Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8
1.1 Цели, типы и этапы разработки ценовой политики8
1.2 Методы ценообразования в негосударственном образовательном учреждении15
2. Анализ системы ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24
2.1 Анализ устойчивости деятельности образовательного учреждения24
2.2 Оценка эффективности ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»37
3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43
3.1 Разработка рекомендаций по ценообразованию на образовательные услуги…………………………………………………………………………..…43
3.2 Влияние рекомендаций на достижение целевых показателей деятельности образовательного учреждения………………………………………...……..…49
Заключение…………………………………………………………………....….52
Список использованной литературы………………………………….……..…56

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа3.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

 

Таким образом, результаты SWOT-анализа позволяют сделать вывод о том, что НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» имеет достаточно возможностей со стороны рынка и сильных сторон внутри института для продолжения деятельности.

Бухгалтерский учет в НОУ ВПО  СМИ «РЕАВИЗ» ведет самостоятельный  учетный аппарат – бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. На бухгалтерию возлагаются ведение своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирование полной и достоверной информации о деятельности и имущественном положении организации, необходимой так же для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение негативных явлений в деятельности организации, а так же формирование ее учетной политики. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательными и нормативными актами РФ.

Экономист по финансовой работе входит в состав бухгалтерии, подчиняется  главному бухгалтеру. Определяет размеры  доходов и расходов, поступлений  и отчислений средств, взаимоотношения  с бюджетом, налоговыми органами, банками, составляет балансы доходов и  расходов, кассовые планы.

Рассмотрим основные показатели деятельности НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» за 2010-2011 гг. Бухгалтерский баланс и Отчет  о прибылях и убытках (Приложение1,2). Основные показатели учреждения представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2 - Основные финансово-экономические показатели деятельности НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» за 2010-2011г.

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение +;-

Основание

1

2

1

Выручка (без НДС) всего

Тыс. руб.

72627

110291

132331

+37664

+22040

Ф.№2

2

Себестоимость продаж

Тыс. руб.

48875

69092

64130

+20217

-4962

Ф.№2

3

Валовая прибыль

Тыс. руб.

23752

41 199

68 201

+17447

+27002

п.1-п.2

4

Уровень валовой прибыли

%

32,7

37,3

51,5

+4,6

+14,2

п.3/п.1*100%

5

Управленческие расходы

Тыс. руб.

15194

28 983

52 563

+13789

+23580

Ф.№2

6

Уровень затрат

%

20,9

26,2

39,7

+5,3

+13,5

п.5/п.1*100%

7

Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

8558

12216

15638

+3658

+3422

п.3-п.5

8

Уровень рентабельности продаж

%

11,7

11,1

11,8

-0,6

+0,7

п.7/п.1*100%

9

Прочие доходы

9.1 проценты к получению

9.2 прочие доходы

Тыс. руб.

 

 

1105

 

1087

 

 

911

 

2456

 

 

157

 

1186

 

 

-194

 

+1369

 

 

-754

 

-1270

 

Ф.№2

10

Прочие расходы

Тыс. руб.

802

1277

1483

+475

+206

Ф.№2

11

Прибыль (убыток) до налогообложения

Тыс. руб.

9942

14306

15498

+4364

+1192

п.7+п.9-п.10

12

Налог на прибыль

Тыс. руб.

2051

2946

-

895

-

 

13

Чистая прибыль (убыток)

Тыс. руб.

7891

11360

15498

+3469

+4192

П.11-п.12

14

Рентабельность от деятельности

%

13,6

12,9

11,7

-0,7

-1,2

п.11/п.1*100%


 

Работа по снижению (оптимизации) затрат привела в 2011 году к сокращению себестоимости  услуг, на 4 962 тыс.руб.

Наряду с несомненно положительной  тенденцией у института возросли прочие расходы на 206 тыс.руб.

