Ценообразование в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных признаков, основ и поведение чистой монополии в области цен и производства и ее приемлемость с точки зрения общества. Так же рассматриваются в условия, лежащие в основе существования чистой монополии ; поведение монополии в области цен и производства, в сравнении с поведением в этой же области чисто конкурентной отрасли.

Работа содержит 1 файл

курсовая _ ценообразование в условиях монополии.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

   Сравнение столбцов (4) и (7) табл. 3.1 показывает, что максимизирующий прибыль объем продукта составляет пять единиц; пятое изделие является последней единицей продукции, чей предельный доход превышает предельные издержки. Из данных табл. 3.1 (столбцы 1 и 2) видно, что есть только одна цена, при которой пять единиц могут быть проданы, - 122 дол.

   Графически  этот анализ представлен на рис. 4.1 где данные о спросе, предельном доходе, средних валовых издержках взяты из табл. 3.1. Сравнение предельного дохода и предельных издержек снова показывает, что максимизирующий прибыль объем продукта составляет пять единиц, или количество Qт. Единственная цена, при которой Qт может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси продукта и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена равна Рт. Чтобы назначить цену выше, чем Рт, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Qт. Если монополист назначит цену меньше, чем Рт, это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня.

   

   Рис. 4.1. Максимизирующее прибыль положение  фирмы в условиях чистой монополии. 

   Столбцы (2) и (5) табл. 3.1 показывают, что при пяти единицах продукции цена продукта - 122 дол. - превышает средние валовые издержки в 94 дол. Экономическая прибыль, следовательно, равна 28 дол. на единицу продукции; валовая экономическая прибыль тогда составит 140 дол. (5 х 28 дол.). На рис. 4.1 прибыль на единицу продукции показана отрезком АРт, а совокупная экономическая прибыль вычисляется путем умножения прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства Qт.

   Максимизирующая прибыль комбинация производства и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства.

   Вспомним, что кривая предложения чисто  конкурентной фирмы — это та часть кривой предельных издержек, которая лежит над средними переменными издержками (см. рис. 4.2). Кривую предложения определяют, применяя правило максимизации прибыли Р = МС. При любой данной цене, установленной рынком, чисто конкурентный продавец максимизирует прибыль, уравнивая эту цену (а она равна предельному доходу) с предельными издержками. Когда рыночная цена поднимается или падает, конкурентная фирма будет двигаться вверх или вниз по кривой предельных издержек, потому что ей выгодно производить больший или меньший объем продукции. Каждая цена имеет свою уникальную связь с конкретным объемом производства, которая определяет кривую предложения. 
 

   

   Рис. 4.2. Правило равенства цены и предельных издержек и кривая краткосрочного предложения  конкурентной фирмы. 
 
 

   На  первый взгляд кажется, что кривая предельных издержек чистой монополии будет одновременно и ее кривой предложения. Но это неверно. У чистой монополии нет кривой предложения. Причина состоит в том, что отношение между ценой и предлагаемым объемом продукции может быть различным. Цена и предлагаемый объем зависят от расположения кривой спроса и, следовательно, от расположения кривой предельного дохода. Как и конкурентная фирма, монополия уравнивает предельный доход с предельными издержками, но для монополии предельный доход меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает предельные издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса приведут к различным максимизирующим прибыль ценам для того же объема продукции.

     Вывод: не существует единственной, уникальной цены, связанной с объемом произведенной продукции Qт, и поэтому у чистой монополии нет кривой предложения. 

   4.2 Представление о монополистическом ценообразовании. 

   В данной работе отражены и опровергнуты некоторые  распространенные заблуждения относительно поведения монополии.

     Не самая высокая цена. Поскольку монополист может манипулировать объемом продукта и ценой, бытует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, которую он может получить». Это мнение явно вводит в заблуждение. Существует много значений цены выше Рт (рис. 4.1), но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль, меньшую, чем максимальная. Совокупная прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от проданного количества продукции цены и издержек на единицу продукции.

   Прибыли совокупные, а не на единицу продукции. Монополист стремится к максимальной совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. . На рис 4.1 сравнение вертикального расстояния между средними издержками и ценой при различных возможных объемах производства показывает, что прибыль на единицу продукции больше в точке, которая расположена немного левее от мксимизирующего прибыль выпуска Qт  .Это проще увидеть в таб. 3.1, где прибыль на единицу составляет 32 дол. (132- 100 дол.) при четырех единицах продукции в сравнении  с 28 ол (122 – 94 дол.) при маскимизирующем объеме в 5 единиц. В данном случае  монополист соглашается на более низкую, чем максимальная, прибыль на единицу продукции по той причине , что дополнительные продажи компенсируют более низкую прибыль на единицу продукции. Стремящийся к прибыли монополист скорее стал бы продавать пять единиц, приносящих прибыль в 28 дол на единицу продукции (ралли совокупной прибыли в 140 дол.) , чем четыре единицы, приносящие прибыль в 32 дол. На единицу (ради совокупной прибыли  в 128 дол.) .

