Ценообразование на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:38, доклад

Описание работы

Поскольку и деньги, и товар в современных условиях суть разные формы существования капитала, то с экономической точки зрения ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Содержание

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

2. ЗАДАЧИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ1.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Для сопоставления рыночных цен  различных облигаций, имеющих разную номинальную стоимость, используется пока-штель рыночного курса (Кр), выражающий значение рыночной цены в процентах к номинальной стоимости облигации и рассчитываемый следующим образом:

где Ц — рыночная цена облигации, р.; Н — номинальная  цена облигации, р. Отсюда следует, что рыночная цена облигации (Ц) равна

Как и цена акций, рыночная цена облигаций определяется требуемым уровнем доходности или уровнем доходности любого другого альтернативного вложения капитала. Обычно в качестве альтернативной сферы вложения капитала рассматривается банковский сектор, поэтому при прочих равных условиях банковская ставка должна обеспечивать доходность, равную купонному проценту. Если ставка ссудного процента повышается, это влечет за собой снижение цены облигации при условии сохранения заданной купонной ставки.

Рыночная цена облигаций зависит  от установленного при ее выпуске процента дохода, который определен к номинальной стоимости облигации и сложившегося уровня доходности на финансовом рынке. С учетом этих факторов цена определяется по формуле

где Д0 — доходность облигации — купонный процент, сотые доли процента; ДА — доходность альтернативных вложений или ставка ссудного процента, сотые доли процента; ч — число лет, оставшихся до погашения облигации.

Цена облигации зависит  не только от уровня доходности самой облигации и доходности альтернативных вложений, но и от срока, на который она выпущена, в том числе от срока, оставшегося до погашения облигации. Текущую стоимость купонной облигации можно представить в виде стоимости ожидаемого денежного потока, который складывается из двух элементов: купонных выплат и номинала, выплачиваемого при погашении облигации.

Для измерения цены облигаций (Ц) можно использовать формулу измерения полного потока доходов:

Необходимо также учитывать, что не все цены облигаций в  одинаковой степени реагируют на изменения процентных ставок. Величина этих изменений зависит от размера купона и срока, оставшегося до погашения. Анализируя чувствительность цен облигаций к изменениям процентных ставок, можно сделать вывод. Во-первых, долгосрочные облигации более чувствительны, чем краткосрочные; во-вторых, облигации с низким купоном более чувствительны, чем облигации с высоким купоном. Это объясняется тем, что большая часть дохода состоит из выплаты номинальной стоимости. При уменьшении дохода в результате изменения процентных ставок владелец краткосрочной облигации будет получать меньший доход только в течение короткого промежутка времени до момента погашения основной суммы долга. Владелец же долгосрочной облигации в случае падения процентных ставок может больше выиграть на росте цены.

Что касается размера  купона, то по мере падения процентных ставок облигация с высоким купоном будет получать доход быстрее, чем облигация с низким купоном, и для того чтобы сбалансировать общую сумму доходов, цена облигации с низким купоном будет расти быстрее.

Наряду с указанными факторами на рыночную цену облигаций влияет величина накопления дохода. Так, цена облигации, у которой приближается дата выплаты купонного дохода, будет при прочих равных условиях выше, чем ее же цена на начало купонного периода.

Государственные облигации, предназначенные для юридических лиц, могут размещаться на первичном рынке следующими способами:

- путем продажи на  аукционе:

- проводимом Минфином;

- проводимом Нацбанком.

- путем прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам;

- посредством передачи или продажи банкам для их последующей реализации.

Аукцион, проводимый Министерством финансов. Участниками аукциона являются члены секции фондового рынка БВФБ, допущенные к участию в нем при соблюдении следующих обязательных условий:  наличие у члена секции счета «депо» в уполномоченном депозитарии или Центральном депозитарии Национального банка;  наличие автоматизированного рабочего места в торговом зале биржи или удаленного торгового терминала; регистрация члена секции в качестве участника аукциона. Непосредственно перед проведением аукциона (не позднее,чем за один рабочий день до его проведения) Министерство финансов представляет на биржу официальное извещение, которое доводится до сведения членов секции фондового рынка.