В связи с расширением штата сотрудников (профессорско-преподавательского, административного состава) у института увеличились управленческие затраты на 23 580 тыс.руб.

С 1 января 2011 года действует новый  пункт 1.1 статьи 284 Налогового кодекса  РФ. Он введен Федеральным законом  от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ и действует до 1 января 2020 года законодательством предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль для учебных заведений.

Платежеспособность определяется отношением оборотных активов предприятия  к его краткосрочным долговым обязательствам. Краткосрочные долговые обязательства рассчитываются как  итог пятого (в новой форме) раздела  баланса за вычетом строк 530, 550. Время, необходимое для превращения  в деньги различных составляющих оборотных средств, существенно  отличается от реализации отдельных  видов материальных оборотных средств и при ликвидации дебиторской задолженности, поэтому различают 3 показателя ликвидности:

  1.   Коэффициент абсолютной ликвидности вычисляется как отношение высоколиквидных текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам, краткосрочной задолженности). Таким образом, формула расчета:
 

  Высоколиквидные Оборотные активы

Кал = 

  -------------------------------------------------

 

      Краткосрочные обязательства




 

(3) 

  1. Коэффициент срочной ликвидности - финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс компании.
  2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) вычисляется как отношение текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам, краткосрочной задолженности). Данные для вычисления берутся из бухгалтерского баланса. Таким образом, формула расчета:

 

 

          Оборотные активы

Ктл = 

   ------------------------------------------               (4)

 

    Краткосрочные обязательства




 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Динамика коэффициентов ликвидности  НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»

Показатели

Оптимальное значение показателя

Год

2009

2010

2011

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 – 0,4

0,1

2,1

2,5

Коэффициент срочной ликвидности

0,5 – 1,0

2,7

2,6

2,5

Коэффициент текущей ликвидности

1,0 – 2,0

3,6

9

18,5


 

Поскольку величины коэффициентов выше допустимых нормативов, то институт является платежеспособным в краткосрочном, среднесрочном  и долгосрочном планах. Однако значительные величины превышений расчетных значений над нормативами указывают на нерациональное использование оборотных  средств.

На данных ф.№2 «Отчета о прибылях и убытках» составлена аналитическая таблица 4, на основании которой проведен факторный анализ.

Целью данного анализа является определение факторов, оказавших влияние на изменение балансовой прибыли.

 

Таблица 4 – Анализ прибыли отчетного  периода организации

 

Показатели

Значение, тыс.руб.

Отклонение Δ+;-

Значение уд.веса %

Отклонение Δ+;-

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

1. Выручка

132 331

110 291

22 040

100

100

-

2. Себестоимость

64 130

69 092

-4 962

48,46

62,64

-14,18

3. Валовая прибыль

68 201

41 199

27 002

51,53

37,35

14,18

4. Управленческие расходы

52 563

28 983

23 580

39,72

26,27

13,45

5. Прибыль от продаж

15 638

12 216

3 422

11,81

11,07

0,74

6. Проценты к получению

157

911

-754

0,11

0,82

-0,71

7. Прочие доходы

1 186

2 456

-1 270

0,89

2,22

-1,33

8. Прочие расходы

1 483

1 277

206

1,12

1,15

-0,03

9. Балансовая прибыль

15 498

14 306

1 192

11,71

12,97

-1,26

10. Чистая прибыль

15 498

11 306

4 138

11,71

10,25

1,46


 

Расчет влияния фактора «Выручка от реализации»

При  проведении факторного анализа необходимо учитывать влиянии инфляции. В 2011 г. цены на услуги возросли, по сравнению  с 2010 г. в среднем на 4,6%

Тогда индекс цен: J=100+4.6/100=1.046

Следовательно, выручка в отчетном периоде в сопоставимых ценах  будет равна:

                 N1=N/J,                                                                          (5)

Где  N – выручка в сопоставимых ценах,

J – индекс цен.

N1=132 331/1.046=126511 тыс.руб.

