Понятие, признаки и проявление воли у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему некоторые люди иногда только планируют, но ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие воли в психологии………………………………………6
I.1. Воля: многообразие понятий и теорий……………………………………...6
I.2. Волевое действие и его структура………………………………………….10
Глава II.Проявления воли. Волевые качества и способы их развития...16
II.1. Признаки и проявление воли у человека………………………………….16
II.2. Развитие воли у человека…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………….27
Приложение 3…………………………………………………………….28
Глоссарий…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Реферат Воля.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

МБОУ Гимназия № 1

 

 

 

 

 

 

Реферат

по социальной психологии

на тему: Понятие, признаки и проявления воли у человека

 

 

 

 

 

Выполнен:

Учащимся 11 «В»  класса

Потёмкиным  Георгием Владимировичем

Научный руководитель:

учитель психологии

Машавец Л.М.

 

 

 

 

 

Армавир, 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие воли в психологии………………………………………6

I.1. Воля: многообразие понятий и теорий……………………………………...6

I.2. Волевое действие и его структура………………………………………….10

Глава II.Проявления воли. Волевые качества и способы их развития...16

II.1. Признаки и проявление воли у человека………………………………….16

II.2. Развитие воли у человека…………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….25

Приложение 1…………………………………………………………….26

Приложение 2…………………………………………………………….27

Приложение 3…………………………………………………………….28

Глоссарий…………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Зачастую, принимая какое-то решение и понимая необходимость в совершении какого-либо рода деятельности, человек не спешит выполнить его.

Даже психологи  не всегда могут объяснить, почему некоторые люди иногда только планируют, но ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Воля – это  сознательное регулирование человеком  своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная внутренняя регуляция нашей деятельности, особенно в случаях, когда возникают разного рода препятствия для нормальной жизни.

Ни одна более  или менее сложная жизненная  проблема человека не решается без  участия воли. Именно воля, наряду с  такими понятиями, как речь, язык, сознание являются одними из основных отличий  человека от животного мира.

Формирование  всесторонне развитой, общественно активной личности является важнейшей целью и непременным условием прогресса общественной системы.

Воспитание  необходимых волевых качеств  и способности к волевой регуляции  является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Степень актуальности выбранной темы высока, так как заинтересованность общества в разработке научно обоснованной системы формирования личности, в том числе и обладающей необходимыми волевыми качествами, требует углубления исследований теоретических и методологических проблем воли, разработки способов диагностики уровня развития волевой регуляции, путей ее повышения.

Безусловно, говорит об актуальности темы и недостаточный уровень ее разработанности.

Проблема воли имеет многовековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни о достижениях в этой области, ни о широте исследований, ни о ее популярности. Из центра понятийной системы психологии понятие воли постепенно оттесняюсь к периферии, что выражалось в падении интереса психологов к проблеме воли, в снижении числа публикаций и в отставании уровня теоретических, экспериментальных и прикладных исследований по сравнению с другими разделами психологии. Анализируя понятийный аппарат современной психологии, М.Г. Ярошевский отметил, что понятие воли не входит в число основных понятий психологии 20 века.

Объект исследования – воля человека как многогранный психический процесс.

Предметом исследования выступает воля и волевые качества человека как способность человека к саморегуляции поведения и психических явлений.

Целью исследования является изучение многообразия понятий, специфических признаков, а также способов проявления воли человека.

Для реализации данной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть и сопоставить многообразие понятий воли человека;

- проанализировать  существующие теории воли;

- выявить специфические  признаки воли, как психического  процесса;

- изучить понятие и структуру волевого действия;

- рассмотреть  качества личности, определяемые как волевые;

- обозначить  пути развития воли у человека  и факторы, влияющие на развитие воли.

При написании реферата были применены следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных трудов посвященных данной проблеме, а также методы описания, анализа, систематизации сравнения и обобщения.

Структура реферата обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, а также список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие воли в психологии

 

  1. Воля: многообразие понятий и теорий

 

В толковом словаре Ожёгова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как о неотъемлемой части психологической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полёта стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле всё равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как «целеустремлённость, соединённую с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление».

Современное представление  о воле обогатилось за счёт приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как «внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаём, когда сознательно даём начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа», фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, «каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же врем и непосредственно-проявляющийся акт тела»1.

Волю можно  понимать по-разному. Во-первых, воля – общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. В тоже время необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания;... желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей»2. Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. «Воля – сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели...»3. Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей.

В более общем  понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в  себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, – это и есть волевые действия»4. Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля.

Вследствие  неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в  первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого  понятия как от ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Однако изучение воли не переставало интересовать научный  мир, ведь «человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком»5.

И в настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Изучение воли в историческом аспекте можно  разделить на несколько этапов. Первый этап связан с пониманием воли как  механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Второй – связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов. На четвёртом – волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В современном этапе имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли. Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» – значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение  связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса  о воле пренебрегает изучением волевых  качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе – практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой  регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется  только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению  препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о многофункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий6.

Кроме того, ещё  И.М. Сеченов отмечал, что воля (как  механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет7. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя8.

  1. Волевое действие и его структура

Информация о работе Понятие, признаки и проявление воли у человека