Ценообразование в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных признаков, основ и поведение чистой монополии в области цен и производства и ее приемлемость с точки зрения общества. Так же рассматриваются в условия, лежащие в основе существования чистой монополии ; поведение монополии в области цен и производства, в сравнении с поведением в этой же области чисто конкурентной отрасли.

Работа содержит 1 файл

курсовая _ ценообразование в условиях монополии.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

   Поэтому единственным производителям правительство выдает эксклюзивные разрешения. Однако в обмен на эксклюзивное право заниматься снабжением электричеством, водой или автобусным обслуживанием конкретной географической местности правительство резервирует за собой право регулировать цены и услуги, чтобы не допустить злоупотреблений властью, которой оно наделило монополии.  

   2.2 Легальные барьеры: патенты и лицензии.  

   Как уже отмечалось, правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вхождения в отрасль, выдавая патенты и лицензии.

   Патенты. Предоставляя изобретателю, исключительное право контролировать рынок продукта в течение длительного промежутка времени, патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, потраченных на его разработку. К тому же патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.

   В основе разработки пригодной для  патентования продукции лежат научные исследования. Фирмы, которые достигают монопольной власти путем собственной научно-исследовательской деятельности или путем покупки патентов других фирм, находятся в выгодном положении, усиливают свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую деятельность, необходимую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.

   Лицензии. Вхождение в отрасль или род деятельности может быть ограничено государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким- либо продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, небезызвестное всем ФГУП Почта России, имеющее поддержку государства и финансируемое из госбюджета «предприятие». [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Монопольный спрос.  

   Прежде  чем начать анализ поведения чистой монополии в отношении цен и объема производства, сделаем три допущения:

  1. Статус монополии гарантирован патентами, эффектом масштаба или собственностью на ресурсы.
  2. Фирма не регулируется правительством.
  3. Фирма является ценовым монополистом, то есть назначает одну и ту же цену на все единицы выпуска.

   Решающее  различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.

   В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определенной отраслевым предложением и спросом. Конкурирующая фирма «соглашается с ценой» и может продать так много или так мало, как она хочет, по текущей рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину — свою цену — к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукции.

   Кривая спроса монополиста (на самом деле кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) имеет разные черты. Так как чистый монополист - это отрасль, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. Кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, представляет собой нисходящую кривую.

   Нисходящая  кривая спроса имеет три характеристики. Рассмотрим их. [4,5,7] 

   3.1 Цена превышает  предельный доход.  

   Нисходящая  кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня производства, кроме первого. Причинной этому является то, что  снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена от всех предшествующих единиц продукции.

   Для рис. 3.1 мы выбрали две комбинации цены и количества на кривой спроса монополиста: 142 дол. — три единицы и 132 дол. — четыре единицы. Понизив цену со 142 до 132 дол., монополист может продать еще одну единицу продукции и, таким образом, получить в качестве дохода цену четвертой единицы в 132 дол. Этот прирост обозначен вертикальным прямоугольником на рис. 3.1. Но чтобы продать четвертую единицу за 132 дол., монополист должен понизить цену на первые три единицы со 142 до 132 дол. Это 10-долларовое снижение при трех единицах вызывает 30-долларовую потерю, что показано горизонтальным прямоугольником на рис. 3.1. Общее изменение валового дохода, или предельный доход от продажи четвертой единицы, составляет 102 дол.: прирост в 132 дол. минус потери в 30 дол 

   

   Рис. 3.1. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии. 
 

   Таблица 3.1. Доход и издержки в условиях чистой монополии

     

   Из  табл. 3.1 видно, что предельный доход от второй единицы продукции составляет 142 дол., а не равен ее цене в 152 дол., потому что цена должна быть снижена на 10 дол. по сравнению с ценой первой единицы, чтобы увеличить продажи с одной до двух единиц. Таким образом, чтобы продать три единицы, фирма должна понизить цену со 152 до 142 дол. Получаемый в результате предельный доход составит только 122 дол. — увеличение на 142 дол. валового дохода за счет продажи третьей единицы за вычетом 10 дол. из цен первых двух единиц продукции. Именно это является причиной, объясняющей, почему значения предельного дохода в столбце (4) табл. 3.1 ниже цены продукции в столбце (2) для всех уровней производства, за исключением первого. Так как предельный доход — это, по определению, прирост валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся величины предельного дохода означают, что валовой доход будет расти замедляющимся темпом, как показано в столбце (3) табл. 3.1.

   Зависимости между кривыми спроса, предельного дохода и валового дохода, графически изображены на рис. 3.2а и 3.2б.  

   

   Рис.3.2. Спрос, предельный доход и валовой  доход фирмы в условиях несовершенного конкурентного рынка. 

   В основе этих графиков, лежит то, что  при последовательных сокращениях цены на 10 дол. будет продаваться одна дополнительная единица (столбцы 1-4 табл. 3.1), то есть 11 единиц могут быть проданы по 62 дол., 12 - по 52 дол. и т.д.

   Кроме того, что кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, определенная связь между валовым доходом и предельным доходом имеется. Поскольку предельный доход, по определению, является изменением в валовом доходе, заметно, что до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход положителен. Когда валовой доход достигает максимума, предельный доход равен нулю. А когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным. 

   3.2 «Диктующий цену». 

   На  всех несовершенных конкурентных рынках, имеющих нисходящую кривую спроса, и при чистой монополии, и при олигополии, и при монополистической конкуренции, фирмы проводят ценовую политику. Их возможность влиять на совокупное предложение приводит к тому, что при принятии решений об объеме производства эти фирмы определяют цену продукта.

   Особенно  это присуще чистой монополии, при  которой одна фирма контролирует совокупный продукт. При нисходящей кривой спроса, когда каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. В столбцах (1) и (2) табл. 3.1 мы видим, что монополист может продать только одну единицу по цене 162 дол., только две единицы по цене 152 дол. за штуку и т.д.

   Но  это не означает, что монополист «свободен» от рыночных сил в установлении цены и объема производства или, что  покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены - с большими объемами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены.  

   3.3 Ценовая эластичность. 

   Проверка  валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для третьего вывода. Тест на валовой доход показывает следующее: когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход; когда спрос неэластичен, падение цены будет уменьшать валовой доход. Отметим, что, начиная с верхнего конца кривой спроса на рис. 3.2, для всех сокращений цены со 172 дол. до приблизительно 82 дол. валовой доход увеличивается (и, следовательно, предельный доход является положительным). Это означает, что спрос эластичен в данном ценовом диапазоне. Напротив, при падении цены ниже 82 дол. валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным), что указывает на неэластичность спроса.

   Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит в следующем: монополист никогда не выберет такую комбинацию цены - количества, при которой валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены - количества на эластичном отрезке. При понижении цены до неэластичной области валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом продукта и, следовательно, с увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки означают, уменьшение прибыли.  

   Выводы  по разделам 1-3: 

   1. Чистая монополия - это единственный поставщик товара или услуги, для которых нет близких заменителей.

   2. Монополии существуют из-за наличия барьеров для вхождения в отрасль других фирм, таких, как эффект масштаба, патенты и лицензии, а также право собственности на необходимые ресурсы.

   3. Кривая спроса у монополии идет наклонно вниз, сдвигая вниз кривую предельного дохода.

   4. Идущая наклонно вниз кривая спроса означает, что монополия диктует цену.

   5. Пока фирма находится в неэластичном сегменте своей кривой спроса, она может увеличить совокупный доход и сократить совокупные издержки, поднимая цену и тем самым увеличивая прибыль. 
 
 
 
 
 
 

  1. Определение цены и объема продукта.
 

   Для дальнейшего анализа спроса монополии  и образования цены, введем понятие  издержек производства.

   Предположим, что, хотя фирма является монополистом на рынке продукта, она приобретает ресурсы на конкурентной основе и использует такую же технологию, что и конкурентная фирма.  

   4.1 Уравнение предельного  дохода и предельных  издержек.  

   Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (МЯ МС).

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии