Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8
1.1 Цели, типы и этапы разработки ценовой политики8
1.2 Методы ценообразования в негосударственном образовательном учреждении15
2. Анализ системы ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24
2.1 Анализ устойчивости деятельности образовательного учреждения24
2.2 Оценка эффективности ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»37
3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43
3.1 Разработка рекомендаций по ценообразованию на образовательные услуги…………………………………………………………………………..…43
3.2 Влияние рекомендаций на достижение целевых показателей деятельности образовательного учреждения………………………………………...……..…49
Заключение…………………………………………………………………....….52
Список использованной литературы………………………………….……..…56

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа3.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

Затраты образовательного учреждения можно классифицировать по различным признакам (Таблица 5).

 

Таблица 5 – Классификация  затрат образовательного учреждения

 

Признаки классификации

Виды затрат

По видам  деятельности

Затраты от образовательной деятельности;

Затраты от предпринимательской  деятельности

По экономическому содержанию

Затраты по элементам;

Затраты по статьям  калькуляции

По отношению  к основной деятельности учреждения

Основные  затраты;

Накладные затраты

По возможности  планирования

Планируемые затраты;

Непланируемые затраты

По способу  включения в себестоимость образовательных  услуг

Прямые  затраты;

Косвенные затраты


 

В состав постоянных затрат следует включить:

  • Затраты на содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов, непосредственно используемых в учебном процессе;
  • Затраты на приобретение (обновления) учебного оборудования необходимого для использования  в учебном процессе;
  • Текущие учебные расходы;
  • Канцелярские и прочие расходы.

Затраты на содержание вуза предусматривают:

  • Расходы на содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений, лабораторного оборудования, парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, автотранспорта);
  • Затраты на издание учебно-методических и научных работ;
  • Расходы на подготовку и повышение квалификации ППС;
  • Затраты на поддержание имиджа учебного заведения;
  • Прочие расходы.

Совокупное влияние факторов в реальной жизни происходит одновременное  изменение нескольких факторов. Как  правило, рост переменных затрат вынуждает  предприятие повышает цену. Реальность повышения цены определяется возможностью реализации продукции [29, с.72].

 

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на финансовые результаты

 

Институт  заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе.

Большую роль в обосновании управленческих решений и максимизации прибыли  играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения  между тремя группами важнейших  экономических показателей:

    • Издержками;
    • Объемом реализованной услуги;
    • Прибылью.

Сущность маржинального  анализа заключается в соотношении  объема продаж услуги, себестоимости  и прибыли.

Маржинальная прибыль (доход) это разность дохода, полученного  от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования  прибыли.

МП2009=23752-48875=-25123 тыс.руб.

МП2010=411999-69092=-27893 тыс.руб.

МП2011=68201-64130=4071 тыс.руб.

Маржинальная прибыль  та предельная прибыль, которую можно получить.

Маржинальная прибыль  в 2009 году и в 2010 году имеет отрицательный  результат. Из этого можно сделать  вывод, что руководством проводится неверное управление институтом. В 2011 году институт вышел из состояния кризиса.

Рассчитаем средний доход  получаемой с каждой специальности.

Средняя сумма дохода со специальности «Лечебное дело» (средняя стоимость обучения за год 67 000 рублей) составила 25 862 тыс.руб., со специальности «Стоматология» (97 000 рублей) - 32 689 тыс.руб., со специальности «Фармация» (49 500 рублей) - 56 430 тыс.руб. В среднем на каждую специальность приходится по 40 преподавателей, средняя заработная плата составляет 20 000 рублей.

Заработная плата за год =40*20 000*12мес.=9 600 тыс.руб.

В настоящее время общая площадь НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» составляет 9 997 кв.м., из них 9 505,5 находятся под учебными и учебно-вспомогательными помещениями. Вся площадь находится на безвозмездном пользовании.

Из вышеизложенного следует, что наибольший доход приносит фармацевтический факультет.

С каждым учебным годом  приток студентов увеличивается (Таблица 5). Это связано с тем, что стоимость обучения в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» дешевле, чем в государственном университете, существует поэтапная система оплаты, также предоставляется рассрочка платежей.

 

Таблица 5 – Динамика общего количества студентов в абсолютных и приведенных цифрах

Специальность

Контингент по годам

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Лечебное  дело

151

223

386

Стоматология

225

286

337

Фармация

902

1030

1140

ВСО

50

66

68

Итого

1328

1605

1931


 

 

 

Рисунок 3 – Динамика общего количества студентов

 

Так как в последнее  время растет количество фармацевтических организаций и аптек, следовательно, можно сделать вывод, что спрос  на фармацевтическое образование также  растет. Для привлечения студентов Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» участвует в выставках, ярмарках образовательных услуг, проводит олимпиады, организует встречи с выпускниками школ и их родителями, проводит день открытых дверей.

Подводя общий итог исследованию, проведенному во второй главе, можем отметить, что ценовая политика НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» продумана и соответствует целям института и приносит прибыль, которая идет на дальнейшее развитие. Однако данная ценовая политика требует корректировки и возможность совершенствования.

 

3. Обоснование ценовой  политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)

3.1 Разработка рекомендаций  по ценообразованию на

образовательные услуги образовательного учреждения

 

Полученные  результаты позволяют рекомендовать  Институту использовать маркетинговый  инструментарий для мониторинга динамики спроса и цены на рынке, а результаты исследований рынка высшего профессионального образования – для корректировки своей маркетинговой политики. Особое внимание рекомендуется обратить на факторы неценовой конкуренции.

Возможно  использование метода установления цены привязанной к цене спроса. Необходимо проанализировать спрос  на медицинские специальности, также  собрать информацию о ценах на эти специальности у конкурентов.

Маркетинговые исследования цен на образовательные  услуги, проводимые институтом, должны иметь периодический характер, реализовываться в форме мониторинга, результатом которого выступает сформированная и регулярно обновляемая база данных цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза. Проведение работ в данном направлении обеспечит рост эффективности процесса ценообразования в и как следствие, позволит повысить конкурентоспособность рынке образовательных услуг.

Процедура формирования цены на образовательные  услуги предполагает обычный структурированный  выборочный опрос и последующую  статистическую обработку количественных данных. Основные этапы проведения данной процедуры представлены на рисунке  3.

 

 



 


 




 


 


 

 

 Рисунок 3 – Формирование спроса на основе опроса потенциальных потребителей.

 

Возможно  использование затратного метода ценообразования  в институте. Этот способ упрощает процесс  формирования цены. Этот метод выравнивает  цены на рынке образовательных услуг. Затратный метод основывается на расчете себестоимости образовательной услуги. В состав затрат следует включить:

    • Затраты на содержание активной части производственного фонда;
    • Затраты на приобретение или обновление учебного оборудования;
    • Начисление на заработную плату;
    • Командировки и служебные разъезды.

Вуз может стремиться к установлению и сохранению на протяжении длительного  периода времени неизменных цен на свои услуги.

Образовательные услуги в покупательском поведении  рассматриваются не просто как обмен  денежных средств на конкретный набор  знаний, а как обмен на индивидуальные, личностные социальные преимущества, стиль жизни, которые потребители  могут иметь в перспективе. Ценообразование  в этом случае должно учитывать не просто и не столько традиционные стоимостные характеристики производства и предоставления образовательной  услуги (себестоимость и прибыль), сколько значимость и степень оценки представителями целевой аудитории относительно торговой марки.

Использование какого-либо одного метода ценообразования не является эффективным. Целесообразным представляется формирование цены на основе комплексного сочетания методов, которое позволяет учитывать:

- приемлемость уровня цен на  образовательные услуги с точки  зрения потенциальных потребителей;

- соответствие цены образовательной  услуги расчету затрат;

- уровень цен конкурентов.

В качестве улучшения ценовой политики возможно использование системы  скидок на предоставляемые институтом образовательные услуги.

Скидки могут быть:

  1. количественные - в связи с определенным минимальным числом обучаемых в рамках одного заказа на образовательную услугу, или с наращиванием объема услуг;
  2. функциональные - обусловленные осуществлением определенных функций в учебном процессе или в продвижении образовательной услуги тем субъектом, которому предоставляется скидка;
  3. "за преданность" - для постоянных заказчиков, по долгосрочным договорам, на принципах абонементного обслуживания;
  4. за меньший объем услуг - в связи с отказом заказчика от дополнительных услуг, предоставляемых в комплекте с образовательной услугой (например, по проживанию, питанию и др.).

Практика  ценообразования, используемая в реальной деятельности, все еще не соответствует  маркетинговому подходу. Потребители, целевая аудитория, клиенты (студенты) не становятся главным ориентиром в  стратегическом планировании деятельности вузов. Руководители уверены, что их образовательные услуги высокого качества и главным препятствием к успеху по их распространению является невежество, низкая культура потребителей и клиентов. Маркетинговые исследования чаще игнорируются, и цель маркетинга рассматривается  исключительно, как стимулирование сбыта. Высшее руководство вуза и  линейные руководители учебных структур до сих пор уверены, что у них  без всякой рекламы все идет хорошо, ничего менять не надо. Приходится констатировать, что маркетинговая стратегия  еще не востребована в вузе в должной  мере.

Маркетинг играет решающую роль в выживании  и развитии негосударственного вуза, не имеющего бюджетного финансирования. Телевизионная реклама применяется  крайне редко, по причине высокой  стоимости и низкой эффективности.

В области ценовой рекламы любое  печатное издание выгоднее телевидения  хотя бы потому, что стоимость обучения на различных специальностях и в  различных вузах, как правило, анализируется  потребителем и ее необходимо в этот момент иметь под рукой, что в  случае с телевизионной рекламой неудобно.

Рекламной компанией далеко не исчерпывается  содержание маркетинговой политики. Изучается рынок с целью определения  избытка или недостатка тех или  иных специалистов, сравнения цен  на образовательные услуги в регионе, проводятся встречи с потенциальными абитуриентами.

Продвижение любых услуг, образовательных –  в особенности – стоит недешево. Значительную часть своих средств  негосударственные вузы вынуждены  вкладывать в раскрутку. Торговая же марка государственных вузов хорошо известна и давно оплачена государством.

Необходимо  проводить работу по привлечению  в Институт абитуриентов на отлицензированные программы, развивать объём оказываемых Институтом образовательных услуг, для чего совершенствовать работу с потребителями по подготовке бакалавров и технологию сотрудничества с ними.

Для эффективной ценовой политики необходима разработка стратегии ценообразования, т.е. выбор учебным заведением возможностей изменить цену на образовательные услуги в условиях рынка.

Разработка  ценовой стратегии — не одноразовое мероприятие. Её необходимо пересматривать в случаях, когда:

- осуществляется модификация образовательных услуг;

Информация о работе Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения