Ценообразование в сферах естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в сфере (ах) естественных монополий и занимающий на соответствующих товарных рынках доминирующее положение, которое в том числе может возникать (усиливаться) вследствие владения, пользования, распоряжения инфраструктурой (объектом инфраструктуры) или иного использования инфраструктуры (объекта инфраструктуры);

Содержание

1. Ценообразование в сфере естественных монополий

2. Задача

3. Тестовое задание

Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр. ценообраз.docx

— 27.95 Кб (Скачать)

     Тема: Ценообразование  в сферах естественных монополий

     Содержание:

     1. Ценообразование в сфере естественных монополий

     2. Задача

     3. Тестовое задание

     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ценообразование в сфере естественных монополий.

     Согласно  ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

     Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в сфере (ах) естественных монополий и занимающий на соответствующих товарных рынках доминирующее положение, которое в том числе может возникать (усиливаться) вследствие владения, пользования, распоряжения инфраструктурой (объектом инфраструктуры) или иного использования инфраструктуры (объекта инфраструктуры);

     Инфраструктура – организационно и имущественно обособленный комплекс технологически взаимосвязанных объектов, с использованием которого (которых) осуществляется деятельность в сферах естественных монополий и с использованием которого (которых) оказываются услуги пользователям (потребителям).

     Потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии для конечного использования;

     Пользователь – хозяйствующий субъект, производящий (реализующий) определенный товар, в отношении которого он получает услугу у субъекта естественной монополии и (или) хозяйствующий субъект, производящий (реализующий) определенный товар, в отношении которого он получает услугу с использованием инфраструктуры (объекта инфраструктуры), и (или) субъект естественной монополии, взаимодействующий в соответствующей сфере естественной монополии с другим субъектом естественной монополии, и (или) потребитель.

               Законом также определены сферы деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4), это:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. железнодорожные перевозки;
  4. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  5. услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  6. услуги по передаче электрической энергии;
  7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  8. услуги по передаче тепловой энергии;
  9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

     В середине 2004 г. в рамках изменения  структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по тарифам России (ФСТ), которой постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 332 «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» было поручено заниматься вопросами тарифообразования на продукцию  (услуги) всех субъектов естественных монополий, а также на целый ряд другой продукции, имеющей для государства стратегическое или социальное значение.

     И в этой связи у ФСТ две цели. Первая - обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков, поскольку это является важным условием экономического роста России. И вторая - это обеспечение обоснованности и прозрачности процедуры установления тарифов. При принятии тарифных решений нужно каждый раз взвешивать интересы, как производителей - субъектов естественных монополий, так и потребителей.

     Решения в  ФСТ  по тарифам принимаются Правлением, которое носит межведомственный характер. В Правление помимо руководства ФСТ России входят представители других министерств и ведомств: Министерства экономического и социального развития, Минпромэнерго, Минтранса, Мининформсвязи и Федеральной антимонопольной службы.

     Все процедуры, связанные с регулированием субъектов естественных монополий, в том числе и разработка величины тарифов, идут после рассмотрения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год и на трехлетнюю перспективу.

     Органы  регулирования естественных монополии  могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

     Этот  метод  логично   вытекает   непосредственно   из   понятия естественной монополии, существенный элемент которого  -  неэластичные  цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется  путем  установления либо  фиксированной  цены,  либо  предельного  уровня  цен  (тарифов),  либо предельных коэффициентов изменения цен  (тарифов)  на  товары,  производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

         Как правило, используются заранее  выбранные схемы установления  цен:

     1. Метод предельных издержек. Он заключается в том,  что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена  равнялась его  предельным  издержкам.   Тем   самым   обеспечивается   эффективный   с народнохозяйственной  точки  зрения   объем   производства   и   потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и  необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

     2. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за  исключением  нормальной,  изымается  (то   есть   цена   равна   средним издержкам).  

       3. Метод установления потолка цен

      4. Субсидирование естественных  монополий.  Многие  страны  с рыночной экономикой  в  умеренной  степени  используют  этот   метод,   придерживаясь варианта предельных издержек.  Суть  практики  перекрестного  субсидирования состоит  в  том,  что  одни  потребители  продукции  естественной  монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых  фактически возлагается дополнительное бремя.  В  наиболее  тяжком  положении  оказались промышленные предприятия, которые  фактически  субсидируют  льготные  тарифы для населения.

     В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, существуют свои особенности ценообразования. Разработка тарифов в данной сфере осуществляется на основании нормативно-правовой базы.

 

     

  1. Задача.

     Определите цену, по которой комиссионер расплатился  за товар с комитентом.

     Известно:

  1. Гражданин сдал брюки на комиссию организации розничной торговли.
  2. Цена продажи брюк по согласованию сторон должна была составить 708 руб. (с НДС)
  3. Комиссионное вознаграждение по согласованию сторон – 10% к цене реализации брюк (без НДС), предусмотренной в договоре.
  4. Фактическая цена продажи брюк составила 590 руб. (с НДС).
  5. Комитет не смог доказать, почему брюки проданы по более низкой цене.

     Решение:

  1. 708:1,18 = 600 руб. – цена без НДС.
  2. 0,1*600 = 60 руб. – вознаграждение магазина.

     3. 600-60 = 540 руб. – цена, по которой комиссионер расплатился за товар с комитентом.

     Согласно  п. 32 Правил комиссионной торговли комиссионер, продавший товар по цене ниже согласованной  с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать товар  по согласованной цене и продажа  по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиcсионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний.

  1. Тестовые  задания:

     3.1. Установите последовательность включения в цену товара ее структурных элементов:

  1. Прибыль
  2. НДС
  3. Торговая надбавка
  4. Себестоимость
  5. Акциз

     Ответ:

  1. Себестоимость
  2. Прибыль
  3. Акциз
  4. НДС
  5. Торговая надбавка
    1. Мировые цены, объективно отражающие конъюнктуру  рынка:
  1. Цены предложений
  2. Цены фактических сделок
  3. Цены аукционов
  4. Цены прейскурантов
  5. Цены каталогов
  6. Цены проспектов

     Ответ: Очень важной ценовой информацией являются цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Эти цены наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка. Однако свежая информация о них составляет коммерческую тайну. 

 

     

     Список  используемой литературы

 

     1. Федеральный закон от 17 августа 1995 года  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (по состоянию на 01.01.2009 в ред. ФЗ от 31.12.2005 №199-ФЗ; №62-ФЗ от 04.05.2006; №258-ФЗ от 29.12.2006; №230-ФЗ от 18.10.2007; №261-ФЗ от 08.11.2007; №281-ФЗ от 25.12.2008)

     2. Салимжанов И.К. С16 Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007.-304 с.

     3. Шевчук Д.А. Ценообразование: учебное  пособие/ Д.А. Шевчук.- М.: ГроссМедия: РОСБУХ, 2008 – 240 с.

     4. www.fstrf.ru

     5. http://revolution.allbest.ru

Информация о работе Ценообразование в сферах естественных монополий