   Убытки. Необходимо так же отметить , что чистая монополия не гарантирует экономических прибылей. Однако, вероятность получения экономических прибылей больше у чистой монополии, чем у чисто конкурентного производителя. В долговременном периоде при возможности свободного и легкого вхождения новых фирм в отрасль чистый конкурент будет получать нормальную прибыль , в то  время как  барьеры для вхождения позволят монополисту сохранять экономические прибыли в  долговременном периоде (Кроме того , разница между краткосрочным и долгосрочным периодом менее важна в условиях монополии, чем в условиях чистой конкуренции. При чистой конкуренции вхождение или выход фирм гарантирует, что экономические прибыли будут нулевыми в  долговременном периоде. Но  при чистой монополии барьеры для вхождения препятствуют ликвидации экономической прибыли новыми фирмами в ходе конкуренции) В отличие от ситуации конкуренции барьеры для вхождения не пускают потенциальных участников отрасли , которые увеличили бы  предложение , вызвали снижение цены и ликвидировали экономическую прибыль.

   Конечно , как и чистый конкурент, монополист не будет постоянно действовать  с убытком. Столкнувшись с убытками, владельцы фирм предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативные отрасли, которые дают более высокие доходы. Таким образом,  можно ожидать, что монополист получит нормальную или более высокую прибыль в долгосрочном периоде. Но если ситуация со спросом и издержками, с которой сталкивается монополист, не так благоприятна, как показанная на рис. 4.1, то возникнут убытки в краткосрочном периоде.  

   

   Рис.4.3. Минимизирующее убытки положение фирмы  в условиях чистой монополии. 
 
 
 

   Несмотря на свое господство на рынке, монополист, как показано на рис. 4.3 , из-за низкого спроса и относительно высоких издержек несет убытки в краткосрочном периоде. Тем не менее он продолжает действовать до тех пор, пока его совокупный убыток меньше постоянных издержек. Точнее, при Qт цена продукта монополиста Рn превышает его средние переменные издержки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Экономические эффекты монополии.
 

   Оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом. Особое внимание уделим: цене, объему производства и эффективности; распределению дохода;  некоторым неопределенностям, связанным с проведением сравнений издержек между конкурирующими и монополистическими фирмами; технологическому прогрессу.  

   5.1 Цена, объем производства и эффективность.  

   Результатом чистой конкуренции может быть и производственная эффективность, и эффективность размещения ресурсов. Производственная эффективность достигается потому, что свободное вхождение и массовый выход фирм заставили бы их работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. Цена продукта тогда находилась бы на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. На рис. 4.1 показано, что конкурирующая фирма продала бы Qт единиц продукции по цене Pт .

   Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходило бы до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (мере альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).

   Рис. 4.1 показывает, что при тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов.

   Как мы уже обнаружили, чистый монополист будет максимизировать прибыли, производя объем продукции Qт и назначая цену Рn. Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Выпуск Qт не доходит до точки Qс, в которой минимизируются средние валовые издержки (точки пе- речения МС и АТС). В столбце (5) табл. 3.1 мы видим, что АТС при пяти единицах выпуска монополиста составляют 94,00 дол. по сравнению с 91,43 дол., которые были бы результатом в условиях чистой конкуренции. Более того, при От цена намного больше, чем предельные издержки. Это означает, что общество оценивает дополнительные единицы монополизированного продукта более высоко, чем альтернативную продукцию, которую можно было бы произвести из тех же ресурсов. Другими словами, максимизирующий прибыль объем продукта монополиста приводит к недораспределению ресурсов; монополист считает выгодным ограничение объема и, следовательно, использование меньшего количества ресурсов, чем оправданно с точки зрения общества. Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы на монополистических рынках. 

   5.2. Распределение дохода.  

   В большинстве случаев монополии  в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества.

   Исключение: если покупатели продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов. Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный спрос, такую, как металлы, бананы и кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов.  

   5.3 Сложности определения  издержек.  

   Оценка  чистой монополии привела к заключению о том, что при одинаковых издержках чисто монополистическая фирма сочтет выгодным назначать более высокую цену, производить меньший объем продукции и будет благоприятствовать размещению экономических ресурсов, худшему, чем у фирм в условиях чистой конкуренции. Эти различающиеся результаты коренятся в барьерах для вхождения, которые присущи монополии.

   Однако, издержки могут быть неодинаковыми для чисто конкурентного и монополистического производителей. Издержки на единицу продукции, которые несет монополист, могут быть либо больше, либо меньше, чем издержки, с которыми встречается фирма, действующая в условиях чистой конкуренции. Существует несколько потенциально противоречивых соображений: 1) эффект масштаба; 2) понятие «Х-неэффективность»; 3) издержки сохранения монополии; 4) «очень долгосрочная» перспектива, которая предусматривает технологический прогресс.

   Повторное рассмотрение эффекта масштаба. Допущение, что издержки на единицу продукции у фирм, действующих в условиях чистой конкуренции и чистой монополии, одинаковы, может не иметь силы на практике. При данной технологии производства и, следовательно, издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддерживать большое количество конкурентных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект масштаба. В таких случаях фирма должна быть большой по отношению к рынку, то есть она должна быть монополистической, чтобы эффективно производить (при низких издержках на единицу продукции).

   Ученые считают, что для естественных монополий или предприятий коммунального обслуживания такая ситуация не является достаточно значимой, чтобы разрушить выводы относительно ограничительной природы монополии. Факты говорят о том, что крупные корпорации, действующие во многих обрабатывающих отраслях, обладают большей монопольной властью, чем может быть оправдано на том основании, что они просто получают выгоду от эффекта масштаба.

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии