Ценообразование на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:38, доклад

Описание работы

Поскольку и деньги, и товар в современных условиях суть разные формы существования капитала, то с экономической точки зрения ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Содержание

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

2. ЗАДАЧИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ1.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

2.  ЗАДАЧИ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

 

После 1992 г. в РБ получил развитие рынок ценных бумаг.

Поскольку и деньги, и  товар в современных условиях суть разные формы существования капитала, то с экономической точки зрения ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. При этом у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.

Ценные бумаги подразделяются на предъявительские, ордерные и именные.

Предъявительская ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации.

Именная ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и(или) в ее реестре собственников.

Ордерная ценная бумага сочетает в себе черты и предъявительской, и именной бумаги, то есть в ней зафиксировано не только имя владельца, но владелец может передать право владения своим приказом (ордером) другому лицу.

С точки зрения участников рынка, предъявительская ценная бумага имеет существенные преимущества перед именной, поскольку процесс перехода прав на капитал совершается «мгновенно». Зато именная ценная бумага всегда позволяет выявить ее владельца, и все операции с ней становятся доступными для налогообложения со стороны государства.

Существующие в современной  мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

— основные ценные бумаги;

— производные ценные бумаги.

В основе основных ценных бумаг лежат имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал, имущество, ресурсы и др.).

В свою очередь, основные ценные бумаги можно разбить на первичные (акции, облигации, векселя, закладные и др.) и вторичные (варранты, депозитарные расписки и др.) ценные бумаги.

Производная ценная бумага — это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (зерна, мяса, нефти и т. п.); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы); на цены основных ценных бумаг (на индексы акций, на облигации) и т. п. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты и свободнообращающиеся опционы.

Ценные бумаги могут  быть классифицированы по самым разнообразным признакам (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация ценных бумаг

Классификационный признак

Виды ценных бумаг

1

2

Срок существования

Срочные Бессрочные

Происхождение

Первичные Вторичные

Форма существования

Бумажные или документарные  Безбумажные или бездокументарные

Национальная принадлежность

Отечественные Иностранные

Тип использования

Инвестиционные (капитальные) Неинвестиционные

Порядок владения

Предъявительские Именные

Классификационный признак

Виды ценных бумаг

Форма выпуска

Эмиссионные Неэмиссионные

Форма собственности

Государственные Негосударственные

Характер обращаемости

Рыночные или свободнообращающиеся Нерыночные

Уровень риска

Безрисковые и малорисковые Рисковые

Наличие дохода

Доходные Бездоходные

Форма вложения средств

Долговые Владельческие долевые

Экономическая сущность (вид прав)

Акции

Облигации

Векселя и др.


 

Важным классификационным признаком для ценных бумаг является уровень риска. По уровню риска виды ценных бумаг располагаются следующим образом: чем выше доходность, тем выше риск, чем выше гарантированность ценной бумаги, тем ниже риск.

Акция — эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая права владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

К выпуску акции эмитента привлекают следующие положения.

1. АО не обязано  возвращать инвесторам их капитал,  вложенный в покупку акций.

2. Выплата дивидендов  не гарантируется.

3.  Размер дивидендов  может устанавливаться произвольно,  независимо от прибыли.

Инвестора в акциях привлекает следующее.

1. Право голоса в обмен на вложенный в акции капитал.

2. Право на доход,  то есть на получение части  чистой прибыли АО в форме  дивидендов.

3. Прирост капитала, связанный  с возможным ростом цены акций  на рынке. По существу, это является  основным мотивом приобретения акций в России в настоящее время.

4. Дополнительные льготы, которые может предоставить АО  своим акционерам.

5. Право преимущественного  приобретения новых выпусков  акций.

6. Право на часть  имущества АО, остающегося после  его ликвидации.

Акции могут быть обыкновенными и привилегированными.

Определить, стоит ли покупать акции  и в какой момент их следует  продать — задача, разрешение которой требует проведения аналитических исследований, основывающихся на различных подходах и методиках стоимостной оценки и учитывающих влияние разнонаправленных факторов на стоимость ценных бумаг. Для акций существуют следующие виды стоимостных оценок: номинальная стоимость, балансовая (книжная) стоимость, эмиссионная стоимость, рыночная стоимость.

Первая стоимостная оценка, которую получает акция в момент учреждения АО, — это номинальная стоимость. Номинальная стоимость указывается на лицевой стороне ценной бумаги, поэтому ее часто называют лицевой или нарицательной стоимостью. Номинальная стоимость (N) определяется как

где Y — сумма уставного фонда, р.; К — общее количество размещенных акций, шт.

С течением времени фактическая стоимость имущества будет отличаться от начальной величины уставного капитала. В связи с этим возникает необходимость расчета так называемой балансовой (книжной) стоимости акций.

Балансовая стоимость акций (С6) рассчитывается по формуле

где Сч а — стоимость чистых активов компании, р.; К — количество размещенных акций, шт.

Балансовая стоимость акций  рассматривается как база для  определения стоимости имущества при реорганизации, ликвидации или реструктуризации предприятия. На мировом фондовом рынке она является своего рода базисным критерием при оценке рыночной стоимости. На основе подобных расчетов можно определить, какая доля имущества реально стоит за каждой акцией без учета кредиторской задолженности.

Если в уставе компании определена ликвидационная стоимость по привилегированным акциям, т.е. сумма денежных средств, которую получают владельцы этих акций в случае ликвидации АО, то балансовая стоимость простых акций (С6) рассчитывается отдельно по формуле

где С„ — ликвидационная стоимость всех привилегированных  акций, р.; К0 — количество размещенных обыкновенных акций, шт.

Если ценные бумаги компании активно  обращаются на рынке и по ним постоянно определяются котировки, то расчетная балансовая стоимость может корректироваться и применяться оценка стоимости на основе балансового множителя.

Рыночная (курсовая) цена определяется в результате котировок на организованном вторичном фондовом рынке. Она устанавливается в результате проведения торгов на основе взаимодействия спроса и предложения. Технология определения курсовой цены зависит от принятого способа котировки и сложившегося соотношения объема заявок продавцов и покупателей. Курсовая цена является ценой исполнения заявок и, соответственно, при избыточном спросе (преобладании на рынке покупателей) она формируется ближе к цене предложения, а при большом предложении ценных бумаг (преобладании на рынке продавцов) — ближе к цене спроса.

Справедливая рыночная стоимость определяется как цена, по которой активы компании могут  быть проданы в результате взаимного  соглашения покупателя и продавца, при условии, что обе стороны  владеют достаточно полной и достоверной  информацией о деятельности эмитента. Необходимость определения расчетной рыночной цены обусловлена вероятностью недооценки рынком ценных бумаг компании. Существует также и возможность необоснованного завышения цены.

Широко известна классическая формула расчета рыночной цены (Ср), исходя из суммы выплачиваемых дивидендов

где Да — сумма выплаченных но акции дивидендов, р.; СР — ставка рефинансирования, %.

Подобная методика используется в Республике Беларусь для рыночной оценки стоимости акций, не обращающихся на фондовой бирже и не имеющих биржевых котировок.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право  ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации или иные имущественные права.

Держатели облигаций не пользуются правами собственников акционерного общества, которыми наделены владельцы акций. Однако лица, имеющие на руках облигации, обладают определенными преимуществами перед акционерами. До того как акционерное общество начисляет дивиденды по акциям, оно должно обеспечить выплату процентов по облигациям, которые включаются в издержки. Если АО терпит банкротство, то в первую очередь погашаются его обязательства перед держателями облигаций и другими кредиторами и только потом оставшиеся активы распределяются между акционерами. В нормальных же условиях возврат денег осуществляется в определенный момент времени, который называется датой погашения.

Держатели облигаций получают по ним  проценты. Величина их зависит от различных факторов: срока обращения, рыночной стоимости заемных капиталов на момент эмиссии, уровня инфляции в стране, солидности предприятия, дополнительных льгот, гарантий, условий и т. д. Один из основных факторов, предопределяющих уровень доходности облигаций, — продолжительность периода их обращения. В нормальной экономической ситуации облигации, выпускаемые на длительные сроки, приносят повышенные проценты по сравнению с облигациями, размещаемыми на более короткие периоды времени.

В условиях экономики  с сильной инфляцией связь  между доходностью долговых обязательств и сроками их обращения нарушается. При высокой инфляции, когда спрос на деньги значительно превышает их предложение, ставки процентов по краткосрочным долговым обязательствам могут оказаться выше, чем по долгосрочным.

Облигация имеет несколько видов стоимостных оценок. В момент эмиссии облигации в ней фиксируется номинальная цена, которая является обязательным реквизитом облигации и указывается на лицевой стороне ценной бумаги. Номинальная цена (Н) определяется как

где С — сумма облигационного займа, р.; К0 — количество выпущенных облигаций, шт.

Номинальная стоимость облигаций, как правило, значительно выше номинальной стоимости акций, поскольку облигация несет в себе меньший риск, а следовательно, является более востребованной даже при условии достаточно высокой цены.

Эмиссионная цена — это цена облигации, по которой она продается на первичном рынке. Цена размещения может быть ниже, равна или выше номинала, в то время как акции при пер-иичном размещении продаются по цене, равной или выше номинальной стоимости.

Облигация имеет выкупную цену, которая может совпадать или отличаться от номинальной в зависимости от условий займа. По ней облигация выкупается эмитентом после истечения срока займа.

Облигация, являясь объектом инвестирования, продается и покупается на вторичном  рынке, в результате чего формируется ее рыночная цена. В отличие от акций рыночная цена которых может существенно превосходить их номинальную стоимость, облигации обладают рыночной ценой, привязанной к их номиналу. Это объясняется экономическими особенностями и енойствами этой ценной бумаги. Владелец облигации не сможет получить по ней больше, чем сумму номинала плюс проценты. Следовательно, рыночная цена всегда находится в пределах между ценой приобретения и этой величиной.

Таким образом, на фондовом рынке облигации  продаются по ценам, которые отличаются от номинальной стоимости в ту или иную сторону. При этом на рыночную цену оказывают влияние следующие факторы: уровень процентной ставки по облигации; требуемый для инвестора уровень доходности (доходность альтернативных вложений); близость срока погашения, рост накопленного купонного дохода; экс-дивидендный период; рейтинг эмитента.

Информация о работе Ценообразование на рынке ценных бумаг