Педагогическая концепция Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Описание работы

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:

природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа

развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и

явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие

ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.

Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное

накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть

приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания

человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный

оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,

слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом

возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был

физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить

свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от

ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого

повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает

необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными

последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен

опекать наставник.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

педагога ("внедрение" истин), а воздействие  тонкое, мягкое, косвенное.

За счет же чего идет это усиление направляющей роли воспи­тателя?

Прежде  всего, за счет разнообразия и, можно  сказать, обилия приемов

педагогического воздействия на ребенка, за счет создания условий и

специальных ситуаций для умственного его  развития (на­копление впечатлений,

наблюдений, постановки жизненных задач и  т.д.). В принципиальном плане это

направленное  воздействие как форма руководства  состоит в том, что Руссо

выводит своего Эмиля в жизнь,  знакомит его с окружающими явлениями, чего

раньше  не было. Теперь воспитанник уже не предоставлен сам себе. Руссо как

бы берет  своего питомца за руку, держит  его  довольно твердо

("руководительство") и отправляется с ним в путь, если можно так сказать, по

жизни. Сама жизнь ставит перед подростком массу загадок, необъяснимых задач.

Воспитатель не старается объяснить их, а наталкивает  воспитанника на

открытия, собственные размышления,  самостоятельные  выводы, пусть даже

ошибочные. Более того, ошибаясь, как считает  Руссо, ребенок тоже познает

мир, тоже приобретает жизненный опыт. "Если он ошибается, оставьте его в

покое, не исправляйте ошибок, ждите молча, пока он сам не будет в состоянии

увидеть их и исправит», или, самое большее, приведите при удобном случае

какую-нибудь выкладку, которая давала бы ему  заметить свой промах. Если бы он

никогда не ошибался, он так хорошо не научился бы".

Впоследствии  буржуазная педагогика превратит это  положение Руссо в целую

теорию "проб и ошибок", стремясь обосновать своей теорией весь путь развития

и формирования ребенка. Сам же Руссо таких далеко идущих выводов никогда не

делал, признавая этот тезис лишь как  один из многих в своей теории

умственного развития детей.

Направленное  воздействие на развитие ребенка  проявляется у Руссо в различных

формах: это и возбуждение  (по сути, стимулирование) любознательности, это и

внушение  любви к знаниям (путем показа их пользы и значи­мости в жизни),  это

и постановка познавательных задач,  заставляющих искать выход из положения

(случай  в лесу с ориентированием на  местности), это и создание

соответствующих ситуаций (приглашение на обед в богатый дом) с последующим

совместным  обсуждением вынесенных оттуда впечатлений  и наблюдений.

Мысль о том, что подросток должен следовать  не авторитету и людскому мнению,

даже  не авторитету и примеру, учителя,  а приобретать собственный опыт,

собственные знания,  собственные суждения,- эту  мысль Руссо повторяет

настойчиво  и неоднократно,  т.к. именно она  отражает в наибольшей степени

дух его  учения об умственном развитии и воспитании ребенка. Приведем лишь

некоторые высказывания самого Руссо,  подтверждающие его взгляды на данный

вопрос:  "Принужденный учиться сам по себе,  он пользуется своим разумом,   а

не чужим; ибо кто не хочет уступать людскому мнению,  тот не должен уступать

и авторитету; а большая часть наших заблуждений зарождается не в нас самих,

но переходит  к нам от других". И далее: "У  Эмиля мало познаний,  но те, какие

есть  у него, являются поистине его собственными... " Руссо осуждает, по

сути, и  школьные уроки и школьных учителей, прежде всего за то, что они

заменяют собственный опыт ребенка и развитие его разума "опытом и авторитетом

учителя",   что,  по Руссо,  противоречит естественному  и свободному

воспитанию,  гласящему  (как уже отмечалось выше), что истинные наши учителя

- это  опыт и чувствование. Однако и здесь Руссо не может уйти от противоречий

и непоследовательности. Признав в качестве главных учителей     личный опыт

ребенка и его чувства, отвергнув авторитет  и людское мнение старших   как

источник  заблуждений и предрассудков,  не признавая, по существу, даже силы

авторитета  учителя.,   зачем же Руссо в  таком случае,  хотя и исподволь,

однако  от страницы к странице все настойчивее  и заметнее   усиливает

направляющую  роль учителя-воспитателя?!

Не повторяя сказанного выше о тех средствах,  которыми пользуется наставник с

целью умственного влияния на своего питомца (возбуждение любознательности и

т.д.),  остановимся еще на одном принципиально  важном для процесса учения

вопросе. показывающем, что Руссо в качестве главных учителей признает (не на

словах, а на деле) не только опыт и чувства  ребенка, но и деятельность самого

учителя. Речь идет о мотивах, стимулах учения (эти понятия и термины именно

в таком  словесном выражении и встречаются  у Руссо). Ведь именно учитель, как

это вытекает из рассуждений Руссо, определяет,   направляет и развивает те

мотивы  учения, которые, по мнению Руссо, являются наиболее ценными для

общего  развития ребенка: не только умственного,  но и нравственного. В

качестве  наиболее важных мотивов, например, признаются не только

непосредственные  интересы ребенка, но и польза и ценность знаний для жизни,

их практическая приложимость и одновременно категорически, самым

решительным образом, отвергаются такие, как  тщеславие,  зависть,

соперничество, конкуренция и соревнование, возбуждающее,  по мнению Руссо,

недобрые  чувства к другим людям (чувство  превосходства, высокомерия и т.д.).

Пусть соревнуется ребенок, как считает  Руссо, не с другими, а с самим  собой.

Наставнику  он советует: "... Избегайте сравнения с другими детьми: не нужно

соперников,  не надо конкурентов,- даже в беге,- коль скоро ребенок начинает

рассуждать; по моему мнению, во сто раз лучше  не учиться вовсе, чем учиться

из-за одной  зависти или тщеславия". В качестве одного из пе­дагогически и

психологически  ценных стимулов, помимо выше указанных, Руссо признает

одобрение успехов ребенка в учении (и  в развитии физических сил) в конце  года

и сравнение  этих успехов с достижениями предшествующего  года. "Таким образом,

- разъясняет свою мысль Руссо, - я поощряв,  не возбуждая ни к кому

зависти"? Здесь направляющая роль воспитателя, несмотря на предыдущие

оговорки  Руссо, выражена достаточно заметно.

Эту противоречивость и непоследовательность Руссо в  понима­нии умственного

развития и воспитания ребенка можно объяснить, прежде всего, тем, что более

всего педагог в этом процессе опасается  принуждения, давления, насилия со

стороны старших в отношении ребенка. Его не покидают и здесь страшные картины

авторитарного воспитания, уродовавшего личность ребенка. И, разумеется (что

тесно связано с первым), главное же - это требование, веление самой  природы

ребенка, развертывающей свои силы, как физические, так и умственные   не по

воле  людей, а по своим собственным  законам. Только хорошо изучив эти законы,

убеждает  Руссо читателя, можно правильно, т.е. в соответствии с природой

человека, на основе теории естественного и  свободного воспитания научиться

управлять ребенком.

    

Трудовая  деятельность подростка 

Руссо по-своему пытается решить и другую важную проблему - проблему трудового

воспитания, руководства трудовой деятельностью  подростка.

Труд  Руссо ценит    очень высоко, как неизбежную и священную обязанность

человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда,  простого труженика

из народа, в первую очередь крестьянина и ремесленника. Тот,  кто не

трудится,  кто ведет праздный образ жизни,  не заслуживает звания человека,

утверждает  Руссо. "Труд,  - пишет он,  - есть неизбежная обязанность для

человека,  живущего в обществе. Всякий праздный гражданин,  богатый или

бедный,  сильный или слабый - есть плут".

Звание  ремесленника, а в зависимости  и в связи с этим цен­ность  ручного труда

Руссо выдвигает на первый план. Если земледелец зависит от своего поля,

рассуждает  Руссо,  сборами с которого может овладеть другой,  то ремесленник

зависит только от своего труда,  следовательно,  он свободен. Если в смысле

своей личной свободы ремесленник и  занимает,  по мнению Руссо,  первое место

среди прочих занятий, то по ценности и полезности труда звание земледельца -

самое почетное,  самое благородное. "... Земледелие есть первое ремесло

человека: оно самое честное, самое полезное и, следовательно,  самое

благородное из всех, какими только может он заниматься". Руссо сообщает

читателю, что своего Эмиля он не собирается обучать земледелию, т.е. мальчик,

начав с него в детстве, хорошо изучил его,  знает все полезные работы и

сейчас  ими постоянно занимается. Хотя раньше об этом Руссо почти ничего не

говорил, читатель, однако, может предполагать, что Эмиль, воспитанный с

ранних  лет в труде, полюбил его и  получил необходимые трудовые навыки. Тем

самым Руссо считает трудовое воспитание неотъемлемой и составной частью

общего  процесса развития и воспитания подростка. Приступая к обучению Эмиля

ремеслу, Руссо прежде всего видит в занятиях ручным трудом средство и

трудового,  и нравственного,  и физического  воспитания и не в меньшей мере

фактор  развития умственных сил ребенка. Основная же цель обучения ремеслу -

Информация о работе Педагогическая концепция Руссо