Аукцион проводится в  установленный в официальном  извещении день в период с 10.30 до 15.30 и состоит из периода сбора заявок и периода удовлетворения заявок. Участниками могут подаваться два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Их различие состоит в том, что в конкурентной заявке (помимо номера выпуска государственной ценной бумаги и наименования клиента) указываются количество ценных бумаг, заявленное на покупку, выраженное в лотах, и цена за одну облигацию (в процентах от номинальной стоимости). В неконкурентной заявке указывается сумма денежных средств, направляемых на покупку государственных ценных бумаг. После ввода заявок торговая система сверяет правильность их оформления по цене (она должна быть не ниже стартовой), по сумме (сумма денежных средств, необходимая для удовлетворения заявки, не должна превышать предварительно зарезервированные средства) и по объему (общий объем всех неконкурентных заявок не должен превышать установленного лимита). Поданные в торговую систему заявки регистрируются в специальном электронном журнале с обязательной фиксацией времени их ввода.

После прекращения периода  ввода заявок Министерство финансов определяет цену отсечения по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену, после чего начинается период удовлетворения заявок. Министерство финансов подает в торговую систему заявку на продажу облигаций с указанием цены отсечения. Конкурентные заявки удовлетворяются по заявленным ценам, но не ниже цены отсечения; неконкурентные — по средневзвешенной цене. Если спрос на аукционе превышает предложение, заявки удовлетворяются пропорционально объему.

В случае признания аукциона состоявшимся в торговой системе формируется сводный реестр удовлетворенных заявок и затем оформляется соответствующий протокол, имеющий силу договора продажи.

Аукцион, проводимый Национальным банком. Национальный банк проводит закрытые аукционы по размещению ГКО и ГДО, используя институт первичных инвесторов. Первичный инвестор государственных облигаций — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, обладающий лицензией на коммерческую, посредническую деятельность или деятельность инвестиционного фонда, в том числе и банк Республики Беларусь, получивший согласие Национального банка на осуществление операций с ценными бумагами. Кандидат на присвоение статуса первичного инвестора должен выполнять следующие требования:  приобретать облигации в объемах минимальной обязательной покупки. Данное требование утверждается Национальным банком и доводится до каждого первичного инвестора;  представлять информацию по запросу Национального банка и Министерства финансов об объемах и ценах покупки облигаций;  информировать Национальный банк о произошедших изменениях в документах, представленных на присвоение статуса первичного инвестора.

Размещаются государственные  облигации на данном аукционе на основании соответствующего договора, заключенного между Национальным банком и Министерством финансов, приказа Министерства финансов о проведении очередного выпуска, в котором устанавливаются все основные параметры выпуска, глобального сертификата размещаемого выпуска.

Аукцион проводится на основании  заявок, поступивших от первичных  инвесторов. В период с 9.00 до 12.00 дня  проведения аукциона осуществляется ввод заявок в программно-технический комплекс с удаленного терминала или терминала, установленного в Национальном банке. Порядок проведения аукциона и способы удовлетворения заявок аналогичны аукциону, проводимому Министерством финансов на бирже. Заявки могут содержать конкурентные и неконкурентные предложения. Их ввод прекращается в 12.00. По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость, которая подписывается представителем Национального банка и передается Министерству финансов вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона (не позднее 14.30). До 16.00 Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передает в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок с содержащимися в нем параметрами завершения аукциона: минимальной ценой продажи облигаций по конкурентным предложениям, средневзвешенной ценой продажи облигаций по неконкурентным предложениям, другими данными. До 17.00 дня проведения аукциона представитель Национального банка вводит в программно-технический комплекс минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

Конкурентные предложения  удовлетворяются по заявленным участниками ценам, но не ниже минимальной цены продажи; неконкурентные — по средневзвешенной цене.

После завершения аукциона с помощью программно-технического комплекса формируется протокол удовлетворения заявки по каждому первичному инвестору, который подписывается уполномоченным представителем Национального банка. В течение следующего дня первичный инвестор переводит приобретенные облигации на счет «депо» их владельца.

Первичное размещение краткосрочных облигаций (КО) Национального банка осуществляется: путем их продажи и (или) доразмещепия на аукционах, проводимых Национальным банком; путем их продажи юридическим лицам без проведения аукциона, в том числе центральным и другим банкам, а также кредитно-финансовым организациям иностранных государств.

Размещение на аукционе собственных облигаций Национальный банк проводит среди первичных инвесторов так же, как и при размещении государственных облигаций Министерства финансов. На вторичном рынке государственных ценных бумаг Национальный банк осуществляет операции через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». На бирже заключаются сделки купли-продажи облигаций, включенных в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов (ГКО, ГДО и КО). В торгах облигациями участвуют только юридические лица — профучастники рынка ценных бумаг, получившие статус участников торгов.

 

Задача

 

Условие:

Функция спроса на товар QD = 15 - 2Р Функция предложения Qs = -2 + 3Р

Определить:

1. Равновесные цену  и объем продаж.

2. Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.

4.  Правительство ввело  фиксированную цену на товар на уровне 2,5 тыс. руб. за ед.

Определите объем дефицита на рынке, излишки потребителя и производителя, чистые потери общества от введения фиксированной цены?

1. Чтобы определить  равновесную цену и равновесный  объем продаж, необходимо использовать условие рыночного равновесия: QD = Qs.

В нашем примере:

15-2Р = -2 + ЗР,

Р = 3,4

Рисунок.2.1 Равновесие спроса и предложения

Таким образом, равновесная  цена в нашем примере будет  равна РЕ = 3,4 тыс. руб. за единицу товара. Равновесный объем продаж в нашем случае можно определить, если подставить РЕ в функцию спроса или функцию предложения.

QE = QD = Qs = -2 + 3x3,4 = 8,2 тыс.ед. в неделю.

Определить равновесные  цену и объем продаж можно также графическим способом, если найти точку пересечения линий спроса и предложения (рис. 1.).

Рассчитаем значение излишков потребителя и производителя для нашего примера.

На рисунке 1 сумма  излишка потребителя равна площади  треугольника АРЕЕ. Координаты точки А соответствуют такой цене на рынке, при которой объем спроса на товар будет равен 0, т.е.     

0=15-2Р;     Р = 7,5 тыс. руб. 

Значит, длина отрезка  АРЕ = 7,5 - 3,4 = 4,1.

Длина отрезка РЕЕ равна равновесному объему продаж, т.е. QE = 8,2. i          Излишек потребителя равен:

S треугольника АРЕЕ = 1/2 × 8,2 × 4,1 = 16,81.

То есть, чистый выигрыш  всех покупателей на рынке от приобретения товара по рыночной цене составит 16,81 млн. руб. в неделю.

Аналогичным образом  рассчитаем излишек производителя. Ему соответствует площадь треугольника ВРЕЕ.

Определим координаты точки В, то есть рассчитаем, при какой цене объем предложения товара будет равен 0.

0 = -2 + ЗР; Р = 0,66 Длина  отрезка РЕВ равна:

РЕВ = 3,4 - 0,66 = 2,77.

Излишек производителя  равен:

S треугольника РЕ BE = 1/2 × 8,2 × 2,74 = 11,234

Таким образом, чистый выигрыш, который получат все производители от продажи своей продукции по единой рыночной цене составит 11,234 млн. руб. в неделю.

Общественный выигрыш  будет равен сумме излишков потребителя и производителя:

S треугольника АЕВ = S треугольника АРЕЕ + + S треугольника ВРЕЕ = 16,81 + 11,239 = = 28,044 млн. руб. в неделю.

Рассмотрим, что произойдет если правительство введет фиксированную цену на товар (рис. 2).

Теперь представим, что  государство ввело фиксированную  цену на уровне ниже цены равновесия Р' = 2,5 тыс. руб. за единицу (F <РЕ1).

В этом случае объем предложения  будет равен:

Qs = -2 + 3 х 2,5 = 5,5 тыс.ед. в неделю. Объем спроса при этой цене составит:

QD = 15 - 2 х 2,5 = 10 тыс.ед. в неделю.

Дефицит, который возникнет  на рынке, будет равен:

QD - Qs = 10 - 5,5 = 4,5 тыс.ед. в неделю.

Рисунок 2.2 Равновесие спроса и предложения

 

В стоимостном выражении  объем дефицита на рынке составит: р' × (QD - Qs) = 2,5 * 4,5 = 11,25 млн. руб. в неделю.

Рассчитаем, как изменятся  излишки потребителя и производителя при установлении фиксированной цены.

Информация о работе Ценообразование на рынке ценных бумаг