Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Специфика образования цены, интересовала человечество всегда со времен зарождения денежного обращения, и будет актуальна, пока будут актуальны законы спроса и предложения. Поэтому в написании курсовой работы я не буду затрагивать определенный алгоритм ценообразования, который и без того достаточно доступно описан во многих учебниках по экономической теории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….1
1.Ценообразование. Цена и её понятие………………………………..…………0
1.Функции цены………………….…………………………………………0
2.Классификация цен………………...…….………………………………1
2.Механизм ценообразования……….……..……………………………………..1
1.Ценовая политика……………………….……………………………….1
2.Определение спроса и эластичности………………………………....11
3.Издержки производства…………………………………………….…11
4.Анализ цен и товаров конкурентов…………………………………..11
5.Выбор метода ценообразования…………………………………...…11
1.Методики расчета цены……………………………………………..11
2.Затратные методы ценообразования………………………………11
3.Рыночные методы ценообразования……………………………….11
4.Нормативно-параметрические методы ценообразования………..11
6.Факторы, влияющие на формирование цен…………………………..11
7.Установление окончательной цены…………………………….……...11
3.Особенности ценообразования на разных типах рынков……………………11
1.Классификация рынков…………………………………………………11
2.Монополизированный рынок……………………………………….…11
3.Олигополистический рынок…………………………………...……….11
4.Рынок монополистической конкуренции……………………...……...11
4.Государственное регулирование цен………….…………………...………….11
1.Прямое регулирование……………………………………….………...11
2.Косвенное вмешательство………………………………………..…….11

Заключение……………………………………………………………………………...………11

Работа содержит 1 файл

Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………………….1

    1. Ценообразование. Цена и её понятие………………………………..…………0
      1. Функции цены………………….…………………………………………0
      2. Классификация цен………………...…….………………………………1
    2. Механизм ценообразования……….……..……………………………………..1
      1. Ценовая политика……………………….……………………………….1
      2. Определение спроса и эластичности………………………………....11
      3. Издержки производства…………………………………………….…11
      4. Анализ цен и товаров конкурентов…………………………………..11
      5. Выбор метода ценообразования…………………………………...…11
      1. Методики расчета цены……………………………………………..11
      2. Затратные методы ценообразования………………………………11
      3. Рыночные методы ценообразования……………………………….11
      4. Нормативно-параметрические методы ценообразования………..11
      1. Факторы, влияющие на формирование цен…………………………..11
      2. Установление окончательной цены…………………………….……...11
    1. Особенности ценообразования на разных типах рынков……………………11
      1. Классификация рынков…………………………………………………11
      2. Монополизированный рынок……………………………………….…11
      3. Олигополистический рынок…………………………………...……….11
      4. Рынок монополистической конкуренции……………………...……...11
    2. Государственное регулирование цен………….…………………...………….11
      1. Прямое регулирование……………………………………….………...11
      2. Косвенное вмешательство………………………………………..…….11

 Заключение……………………………………………………………………………...………11  
 

    Введение

    Специфика образования цены, интересовала человечество всегда со времен зарождения денежного обращения, и будет актуальна, пока будут актуальны законы спроса и предложения. Поэтому в написании курсовой работы я не буду затрагивать определенный алгоритм ценообразования, который и без того достаточно доступно описан во многих учебниках по экономической теории.

    В начале 90-х годов наша страна встала на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной. Это заставило отечественного производителя обратить свой взор на рыночные механизмы ценообразования. Нынешние экономические проблемы России связаны с тем, что мы  вступили в свободные рыночные отношения относительно недавно и приобретенный зарубежный опыт ценообразования и методов расчета потребительского спроса и предложения был недоработанным в силу сложившихся особенностей менталитета и жизненных взглядов на капиталистические отношения у народа. Короткий 20 летний срок появления России на мировой политической и экономической арене как самостоятельного государства, показал «сырость» и несовершенство свободных рыночных отношений, разбавленное сильными коррупционными основами и бюрократическими подоплеками.

    Короткий двадцатилетний промежуток становления экономики и рыночных реформ в России был сопряжен с тяжелым дефолтом 1998 года, который называли кризисом благосостояния, и уже с нынешним не так давно минувшим, но оставившим за собой многолетний шлейф последствий, мировым кризисом 2008 года, хотя последний имеет привнесенные черты мирового спада и не имеет глубоких внутренних причин.

    Дефолт сентября 1998, когда огромный внешний долг повлек за собой сжатие реальных доходов всей страны в совокупности, стал одним из самых значительных за последнее время. Этапами стало сокращение доходов основных социальных групп – наемных работников, пенсионеров, предпринимателей и других. В данном случае ценообразование во всех отраслях экономики претерпело значительные изменения. Кризис затронул, хотя и в различной степени, практически все основные элементы доходов — оплату труда, предпринимательские доходы, доходы от собственности. Еще одним признаком финансовой нестабильности стало сжатие покупательной способности населения, обусловившее резкое сокращение потребления.

    Кризис в значительной степени показал неумение государства управлять внешним долгом, ведением политики ценообразования и в целом экономикой страны. Он заставил приспосабливаться все прослойки крупного, среднего и малого бизнеса, учиться действовать в новых сложных, практически безвыходных условиях. Более адекватно рассчитывать производственные и прочие издержки по себестоимости продукции, более серьезно подходить к переменчивым условиям спроса, и конкуренткой цены.

    В дальнейшем наблюдался рост всех экономических показателей в стране, причиной которого 2000-х годах стал так называемый бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё на мировых аренах.

    В 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. По мнению доктора экономических наук Гавриила Попова (конец октября 2008 года), современной экономической жизнью руководит не рынок и не Госплан, а корпорации спекулянтов, которые и создали этот искусственный мир.

    Мировой финансовый кризис 2008-2011 вызванный сырьевым неблагополучием, перегревом  фондового рынка, постепенно перетекал из ипотечного кризиса в кризис ликвидности банков, которые впоследствии прекратили выдачу кредитов, что отрицательно сказалось на рынке недвижимости. Рецессия началась во всех производственных отраслях и в автомобилестроении.

    Данные факты неукоснительно повлияли и на ценообразование в стране, производители дабы сократить себестоимость выпускаемой продукции начали оптимизировать производственные, социальные и человеческие ресурсы, что негативно сказывается на конечном продукте. Государство в свою очередь начало девальвировать национальную валюту, дабы поддержать отечественного производителя, но так как у нас до сих пор практически все сферы рынка частично или полностью зависят от импорта, цены в стране начали неудержимо расти.

    Вначале 2011 года мир оказался на грани продовольственного кризиса.  Рынки продовольствия России оказались под влиянием спекулятивных механизмов рыночного саморегулирования. Взяв за основу внешние психологические факторы, производители и поставщики воздействуют на конечного потребителя ценой необоснованно.

    Вопрос ценообразования достаточно хорошо изучен сегодня, многие экономисты, такие как Есипов В.Е.(Ценообразование), Ильясов Ф. Н (Теория цены), Джон Дейли (Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Pricing for Profitability: Activity-Based Pricing for Competitive Advanta) подробно описывают все способы ценообразования. Взяв за основу данную литературу и рассмотрев материалы расчетов и исследований, я приступил к анализу данного вопроса.

    Предмет исследования в моей курсовой работе это механизмы ценообразования на  разнородных рынках несовершенной конкуренции, поведение участников рынка в нынешних условиях под давлением внешних экономических и внутренних факторов. В условиях, когда производители либо поставщики имеют возможность контролировать цены на продукцию монополизируя и олигополизируя рынок приводя его к несовершенному состоянию.В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы является первостепенной задачей, так как цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.  

      1. Ценообразование. Цена и её понятие

    Хотел бы отметить, что ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого. Сегодня же это сложный процесс, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса  и  предложения, и множества других факторов. Оказавшись в очень непростых нынешних условиях каждый производитель, преследует цель получения максимального объема продаж своей продукции либо услуги с минимальными затратами на себестоимость со значительной оптимизацией времени и заложенных ресурсов, будь то человеческий труд либо материальные ресурсы. Проводят всевозможные анализы и расчеты издержек, менеджеры изучают рынок и клиентов, чтобы рассчитать наиболее успешное ценовое предложение. В процессе выбора цены они напрямую сталкиваются с задачами ценообразования.

    Впоследствии развития рыночных отношений бумажные деньги заместили металлические, как более удобное средство обмена, но все еще свободно обменивались на серебро и золото. Это во многом упрощало и в то же время ограничивало экономическое развитие стран и в частности ценообразование. С отменой золотого стандарта  и введением  свободноплавающего  курса валют появляются новые условия и возможности образования цен.

    В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. Но прежде необходимо осознать значение этого на первый взгляд простого, но неоднозначного термина «цена».

    Цена это фундаментальная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. В сознании каждого человека цена тесно связана с товаром (услугой), а точнее с ценностью товара (услуги) и его полезностью. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Существует два основных подхода к определению понятия «цена»: 1) Цена обусловлена объективными затратами и 2) Цена обусловлена субъективной оценкой полезности. Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.

    Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Дать общее, единое определение понятия "цена" столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина "деньги". Тем более что эти понятия тесно связаны между собой. Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена - это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны. Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм. Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены. Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в сущность понятия "цена", рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения. 

        1. Функции цены

    Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, это различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

    Функция учета и изменения затрат общественного  труда

    Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Информация о работе Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции