Ценообразование на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - показать особенности ценовой политики фирм осуществляющих свою деятельность на мировом рынке. В соответствии с целью планом определены задачи. Планом работы определены соответствующие задачи.

Содержание

Введение
1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков
3. Практика и методы определения внешне-торговых цен
4. Некоторые особенности ценообразования в россии, связанные с вэд
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (11).doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

По  курсу "Коммерческое ценообразование"

На  тему " Ценообразование  на мировом рынке "

План

Введение

1. Основы  и особенности ценообразования  на мировом рынке

2. Ценообразование  на различных типах мировых  товарных рынков

3. Практика  и методы определения внешне-торговых цен

4. Некоторые  особенности ценообразования в  россии, связанные с вэд

Заключение

Список  литературы

Введение

При анализе  процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче-ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зави-сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз-никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко-номической деятельности (ВЭД).

В современных  условиях одной из важных проблем  развития конкуренции на мировом  рынке товаров и услуг, а также  повышения их конкурентоспособности, является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, выявление резервов и составление на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.

Объектом  курсовой работы является мировой рынок.

Цель  работы - показать особенности ценовой политики фирм осуществляющих свою деятельность на мировом рынке. В соответствии с целью планом определены задачи. Планом работы определены соответствующие задачи.

Основой работы являются труды отечественных  и западных специалистов.

1. ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

При анализе  процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче-ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и  чисто прикладных. От цен зави-сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз-никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко-номической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование  во внеш-ней торговле, также как  и на внутреннем рынке, осуществляет-ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане  само понятие цены сходно и для  ха-рактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внеш-него. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих фак-торов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реа-лизации. К ним относятся:

экономический цикл;

состояние совокупного спроса и предложения;

инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен-ностями данной продукции, условиями ее производства и реа-лизации. К ним относятся:

издержки;

прибыль;

налоги  и сборы;

предложение и спрос на этот товар или услугу с уче-том взаимозаменяемости;

потребительские свойства: качество, надежность, вне-шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

сезонность;

эксплуатационные  расходы;

комплектность;

гарантии  и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых меха-низмов и экономических инструментов:

государственное регулирование;

валютный  курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями  кон-куренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном  рынке процесс ценообразования  имеет особенности. С учетом этого  следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факто-ров. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соот-ношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, не-жели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участ-ник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и по-купателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы про-изводства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного го-сударства. Их перемещение сдерживается национальными гра-ницами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс-портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «ми-ровой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, по-вторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир-жи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием кото-рых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

платежеспособный  спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;

объем спроса - количество товара, которое  способен приобрести покупатель;

полезность  товара и его потребительские  свойства.

На стороне  предложения составляющие ценообразующие факторы:

количество  товара, предлагаемого продавцом  на рынке;

издержки  производства и обращения при  реализации товара на рынке;

цены  на ресурсы или на средства производства, исполь-зуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, усло-вия расчета и некоторые другие, как экономические, так и вне-экономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших ус-ловиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение зна-чительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж при-ходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если круп-нейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке боль-шую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с эконо-мической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать  различия в них с учетом позиций отдель-ных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют по-нятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. прини-маемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюн-ктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спро-са коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противополож-ная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что на-ходит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние  два-три десятилетия важную роль в ценообра-зовании на товары, в  особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые  производителем и постав-щиком какого-либо товара импортеру или конечному  потреби-телю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные  с продвижением, реализацией и  использованием товара. Данный аспект особен-но важен в современных  условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны при-меры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и ма-шин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие  науки и технологии, оказывая влияние  на совер-шенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых тех-нологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсо-лютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе  цен следует учитывать и движение экономи-ческого цикла, что в сфере международных экономических от-ношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в ста-дии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на меж-дународную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и то-варных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция произ-водителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В рыночной экономике процесс ценообразования  в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осу-ществляется  в условиях конкурентной среды, динамичного  рав-новесия между спросом и  предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

рынок совершенной (чистой) конкуренции;

рынок чистой монополии;

рынок монополистической конкуренции;

рынок конкуренции немногих поставщиков  олигополия.

Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количе-ством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характе-ризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внеш-ней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воз-действием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной проме-жуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремле-ние каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспорте-ра - в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции  постав-щики продукции (ими могут  быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся  к максимизации удовлетворения потребительного  спроса. Кон-курирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с уче-том своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резер-вом) можно отнести, например, международную торговлю раз-личными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все пред-ложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вы-зывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист  в силу самой природы данного  рынка стре-мится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придер-живаться монополист. Так, несмотря на единоличное присут-ствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктов-ку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производ-ства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники миро-вого рынка имеют возможность приобрести товар по наивыс-шей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на междуна-родный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зави-симости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

Информация о работе Ценообразование на мировом рынке