Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:01, реферат

Описание работы

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Содержание

Введение
1.Ценовая эластичность
2. Ценовая политика предприятия, цели и задачи
3. Факторы ценообразования. Формирование цены в условиях монопольного рынка
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ценовая политика предприятия1.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Предложение – количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

  • эластичность спроса

     При анализе спроса и предложения  наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение  в ответ на изменения цены товара или какого-либо другого параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность.

     Эластичность  – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на 1%.

  • финансово-кредитная сфера

     Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, когда на цены непосредственно влияют изменения покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно

  • потребители
  • государственное регулирование цен

     Формирование  цены в условиях монопольного рынка.

     Весьма  специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделить чем-то, помимо цены товара, продавцы стремятся разработать многообразие предложений для отдельных потребительских сегментов. Широко используют практику присвоения товарам марочных названий, рекламируют товары, используют метод личной продажи.

     При монополистической конкуренции  производитель имеет лишь некоторую  монопольную власть над ценой  в коротком периоде за счет отдельных, иногда уникальных, черт своего товара, которые он активно рекламирует, пытаясь завоевать спрос и  получить прибыль. В длительном же периоде продукцию со схожими потребительскими свойствами освоят другие производители, и все они будут получать нулевую экономическую прибыль.

     Главным признаком монополии является доминирующее положение предприятия, дающее ему  возможность самостоятельно или вместе с другими предприятиями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара, влиять на процесс ценообразования, добиваясь более выгодных цен, и получать более высокие (монопольные) прибыли.

     Рыночная  власть, которой располагает монополист, позволяет ему извлечь максимум преимуществ из рыночной ситуации и выбрать оптимальный уровень цены с учетом ограниченности спроса. Поскольку максимум прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда МR = МС, то можно вывести следующую зависимость между ценой и предельными затратами (формула «большого пальца» для ценообразования):  

       

     где е - коэффициент прямой эластичности спроса по цене для фирмы.

     Указанное условие максимизации прибыли монополиста позволяет сделать следующие выводы:

     - монопольная цена всегда находится  в той части функции спроса, где ценовая эластичность больше 1;

     - монополист всегда будет производить  менее половины объема продукции,  необходимой для полного насыщения спроса, так как половине необходимого спроса соответствует единичная эластичность;

     - превышение монопольной цены  над предельными издержками тем  больше, чем больше эластичность спроса;

     - монопольная цена тем выше, чем  выше предельные издержки. Постоянные издержки в данном случае не играют никакой роли, кроме тех случаев, когда необходимо определить прибыль в коротком периоде при данном размере предприятия.

     В условиях монополии цена будет всегда выше, а объем производства ниже, чем в условиях конкурентного рынка. Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену, поскольку он должен ориентироваться на имеющийся спрос. Потребитель не будет покупать товар по цене, превышающей его цену спроса. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения.

     Следует отметить, что в условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и объемом предложения, т. е. отсутствует кривая предложения. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и объема предложения, как это имеет место в условиях конкурентного рынка. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства, в свою очередь, могут произойти без соответствующего изменения цены. Таким образом, в зависимости от того, как изменится спрос, монополист может предложить разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.

     Наличие монопольной власти позволяет фирме  проводить политику ценовой дискриминации. 

     Таблица 1 - Особенности ценообразования на различных типах рынков

  Типы  рынков
  Свободная конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
  1. Характер ценообразо-вания
Свободное, конкурентное Конкурентное  ценообразова-ние с приоритетом  монополизма в пределах рынка  дифференцированного фирменного продукта Монополизиро-ванное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов Монополизиро-ванное ценообразование
  1. Особен-ность продукта
Однороден, часто  стандартизирован Дифференциро-ван, но входит в группу заменителей Может быть однородным, стандартизиро-ванным и дифференцирован-ным Уникален, нет  близких заменителей
  1. Число предприятий - агентов рынка
Очень большое Много Немного Одно
  1. Контроль рыночной цены предприятием
Не контролируется, соглашается с рыночной ценой Контролируется  в весьма ограниченных пределах Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор Контролируется монополистом
  1. Неценовая конкурен-ция
Отсутствует Имеет значительную роль Является типичной Является главной, имеет различные формы
  1. Условия вхождения в отрасль, на рынок и выходы
Препятствия отсутствуют Относительно  легкие Затруднены  или трудные Блокированы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

     Список использованной литературы 

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под  ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. – 3-е изд., переб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 718с.
  2. Экономика предприятия Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 672с.

Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 601с.

 Цены и ценообразование: учеб. Пособие, Баздилин А.С., Юрайт –Издат, 2006

Ценообразование: учеб. Пособие, Герасименко В. В., ИНФА-М, 2007

Цены  и ценообразование: Учебник – 4-е  изд., Под ред. Есипова В.С., Питер, 2005

Информация о работе Ценовая политика предприятия