Ценообразование в медицинских услугах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Медицинская помощь населению призвана обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан. При этом ответственность за качество медицинского обеспечения должно нести не только государство, но и субъекты, работающие на рынке медицинских услуг.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты ценообразования на медицинские услуги
Сущность и понятие медицинской услуги
Методы ценообразования в сфере здравоохранения
Схема ценообразования

Ценообразование в сфере здравоохранения на примере МУЗ «Центральная городская больница»
Характеристика деятельности МУЗ «Центральная городская больница»
Процесс ценообразования в МУЗ Центральной городской больнице».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ценообразованию.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

конъюнктуре спроса и предложения, а на «бесплатные» устанавливаются 

тарифы.

Известны следующие методы ценообразования ():

- затратные 

- рыночные 

- эконометрические 

Затратное ценообразование  — метод ценообразования, применяющий  в качестве отправной точки фактические  затраты (издержки) фирмы на производство и реализацию медицинской услуги. В этом случае величину затрат на единицу продукции возможно определить только после того, как цена будет установлена. Это обусловлено тем, что установленная цена влияет на объем продаж услуги, и, как следствие, на возможный объем се производства. Затраты на единицу при этом зависят напрямую от объема производства. В этом заключен недостаток данного метода, однако, на нынешнем этапе функционирования медицинских учреждений он оправдан и является распространенным.

Рыночный - метод ценообразования, при котором молодая (недавно возникшая) фирма не тратит силы на разработку стратегии и тактики ценообразования, ориентируется на цены фирм-конкурентов, считая, что последние в своей деятельности не будут работать себе в убыток.

Эконометрические методы (удельных показателей, регрессионного анализа и т.д.).

В отечественном здравоохранении  в основном используется затратный

метод ценообразования, основанный на определении полных издержек (

Система цен на медицинские  услугу включает в себя следующие  группы:

1) Бюджетные оценки —  расчетная стоимость медицинских  услуг, которая не отражает  реальных затрат медицинского  учреждения. Используются при определении  объема финансирования учреждений  из бюджета, для осуществления  взаимных расчетов между медицинскими  учреждениями внутри одной территории  или среди подразделений одного  учреждения.

2) Цены на платные медицинские услуги (прейскурантные цены). Отражают практические затраты медицинского учреждения на оказание медицинских услуг и включают в себя прибыль. Используются для расчета с физическими лицами, а также с предприятиями и организациями, оплачивающими услуги для своих работников.

3) Договорные цены - учреждаются  прямыми договорами между медицинскими  учреждениями и потребителями  платных услуг. Прибыль здесь  ничем не ограничена.

4) Тарифы на медицинские  услуги по обязательному медицинскому  страхованию. В настоящее время основным ценовым показателем, используемым в рамках деятельности учреждений здравоохранения по государственным программам, служит тариф на медицинские услуги в системе ОМС. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе ОМС являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования (7, п.2.2).

Тарифы утверждаются руководителем комитета здравоохранения и исполнительными территориальными фондами ОМС. Регулируются приказом федерального фонда ОМС. Имеют следующие основные черты:

1. Устанавливаются только  те услуги, которые включены в  территориальную программу ОМС

2. Рассчитываются на каждый  их используемых медицинским  учреждением показателей (средняя  стоимость пролеченного больного, число проведенных койко-дней, за  законченный случай лечения, среднедушевой  норматив).

Тарифы включают в себя расходы и средства на развитие медицинского учреждения.

5) Свободные цены на  платные медицинские услуги. Формируются  на основе рыночных показателей:

• Полезность, ценность услуги

• Платежеспособность потребителя

• Конъюнктура рынка

• Качество услуги

• Реклама

• Вкусы пациентов

• Законы спроса и предложения

Таким образом, затратный  метод ценообразования на медицинские  услуги

является ведущим в  государственном и муниципальном  здравоохранении, а 

оказываемые в системе  ОМС медицинские услуги ограничены тарифами,

отличными от цен на услуги учреждений здравоохранения вне системы

ОМС, в то время как в  частном секторе вообще действует  рыночный метод 

ценообразования на услуги.

1.3. Схема ценообразования в здравоохранении

Переход к рыночной экономике  вызвал коренную перестройку системы  ценообразования во всех отраслях народного  хозяйства.

Потребности практического  здравоохранения явились мощным стимулом для активизации по проблемам  стоимостных оценок в медицине. К  настоящему времени опробованы и  внедрены в практику многие методики определения цен на медицинские  услуги, изданы соответствующие указания и рекомендации.

Основная схема ценообразования  включает следующие этапы:

Подготовительный этап –  конкретизация задач и выбор  метода ценообразования, инструктивно-методическая работа.

Этап сбора первичной  информации и оперативного экономического анализа – определение количественных и качественных характеристик обслуживания больных, показателей состояния  и использования основных фондов.

Этап определения себестоимости  – расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных  расходов.

Этап формирования цены –  включение в структуру цены коэффициента рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов, расчет цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик  ценообразования.

На подготовительном этапе  формируется цели и задачи ценообразования. Цели ценообразования могут быть различными. Например, обеспечение  выживаемости организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка  и качества.

Основными задачами являются:

назначение цены (на основе «бюджетных оценок, договорная, свободная, цена для расчета со страховыми организациями  и т.д.);

условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда  будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет  ее оплачивать);

вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая, комплексная  медицинская услуга и т.д.);

метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).

От качества выполнения этапа  сбора первичной информации и  оперативного экономического анализа  зависит достоверность конечных результатов. Из общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая  для анализа информация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые в дальнейшем используются для расчета цены на медицинские  услуги.

Этап определения себестоимости  включает в себя расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных  расходов на оказание медицинской услуги.

Расчет заработной платы  традиционно складывается из двух основных моментов: определение трудозатрат  на оказание услуги и вычисление стоимости  единицы трудоемкости.

Прямые затраты – это  затраты которые остаются неизменными, каким бы не было количество произведенных  услуг (плата за аренду помещения, затраты  на оборудования, на выплату заработной платы).

Косвенные затраты – непостоянные затраты, обеспечивающие условия для  проведения диагностических исследований и лечебных процедур. К ним также  относятся затраты на функционирование административно-хозяйственного персонала.

В накладных расходах учитываются  затраты, связанные с данной медицинской  услугой (хозяйственные, командировочные  и прочие расходы).

После определения основных элементов затрат начинается этап формирования  цены.

Цен включает в себя все  затраты на производство медицинской  услуги – себестоимость и прибыль.

Прибыль (доход) и рентабельность являются одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность  здравоохранения. Прибыль рассчитывается путем умножения себестоимости  на нормативный процент рентабельности.

Рентабельность оказываемых  учреждением здравоохранения услуг  определяется по следующей формуле:

R=(Ц-С)/Ц,

где R – рентабельность оказываемых  услуг;

Ц – цена оказываемых услуг;

С – себестоимость оказываемых  услуг.

Размер рентабельности определяется в размере до 25%. Но в настоящее  время это ограничение не действует. Минздрав РФ указал 25% прибыли в цене медицинской услуги как рекомендательную цифру. Предела рентабельности нет. Однако нужно знать, что найдется пациент, который будет готов  заплатить такую цену.

Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводится заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы –  логическая и механическая проверка прейскуранта.

Оформление документации – техническая работа, которой  завершается расчет цен. Основными  итоговыми документами по расчету  цен являются калькуляционные листы  и прейскурант. Калькуляционный  лист это очень важный и подробный  документ по которому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция. Прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываются порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица и прейскурантная цена.

Текущая коррекция цен  – необходимое условие соответствия прейскуранта меняющимся экономическим  условиям. Эта работа должна проводиться  регулярно, не реже одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Для коррекции цен необходимо учитывать как минимум три  основных фактора: уровень инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен  не всегда напрямую коррелирует с  уровнем инфляции, поэтому необходим  учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен. Текущую  коррекцию удобнее всего проводить  с использованием ЭВМ, что позволит избежать ошибок и сделать прейскурант  динамичным, гибким, соответствующим  реальной экономической ситуации.

 

  1. Ценообразование в сфере здравоохранения на примере МУЗ «Центральная городская больница»
    1. Характеристика деятельности МУЗ «Центральная городская больница»
    2. Процесс ценообразования в МУЗ Центральной городской больнице».

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что роль маркетинга в сфере производства товаров и услуг возрастает. Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.

Здравоохранение, которое  ранее было практически выключено  из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.

При этом ценообразование  становится одной из важнейших проблем  здравоохранения.

В новых социально –  экономических условиях лечебно-профилактические услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена  цена.

Важнейшими задачами ценообразования  на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений является, во-первых, создание механизма оперативного учета  спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Подводя итог второй главы  курсовой работы необходимо отметить, что  МУЗ «Центральная городская больница» является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств городского бюджета на основе сметы.

Из анализа ценовой  политики МУЗ «Центральная городская больница» видно, что наиболее сильное влияние на деятельность больницы оказывают такие факторы внешней среды, как тенденция экономического развития города.

Суммарное воздействие сильных  сторон предприятия на его конкурентные преимущества достаточно высоко и составляет 4,00.

Для успешного функционирования в долгосрочной перспективе необходимо постоянно проводить работу для  поддержки сильных сторон и устранение имеющихся слабых сторон.

Также  необходимо отметить, что для расчета оптимальной цены на медицинские услуги  сначала рассчитывается себестоимость оказания услуги, а потом к ней прибавляется процент прибыли. Суммарная величина составляет цену оказания медицинской услуги.

Таким образом, в современных условиях, только тщательное изучение рынка и прогнозирование спроса  способствует развитию деятельности организации и эффективности ее работы.

 

Список используемой литературы

 


Информация о работе Ценообразование в медицинских услугах