Таблицы, их виды и редакционно-техническая обработка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:52, курсовая работа

Описание работы

Таблицы – наиболее сложный элемент издания, они позволяют математизировать различные данные, делать их сопоставимыми, дробными для анализа и дают возможность устанавливать зависимость между отдельными параметрами. Благодаря лаконичности они не только облегчают восприятие и сопоставление различных фактов, но и помогают достичь выразительности изложения без ущерба для содержания произведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Таблицы: общая характеристика
1.1 Таблицы и их виды
1.2 Составные элементы таблиц и их содержательное наполнение
Глава 2. Современные подходы к редакционно-технической обработке таблиц
2.1 Основные требования
2.2 Стратегии оптимизации таблиц
Глава 3. Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях
3.1 Таблицы в специализированных изданиях
3.2 Типичные ошибки редакционно-технической обработки таблиц.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Таблицы и их виды-оконч(.docx

— 888.60 Кб (Скачать)

       2) для различения заголовков боковика  разных ступеней.

       Если  нет этих оснований, табличные строки нумеровать не рекомендуется.  

       2.2.7 Приемы упрощения прографки 

       2.2.7.1 Вынос общих данных за пределы  прографки 

       Данные, общие для каждой ячейки графы (напр., единицу величины), выносят в заголовки  графы; данные, общие для всех ячеек  таблицы, — в ее тематический заголовок..  

       2.2.7.2 Указание единицы величины у  числа в прографке 

       Если  у одного из чисел графы или  строки другая единица величины, чем  у всех остальных, то эту единицу  как исключение оставляют у числа  в прографке. Это позволяет не вводить лишнюю почти пустую графу.

       То  же делают, если у одного-двух чисел  прографки другая единица величины, чем у всех остальных чисел  прографки. Благодаря этому не нужно  повторять общую для большинства  чисел единицу величины в заголовке  каждой графы.  

       2.2.7.3 Место указания сокращенных обозначений  единиц углов (градусы, минуты  и секунды) 

       Единицы углов принято ставить у верхней  строки графы в сокращенном обозначении  рядом с числовым значением. Например:

       

       Если  числовые значения углов и т.д.  образуют табличную строку, то единицы  обычно ставят после заголовка боковика или в 1-й графе. Например:

       Угол (градусы, минуты, секунды)  5 45 30  30 15 45  15 45 25

       Угол       5°45'30  30 15 45  15 45 25  

       2.2.7.4 Место указания сокращенных обозначении  рублей и копеек, часов и минут,  других аналогичных обозначений 

       В графах, содержащих числа в рублях и копейках, часах и минутах, обозначение  единиц ставят либо у верхней строки графы, как и сокращенные обозначения  градусов, минут и секунд (см.выше), либо в заголовке графы, но таким  образом, чтобы читателю было ясно значение каждого из чисел в колонке. Например:

         

       2.2.7.5 Округление многозначных чисел 

       Это делается для того, чтобы упростить  чтение таблицы, помочь читателю быстрее  схватить ее суть. Такая обработка  противопоказана в тех случаях, когда читателю важно знать не округленные числа.

       Однотипные  числовые данные рекомендуется, как  правило, округлять с одинаковой степенью точности. В разных графах или строках это можно делать по-разному, выбирая наиболее  рациональный способ.

       В статистических таблицах, в случаях, когда это не влияет на точность данных, принято:

       1. Округлять абсолютные числа так,  чтобы они содержали не более  четырех значащих цифр.

       2. Значения относительных величин  округлять так, чтобы они содержали  не более трех значащих цифр. Например:

         

       2.2.7.6 Рациональный выбор кратной или  дольной единицы величины 

       Этот  прием может быть успешно использован  вместо округления для замены многозначных чисел четырехзначными. Выбирают такую  кратную или дольную единицу  величины, при которой  числовые значения величин в таблице не будут более четырехзначных. Например:

         

       2.2.7.7 Вынос за пределы прографки  постоянного множителя 

       Прием позволяет из многозначных чисел  сделать двух-, трехзначные. Например:

       

       Постоянный  множитель всех чисел таблицы  переносят в тематический заголовок, всех чисел графы — в заголовок  графы. При этом надо изменить знак перед ним, т. к. перенос означает, что множитель из правой части  уравнения передвинут в левую.  

       2.2.7.8 Объединение в одну ячейку  нескольких ячеек с одинаковыми  данными.

       Такой прием облегчает чтение и изучение таблицы.

         

       2.2.7.9 Использование горизонтальных линеек, разделяющих строки таблицы 

       Такие горизонтальные линейки целесообразно  использовать:

       1) в распашных продольных таблицах, чтобы дефекты полигр. исполнения  не вводили в заблуждение читателя  при несовпадении строк на  развороте; 

       2) при сложных многострочных текстовых  ячейках, когда сдвиг строки  может привести к неверному  прочтению таблицы; 

       3) при необходимости объединения  в одну ячейку нескольких ячеек  с одинаковыми данными, когда  при одном разрыве вертикальных  линеек чтение таблицы будет  затрудненным.  

       2.2.8 Редакционно-техническое оформление  прографки  

       2.2.8.1 Повышение выразительности прографки  оформительскими приемами 

       Для этого:

       1. При сдваивании, страивании таблиц  разделяют сдвоенные, строенные  части, как правило, двойной  линейкой.

       2. Выделяют шрифтом важнейшие данные (в т. ч. итоговые).

       3. Набирают десятичные знаки в  десятичных дробях на нижнюю  линию шрифта 583,5).  

       2.2.8.2 Указание об отсутствии сведений 

       Ставят  многоточие (...) или пишут: Нет свед. (сведений).  

       2.2.8.3 Указание об отсутствии явления 

       Если  явление не наблюдается, т. е. нет  и не будет возможности проставить в ячейке таблицы какие-либо сведения, то взамен ставят тире. Оставлять ячейку пустой не рекомендуется.  

       2.2.8.4 Расположение чисел в графах 

       Определяется  следующими условиями:

       1. Числовые значения  одной величины. Располагают в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями и т. д.

       2. Числовые значения  неодинаковых величин. Выключают в графах посередине (в красную строку).

       3. Диапазон значений  величин (через тире или многоточие). Тире/многоточие выключают посередине формата графы, а числа ровняют по тире/многоточию.

       4. Смешанная графа (из отдельных чисел и диапазона значений). Отдельные числа ровняют по тире с выключкой числовых значений однородных величин по принципу единицы под единицами.  

       2.2.8.5 Расположение строк по отношению  к двух- или многострочным заголовкам  боковика 

       Располагают их следующим образом:

       1. Все строки таблицы из однострочных  элементов равняют по последней  строке заголовка боковика.

       2. Табличные строки с двух- или  многострочными текстовыми элементами  ровняют по верхней строке  заголовка боковика.

       3. Сочетание строк с однострочными  элементами и строк с двух- и многострочными элементами. Ровняют  все строки по верхней строке, даже если строка с двух- и  многострочными элементами одна  в таблице. 

       4. Строки с номером по порядку  в отдельной левой крайней  графе предпочтительно ровнять  по верхней строке заголовка  боковика, чтобы легко соотносить  однострочные элементы табличной  строки с номером.

       Таким образом, расположение табличных строк  относительно многострочного заголовка  боковика следует унифицировать  в пределах двух групп таблиц:

  • 1-й — со всеми однострочными элементами в прографке (строки прографки помещают против последней строки заголовка боковика);
  • 2-й — хотя бы с одним двух- или многострочным элементом (строки прографки ровняют по верхней строке заголовка боковика).
 

       2.2.9  Оформление текста в прографке 

       Оформляют его следующим образом:

       Начальная буква текста. Прописная, за исключением случаев, когда текст должен служить образцом написания и первое слово не является именем собственным.

       Падеж ведущего слова. Если оно существительное, то ставится в им. падеже ед. или мн. ч. (число — по смыслу).

       Пунктуация. В конце точку ставить не принято. Внутри текста знаки препинания — по современным правилам.  

       2.2.9.1 Замена повторяющихся слов и  словосочетаний кавычками 

       Если  в соседних строках графы текст  повторяется, то поступают следующим  образом:

  1. Когда текст умещается в одну строку, он заменяется кавычками (число кавычек по числу слов).
  2. Когда текст не умещается в одну строку, он заменяется выражением То же, которое при дальнейшем подряд повторении текста заменяется одной парой кавычек.
  3. Когда начальная часть текста повторяется в соседних строках, а конец текстового элемента — изменяющаяся часть, то допустима частичная замена текста словосочетанием То же.
 

       2.2.9.2 Нерекомендуемые случаи замены  текста таблицы кавычками.

       Не  принята замена кавычками 1) цифр и  знаков, 2) обозначений единиц величин, 3) инициальных аббревиатур (МХАТ), 4) марок машин и механизмов, включающих инициальную аббревиатуру (ПОК-2), 5) сокращенных обозначений нормативных  документов (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.д.) с  номерами, 6) при переносе повторяющегося текста на новую полосу (в этом случае даже если повторяющийся текст был  в конце предшествующей полосы заменен кавычками, и начале новой полосы он для удобства чтения должен быть полностью повторен)

       Примечание 1. Поскольку при обработке таблицы  редактор заранее не знает, где именно при верстке будет разделена  таблица переходом на новую полосу (для этого нужен точный расчет набора таблицы, что не входит в круг обязанностей и задач редактора) то технический редактор должен письменно  предупредить типографию о том что  при переходе на новую полосу надо полностью набирать повторяющийся  текст не ставить ни кавычки, ни словосочетание То же.

       Примечание 2. Во многих издательствах к числу  нерекомендуемых случаев замены кавычками повторяющегося текста таблиц в прографке относят случаи когда  повторяющийся текст разделен горизонтальной линейкой. Формально для этого  есть основания, повторяющийся текст  не следует непосредственно за таким  же — их разделяет линейка. Но замена кавычками допустима и в таких  случаях, поскольку линейка не мешает читателю понимать, какой текст заменен  кавычками. 
 

Глава 3. Анализ таблиц и их связи с текстом  в учебных изданиях 
 

       3.1 Связь таблицы с текстом  

       3.1.1 Условия применения ссылки на  таблицу в тексте 

       Если  таблица является частью текста, ссылка на нее в тексте обязательна, читатель должен знать, когда и в связи  с чем ему надлежит прочитать  таблицу, и к тому же при верстке  очень часто таблицы не могут  быть размещены непосредственно  после текста, к которому они относятся. 

       3.1.2 Основные требования к анализу  таблицы в тексте 

       Они сводятся к следующему.

       1. В тексте, анализирующем или комментирующем  таблицу, необходимо не пересказывать  ее содержание, а формулировать  основной вывод, к которому  подводят табличные данные, или  подчеркивать какую-нибудь их  особенность, или вводить дополнительные  данные, резче выявляющие основные  закономерности, выводимые из таблицы  (например, относительные числа,  если в таблице приведены только  абсолютные, и т.п.)

       2. Комментарий к таблице и анализ  ее в тексте должны отвечать  фактическому и смысловому содержанию  таблицы, не вступать в противоречие  с ним. Нередко соответствие  нарушается. Например, в тексте сообщается: Слюна различных желез по составу неодинакова (табл 1). А по табл 1 видно, что состав слюны один и тот же, различно же соотношение составных частей в слюне, причем одной железы, а не разных. Иногда относительные числа в тексте не соответствуют абсолютным в таблице. 

Информация о работе Таблицы, их виды и редакционно-техническая обработка