к. она разрешается не путем усвоения

системы знаний, а путем лишь "добывания  их",  "открытия" истин, к тому же во

многих  случаях отрывочных, изолированных  друг от друга све­дений о жизни, о

природе.

Эту мысль  о противопоставлении изучения науки и развития умственных

способностей  ребенка Руссо проводит довольно после­довательно, различными

способами пытаясь аргументировать ее. "Пусть  он не выучивает науку, а

выдумывает  ее".      Главное в  учении - не преподавание истин ("число  истин

неисчерпаемо"), а предохранение -воспитанника от ложных знаний, т.е. от

заблуждений; умение же самостоятельно судить о  вещах и способствует

различение  идей правильных от идей ложных. Имея в  виду своего воспитанника,

Руссо пишет: "Если бы он ничего не знал, мне  горя мало, лишь бы он не

заблуждался ..." И, как бы обобщая свои мысли  на этот счет, Руссо решительно,

в категорической форме, убежденный в своей правоте, утверждает? "Вопрос не и

том   чтобы преподать эму науки: нужно  лишь зародить в ней вкус, чтоб он

полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше

разовьется. В этой, без сомнения, состоит  основной принцип всякого хорошего

воспитания".

Таким образом,  главные задачи обучения, по Руссо,- приучить ребенка

мыслить, привить ему   любовь  к знаниям, научить его пользоваться

методами    самостоятельного приобретения знаний. В этих положениях Руссо,

несомненно, несмотря на ошибочность общей дидактической  концепции, содержится

немало  ценного, оригинального и поучительного  не только для того времени (как

удар  по схоластике я догматизму), но и  для наших дней.

Какова  же в этих условиях роль учителя - воспитателя, како­ва конкретно и как

проявляется функция педагогического руководства (т.е. воспитания со стороны

людей) в процессе обучения ребенка?

Выше отмечалось, что функция руководства в этом процессе приобретает характер

направленного   воздействия   воспитателя на развитие ума ребенка и его

умственных  способностей, что означает, что  педагогическая активность

воспитателя теперь, по сравнению с предшествующим периодом (до 12 лет),

значительно усиливается. Однако сущность руководства  в принципе не

изменяется:  это по-прежнему не волевое давление и принуждение со стороны

Информация о работе Педагогическая концепция Руссо