Редактор и автор: творческие и этические аспекты взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Структура нашей работы такова, что читатель сможет найти подтверждение или опровержение изложенных в первой главе теоретических выкладок, обратившись ко второй главе, в которую включена исследовательская часть и аналитическая. В теоретической части мы раскрываем этические и творческие аспекты взаимоотношений редактора и автора на каждом этапе редакционно-издательского процесса последовательно. В исследовательской части представлен социологический опрос с последующей его обработкой в аналитической части.
Цели курсовой работы:
изучить творческие и этические аспекты взаимоотношений редактора и автора, сделав акцент на рекомендациях молодым специалистам;
исследовать некоторые методы работы молодых редакторов в контексте системы "Редактор-Автор";
сопоставить полученные данные о методах работы семи молодых специалистов с данными о работе двух профессиональных редакторов с большим стажем работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1. Подготовительный этап РИП 6
2. Редакционный этап РИП 10
3. Производственный этап РИП 14
4. Заключительный этап РИП 16
Глава 2. Исследовательская и аналитическая части 17
1. Социологический опрос: обоснование и гипотеза 18
2. Анализ данных опроса. Выводы 20
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложения 25
Приложение 1 25
Приложение 2 27

Работа содержит 1 файл

Курсач1.docx

— 48.97 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский  государственный университет печати

Факультет Издательского дела и журналистики

Кафедра Издательского дела и редактирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине Технология редакционно-издательского  процесса

Тема

Редактор  и автор: творческие и этические  аспекты взаимоотношений 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: Бойцова И.А.

                ДКир  3-1

                Проверил: Гуртова Г.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва

      2009/10 

 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 5

1. Подготовительный этап РИП 6

2. Редакционный этап РИП 10

3. Производственный этап РИП 14

4. Заключительный этап РИП 16

Глава 2. Исследовательская и аналитическая части 17

1. Социологический опрос: обоснование и гипотеза 18

2. Анализ данных опроса. Выводы 20

Заключение 22

Библиографический список 24

Приложения 25

Приложение 1 25

Приложение 2 27 

 

Введение

 

       Хорошие, профессиональные взаимоотношения  редактора и автора - важный компонент  разработки и подготовки издания  к рукописи, залог успешной работы. Идеально, конечно, если редактор - высоко квалифицированный, да ещё и коммуникабельный человек, умеющий справиться со всеми  своими текущими задачами в срок, найти  подход к любому человеку и избежать всех возможных неприятных ситуаций. Посему мы полагаем, что задача каждого  молодого редактора (разумеется, также  и студентов, которых готовят  по этой специальности) - развивать  не только те навыки, которые касаются работы с авторским оригиналом и  последующими его модификациями, а  также и с самими авторами. Оба  эти аспекта в совокупности и  образуют профессиональную деятельность редактора.

       Выбор темы "Редактор и автор: творческие и этические аспекты взаимоотношений" обусловлен её актуальностью: нередко  случается так, что молодые редакторы, считая, что их научили работать с рукописью, вдруг сталкиваются с проблемами в совершенно неожиданном  месте - конфликтные ситуации с авторами, неумение настоять на своём и подобные им проблемы.

       В данной курсовой работе нам хотелось бы подробнее раскрыть такие аспекты  взаимоотношений редактора и  автора, как творческий и этический. Мы делаем акцент на деятельности молодых  редакторов, поскольку наибольшее количество неловкостей и проблем возникает  как раз у них, и посему мы находим  полезным исследование, которое будет  представлено во второй главе настоящей  работы.

       К сожалению, необходимой литературы, подробно и качественно освещающей теоретический материал по этому  вопросу, найдено нами чрезвычайно  мало, и мы взяли на себя смелость высказать самостоятельную точку  зрения на ряд вопросов.

       Структура нашей работы такова, что читатель сможет найти подтверждение или  опровержение изложенных в первой главе  теоретических выкладок, обратившись ко второй главе, в которую включена исследовательская часть и аналитическая. В теоретической части мы раскрываем этические и творческие аспекты взаимоотношений редактора и автора на каждом этапе редакционно-издательского процесса последовательно. В исследовательской части представлен социологический опрос с последующей его обработкой в аналитической части.

       Цели  курсовой работы:

  • изучить творческие и этические аспекты взаимоотношений редактора и автора, сделав акцент на рекомендациях молодым специалистам;
  • исследовать некоторые методы работы молодых редакторов в контексте системы "Редактор-Автор";
  • сопоставить полученные данные о методах работы семи молодых специалистов с данными о работе двух профессиональных редакторов с большим стажем работы.

 

Глава 1. Теоретическая  часть

 

       Взаимодействие  редактора и автора на протяжении всего  редакционно-издательского  процесса  

       «Редакционно-издательский процесс имеет системный характер и прагматическую направленность, которая обусловлена его целью, выполняющей системно-формирующую функцию. Цель редакционно-издательского процесса - создать, выпустить, включить в информационно-коммуникативный оборот книгу и обеспечить потребителя нужной ему книгой. <…> Издательский процесс можно условно разделить на четыре этапа»1.

       Редактор  и автор взаимодействуют на протяжении каждого из четырёх этапов редакционно-издательского процесса: на подготовительном, когда осуществляется привлечение новых авторов (редактор и автор на этом этапе встречаются впервые), редакционном, когда идёт самая совместная работа над рукописью, производственном (вычитка корректуры тоже может стать камнем преткновения) и заключительном, когда редактор может быть полезен в подготовке рекламной кампании (кто, как не он, лучше всех знаком с этим произведением?). Мечта каждого редактора, чтобы ему "попался" неконфликтный, смышлёный, пунктуальный автор с интересной рукописью, работа с которым пошла бы как по маслу.

       В теоретической части нашей работы мы осветим проблему взаимоотношений  молодого редактора и автора в творческом и этическом аспекте.  

 

1. Подготовительный  этап РИП

 

 

       Подготовительный  этап включает всё время, требующееся от составления тематического плана до представления автором рукописи в издательство. «На этом этапе редактор участвует в составлении и обсуждении тематических планов, ведёт переговоры с возможными авторами по данной теме, работает над проспектом (планом) будущей книги, просматривает по просьбе автора части подготовленной работы, помогая ему преодолевать возникшие затруднения»2.

       Как мы видим, даже тогда, когда рукопись как таковая редактору ещё  не предоставлена, работа с автором  уже идёт полным ходом.

       Важной  частью подготовительного этапа становится поиск и привлечение новых авторов. Если у редактора уже есть какая-нибудь идея, логично, что ему потребуется человек, который возьмётся за реализацию этой идеи. В задачу редактора в таком случае входит найти такого человека.

       Работа  редактора на подготовительном этапе  носит отнюдь не кабинетный характер: разумнее будет ему находиться в  библиотеках, на выставках, словом, где  угодно, где он может расширить  свои творческие связи.

       «Уметь  «создавать силовое поле» - важное качество редактора художественной литературы, которое привлекает писателя в издательство и во многом способствует активизации творческого процесса»3. Справедливо это высказывание и для любого другого типа литературы. В этой цитате редактора характеризуют скорее как личность, чем как профессионала. Посему в этот момент мы находим своевременным упоминание о профессиональной этике. Она, конечно, не универсальна: разные специалисты могут позволить себе разные приёмы, разную степень сближения с клиентом.

       «Общий  уровень культуры и профессиональной подготовленности редактора определяет речевой этикет»4. Этикет – это совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний, но он также включает в себя и все внешние проявления отношения к людям: манеры, умение выбрать подходящую одежду.

       Молодым редакторам особенно важно уметь  сразу преподнести себя, суметь создать о себе определённое впечатление. Существует несколько вариантов того, как редактор будет воспринят автором (соответственно, и как автор будет воспринят редактором): «на дружеской ноге», в качестве учителя, в качестве коллеги. Но, к сожалению, иногда случается так, что редактор не сумел подать себя должным образом, и тогда автор (особенно если он в разы старше нашего молодого специалиста) свысока смотрит на человека, которому он принёс свою рукопись для работы. Это очень неуспешная модель отношений между автором и редактором, равно как и модель «учитель-ученик»: едва ли автор захочет, чтобы его учили, как будет лучше поступить с тем или иным словом в его же собственном тексте. Хорошая основа для продуктивных взаимоотношений – взаимное уважение.

       В пособии Н.З. Рябининой «Технология редакционно-издательского процесса» изложено несколько правил общения редактора и автора на подготовительном этапе. В общем виде их можно представить так:

  • при первой встрече следует попытаться понравиться автору. Назвать полностью фамилию, имя, отчество, должность в издательстве;
  • при обращении к собеседнику лучше использовать нейтральную форму;
  • не следует обвинять автора в некомпетентности или отзываться дурно о нём или о ком-либо ещё;
  • не стоит злоупотреблять категоричными высказываниями. Лучше, если в речи будет присутствовать определённость, но не резкость;
  • не нужно стремиться продемонстрировать автору собственное превосходство.

       На  наш взгляд, если редактор сумеет в  соответствии с этими правилами построить первую и последующие встречи с автором, их общение будет результативным. Наиболее продуктивная модель общения – на равных. Мнение автора значит не меньше, чем мнение редактора.

       Уже на подготовительном этапе РИП нужно создать такую атмосферу, в которой автор поймёт, что он отныне работает над будущим изданием своего произведения, причём работает в команде, а не сам по себе. Если редактор при обсуждении объёма произведения, сроков сдачи рукописи даст понять автору, что всё это необходимо учитывать по совершенно определённым причинам и объяснит, по каким именно, автор почувствует себя именно членом команды. Не стоит скрывать от автора, какие последствия может повлечь за собой неожиданное увеличение объёма рукописи, или умалчивать о проблемах, возникающих в процессе обработки.

       Иногда  случается так, что авторов больше, чем один. Для редактора это  более сложная ситуация, чем всегда, поэтому следует сразу договориться с «главным» из этой авторской  группы, обсудить с ним разного  рода условия и санкции по пресечению их нарушений.

       В процессе подготовки рукописи, особенно когда подходит срок их сдачи, авторы часто понимают, что в силу каких-либо обстоятельств они не успевают сдать  её вовремя. В таком случае редактору  следует очень осторожно отнестись  к собственному поведению: следует  выбрать жёсткую, но понятную автору позицию. Конечно, должна присутствовать и определённая гибкость: обстоятельства могут быть разными, и подход каждый раз должен быть индивидуальным.

       Авторский договор завершает подготовительный этап. Тут редактору нужно быть очень осторожным: никогда не стоит рассчитывать на то, что автор тщательно прочтёт весь договор. Лучше, если редактор тактично, но полноценно убедится, что все пункты автору понятны и что ничего не вызывает возмущения и возражений.

Информация о работе Редактор и автор: творческие и этические аспекты взаимоотношений