Следовательно, выручка в 2011 г. по сравнению  с 2010 г. увеличилась за счет роста  цены на 5820 тыс.руб. (132331-126511)

На  величину прибыли от реализации оказывает  влияние изменение выручки от реализации (исключаются изменения  цены).

ΔP=(N1-N0-ΔN)*R0/100,                                                        (6)

где R0- рентабельность продаж в 2010

ΔP=(22040-5820)*11,07/100=1795

Таким образом, увеличение выручки в 2011 г. обусловило увеличение суммы прибыли в 2011 г. на 1795 тыс.руб.

Расчет  влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния  изменения цены на изменение суммы  прибыли от реализации необходимо сделать  следующий расчет:

ΔPc=ΔNc*R0/100,                                                                 (7)

ΔPc=5820*11,07/100=644 тыс.руб.

То  есть, прирост цен на образовательные  услуги в 2011 г. на 4,6% привел к увеличению прибыли от реализации на 644 тыс.руб.

Причиной  роста цен явилось расширение материальной базы и в связи роста  популярности вуза, следствием чего стало  повышение спроса.

2.2 Оценка эффективности  ценообразования в НОУ ВПО  СМИ «РЕАВИЗ»

 

В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. На практике это означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона.

Ценовая политика НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» гибкая. Институт старается сделать обучение доступным для всех желающих. Специально для этого разработана система поэтапной оплаты. Кроме того, существуют льготы при оплате обучения для отдельных категорий граждан.

Ценовая политика вуза касается жизненно важных аспектов его существования  и дальнейшего развития.

Главными затратными элементами установления цен является расходы на оплату труда  педагогического и административного  персонала и расходы по содержанию и оборудованию учебных аудиторий  и зданий.

Материально-технические возможности  функционирования образовательного процесса ограничены. Если в производстве товаров  можно увеличить мощность, то в  сфере образовательных услуг  они предельны, например, нельзя резко  увеличить аудиторный фонд или оборудовать  учебные лаборатории и классы.

На образовательные услуги, как и многие другие товары длительного пользования, невозможно точно прогнозировать спрос. Это тем более справедливо относительно новой (новинки) образовательной услуги. Спрос на эту услугу предсказать практически нельзя. Здесь прогноз не имеет каналов ещё потому, что реально протестировать новинку невозможно. Вывод же на рынок подобного рода услуг всегда сопряжен с неоправданным риском.

Эффективность ценообразования зависит не только от потребительского спроса и отклика  покупателей, но и от конкурентного  поведения самого вуза и других участников на рынке образовательных услуг.

Среди покупателей есть разная реакция  на цены, которая имеет место не только по причине различной их информированности  об услугах, но и от их социального  статуса, той роли, которую приобретаемая  услуга может сыграть в их личных планах и жизненных целях.

Уровень цен на услуги НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» определяется по различным специальностям и формам обучения на основе документации, аккумулирующейся в договорном отделе СМИ «РЕАВИЗ». Уровень цен на услуги вузов-конкурентов определяется преимущественно  с использованием интернет ресурсов (сайтов вузов). Вузы которые не имеют  собственных сайтов, а так же вузы не размещающие на сайте информацию относительно стоимости обучения, обследовались путем скрытого наблюдения.

В своей деятельности НОУ ВПО Самарский  медицинский институт «РЕАВИЗ» использует метод установления цен «от цен  конкурентов». Изучается рынок образовательных  услуг предоставляющих высшее медицинское  образование и выявляется его  лидер.

В дальнейшем формирование собственной  цены ориентируются на их текущий  уровень цен. Этот метод также  известен как «следование за конкурентом»

Основным конкурентом НОУ ВПО  Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» является ФГОУ ВПО Самарский  Государственный Медицинский Университет. Цены на образовательные услуги в СМИ «РЕАВИЗ» ниже, чем у основного конкурента СамГМУ.

Информация о работе Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения