Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:07, контрольная работа
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.
Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий это:
Поскольку рынок в данных сферах монополизирован, следовательно, у его субъектов может возникнуть соблазн диктовать цены на свою продукцию потребителям, государство в качестве одного из методов регулирования установило ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое осуществляется посредством установления тарифов или их предельного уровня.
Тарифы должны устанавливаться таким образом, чтобы учесть обоснованные затраты на производство продукции (услуг) такими субъектами с учетом издержек производства (реализации), налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребность в инвестициях для воспроизводства, амортизационные отчисления, прогнозируемую прибыль, удаленность различных групп потребителей от места производства продукции (услуг), соответствие качества производимой продукции (услуг) спросу, а также государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
С помощью государственного регулирования естественных монополий решается широкий спектр вопросов, таких как, например: доступность продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасность производства товаров и их потребления, обеспечение высоких стандартов качества продукции. Но центральным и наиболее сложным вопросом государственного регулирования является регулирование цен.
Все схемы государственного регулирования цен основываются на общей цели снижения чистых потерь общества от монопольной власти, не жертвуя при этом производственной эффективностью. К сожалению даже в теории на рынке естественной монополии не удаётся достичь характеристик оптимальности рынка совершенной конкуренции:
Основными вариантами ценообразования в сферах естественных монополий являются:
Этот
метод подразумевает
Метод применяется, если есть сильные колебания спроса во времени и если продукцию нельзя хранить (например, электроэнергию). Применение пикового ценообразования, связано с ценовой дискриминацией. Производитель-монополист устанавливает разные цены на свою продукцию, в зависимости от периода потребления. Если потребление приходится на пиковый период, потребителю придется заплатить более высокую цену, по сравнению с внепиковым периодом. Такая схема позволяет сделать пиковые периоды менее привлекательными для потребления, и несколько сместить нагрузку в сторону внепиковых, что способствует достижению более рационального использования производственных мощностей во времени.
Основной задачей этого метода для однопродуктового монополиста является установление социально справедливой цены, при которой происходит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточной деятельности естественной монополии. В этом случае цена на продукцию монополиста устанавливается на уровне его средних издержек. Фирма не несет убытков, но и не получает экономической прибыли. У государства нет необходимости выплачивать субсидии, как в случае с эффективным ценообразованием.
Для установления уровня цены для многопродуктового монополиста нужно, чтобы на все производимые товары были установлены такие цены, которые бы обеспечивали максимум потребительского выигрыша, за вычетом затрат на производство продукции, с условием безубыточной деятельности монополиста.
В этом случае государство определяет норму рентабельности к издержкам монополиста. Основным минусом этого метода является то, что практически определить нормальную норму доходности для монополиста очень сложно. Это связано с тем, что функции спроса и предложения подвержены постоянным изменениям, вследствие чего государству необходимо проводить постоянную корректировку устанавливаемой нормы рентабельности. Чем более нестабильным является рынок, чем чаще приходится проводить корректировки. Более того, предприятию выгодно завышать издержки, тем больше прибыли оно получит, а постоянный аудит очень сложное и дорогостоящее занятие на которое государство не пойдет.
В
условиях этого метода ценообразования
для монополиста извне
Регулирование исходит не из структуры затрат предприятия, тем самым отпадает необходимость в жестком отслеживании и контроле деятельности монополии, а из уровня предельной цены. У монополиста появляется сильный стимул к совершенствованию производственного процесса, повышению его эффективности т.к. разница между предельной ценой и общими затратами остается производителю, составляя его дополнительную прибыль. Но, не смотря на преимущества этот вид ценообразования имеет проблемы. Главная из них заключается в сложности установления предельной цены. Если цена слишком низкая – не будет средств на развитие. Если наоборот слишком высокая, относительно достижимого уровня затрат, то возникает сверхприбыль. Установление границы между этими двумя случаями, обычно требует получения подробной информации о предприятии, притом чаще всего эту информацию предоставляет сама фирма, которая имеет склонность к предоставлению необъективных данных.
Основной
идеей этого подхода является
то, что фирме разрешается
Недостатками же являются: вероятность недоинвестирования; рост цены капитала, из-за возможных колебаний нормы прибыли; возможное снижение качества производства и обслуживания, из-за стремления к снижению издержек.
Используя этот метод ценообразования, естественный монополист может увеличить свою прибыль. Суть метода состоит в том, что одна часть тарифа уплачивается за право присоединения, а вторая – плата за каждую единицу потребляемого продукта. Часть, уплачиваемая за присоединение, используется при присоединении потребителя к сетям монополиста. Максимизирующий прибыль монополист, устанавливает цену за каждую единицу товара на уровне предельных издержек его производства, а аккордный платеж изымает у покупателя весь потребительский излишек целиком.
Таким образом, мы рассмотрели основные методы ценообразования в сферах естественных монополий.
Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий в России начинается в период перехода страны от командно-административной системы к системе рыночных отношений. Началом государственного регулирования считается выход постановления Правительства РФ «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах». Основным методом ценового регулирования признавался метод установления предельных уровней рентабельности и относился он к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке.
Далее в соответствии ФЗ «О естественных монополиях» выделяются два метода регулирования:
До весны 2004г. существовало несколько государственных органов, занимающихся разработкой и утверждением тарифов: Федеральная энергетическая комиссия – занималась тарифами на продукцию транспорта, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – регулировало тарифы на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, Министерство экономического развития и торговли – регулировало цены на сжиженный бытовой газ и другую продукцию.
В середине 2004г. была создана Федеральная служба по тарифам России (ФСТ), которой было поручено заниматься вопросами тарифообразования на продукцию (услуги) всех субъектов естественных монополий, а также на целый ряд другой продукции, имеющей для государства стратегическое или социальное значение.
И в этой связи у ФСТ две цели:
При принятии тарифных решений нужно каждый раз взвешивать интересы, как производителей – субъектов естественных монополий, так и потребителей. Очевидно, что чем ниже тарифы на товары (услуги) данных хозяйствующих субъектов, тем лучше для потребителей. Поэтому, с одной стороны, можно сдерживать тарифы, как это делалось многие годы, но в итоге через какое-то время все равно произойдет резкий рост цен. Возможна и обратная ситуация, когда цены на услуги субъектов естественных монополий растут неконтролируемо. В данном случае проблем у производителей становится меньше, но это больно бьет по потребителям, включая падение покупательной способности и, как следствие, со временем - уменьшение прибыли у производителя. Здесь важной задачей становится установление тарифов на более-менее длительную перспективу.
Все процедуры, связанные с регулированием субъектов естественных монополий, в том числе и разработка величины тарифов, идут после рассмотрения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год и на перспективу.
Стоит отметить, что отсутствие разнообразия методов ценового регулирования в РФ не позволяет государственному регулятору гибко подбирать инструментарий с учетом конкретной экономической ситуации. Основу существующего регулирования составляют ценовые методы в форме прямого ценового регулирования, осуществляемого путем установления тарифа конкретному хозяйствующему субъекту по методу «возмещения затрат». В таких условиях регулируемый субъект заинтересован в повышении издержек производства, а не в их снижении в интересах потребителей. Жесткое ценовое регулирование не позволяет создать долгосрочные экономические стимулы частным инвесторам для привлечения инвестиций в регулируемые сектора экономики в целях технического перевооружения и замены изношенных фондов.
Информация о работе Ценообразование в сферах естественных монополий