Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать ценообразование в нефтяной отрасли России.
Для достижения поставленной цели придется решить ряд задач:
– описать нефтяную отрасль в России, выявить ее суть и особенности;
– рассмотреть систему ценообразующих факторов в отрасли;
– рассказать о видах и структуре нефтяной отрасли;
– рассмотреть методы расчета цен в отрасли;
– дать характеристику ценовой политики и стратегии предприятий данной отрасли.

Работа содержит 1 файл

содержательная часть.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы курсовой работы обоснована тем  что,

ценовое прогнозирование  мирового нефтяного рынка представляет собой наиболее популярную и в  то же время чрезвычайно сложную  сферу экономического поведения.

В результате либерализации  российской внешней торговли в начале 90-х гг. и размораживания цен отечественного нефтяного рынка в конце 1992 г. внутренние цены на нефтепродукты вступили в непосредственное конкурентное взаимодействие с ценами ближайших центров международной  торговли жидким топливом.

В свою очередь внутренние цены на российскую нефть остались «прижатыми к земле» технологической  отсталостью отечественной нефтепереработки, для которой характерна относительно малая глубина - в среднем порядка 63% по сравнению с 75-85% в Западной Европе и Японии и 85-95% в США.

Средние внутренние цены на нефть, перерабатываемую на отечественных НПЗ, объективно ориентируются на низкую средневзвешенную цену их продукции за вычетом стоимости переработки и доставки нефтезаводского сырья. Полученная таким образом расчетная цена на нефть представляет собой объективный предел конкурентоспособности российской нефти на внутреннем рынке.

Что касается внутренних цен  на нефть, предназначенную непосредственно  на экспорт, то они не могут не ориентироваться  на сопоставимые мировые цены, численно отличаясь от последних на величину применяемых таможенных пошлин, а  также качественных и транспортных поправок.

Цель работы – рассмотреть  и проанализировать ценообразование  в нефтяной отрасли России.

Для достижения поставленной цели придется решить ряд задач:

– описать нефтяную отрасль  в России, выявить ее суть и особенности;

    – рассмотреть систему ценообразующих факторов в отрасли;

– рассказать о видах  и структуре нефтяной отрасли;

– рассмотреть методы расчета  цен в отрасли;

– дать характеристику ценовой  политики и стратегии предприятий  данной отрасли.

Важно подчеркнуть, что вследствие существенных различий в закономерностях (и механизмах) формирования мировой  цены на нефть в долгосрочном, среднесрочном  и краткосрочном планах ценовые  прогнозы мирового нефтяного рынка  на далекую, обозримую и ближайшую  перспективы имеют принципиально  различную методическую основу. Долгосрочные прогнозы цен на нефть на перспективу 20-30 и более лет базируются на анализе и экстраполяции длительных тенденций и структурных изменений в области мирового хозяйства, энергетики, научно-технического прогресса и даже народонаселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отраслевая специфика  ценообразования на примере нефтяной  отрасли

1.1 Суть нефтяной промышленности

 

Нефтяная промышленность — отрасль экономики, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей природного полезного ископаемого — нефти и сопутствующих нефтепродуктов. К смежным отраслям промышленности относят геофизику, бурение, производство нефтегазового оборудования. Основу нефтяной промышленности составляют вертикально-интегрированные нефтяные компании.

Нефтедобыча — сложный  производственный процесс, включающий в себя геологоразведку, бурение  скважин и их ремонт, очистку добытой  нефти от воды, серы, парафина и многое другое. Нефтедобычей занимается нефтегазодобывающее  управление — предприятие (или структурное  подразделение предприятия) занимающееся добычей и перекачкой «сырой»  нефти и газа до узла коммерческого  учёта. В инфраструктуру НГДУ обычно входят ДНС (дожимные насосные станции), КНС (кустовые насосные станции), УПСВ (узел предварительного сброса воды), внутрипромысловые трубопроводы (Нефтепроводы)

Нефтепроводы это инженерно-технические  сооружения трубопроводного транспорта, предназначенное для транспорта нефти. Различают магистральные  и промысловые нефтепроводы. Сооружение и обслуживание трубопровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры (сверхкрупные океанские танкеры, водоизмещением от 320 000 метрических тонн, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод).

Цель переработки нефти (нефтепереработки) это производство нефтепродуктов, прежде всего, различных  топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава. Завершающей стадией производства НПЗ является смешение полученных компонентов для получения готовой продукции требуемого состава. Между этими этапами добычи и переработки нефтепродукты складируются в резервуарах-нефтехранилищах. В нефтяной промышленности, применяются стальные резервуары Шухова. Для контроля содержимого резервуара используются пробоотборники. Периодически, в периоды снижения спроса на международные перевозки нефти, супертанкеры используются как гигантские плавучие хранилища нефти.

 

1.1.2 Укрупненное описание цепочки создания добавленной стоимости

 

 Предлагаемый ниже  анализ цепочек создания стоимости  (ценности) секторов ТЭК России (нефтедобывающие,  газодобывающие, нефтеперерабатывающие,  а также предприятия инфраструктуры, занимающиеся транспортировкой  нефти и газа и др., предприятия  электроэнергетического сектора  и сбытовые компании, являющиеся, в большинстве своем, аффилированными  структурами ОАО «Газпром»), выполнен  на основе концепции, предложенной М. Портером.

 Данная концепция выступает в качестве инструмента для анализа процесса формирования стоимости продукта в конкретной отрасли или компании и выработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности объекта анализа. В рамках концепции цепочки создания стоимости конкурентоспособность предприятия рассматривается двояко: с точки зрения формирования добавленной стоимости и с точки зрения ее перераспределения между участниками, создающими конечный продукт отрасли. Управляющее звено (или в более широком контексте,  агент контроля) в цепочке создания стоимости обладает возможностью задавать пропорции распределения добавленной стоимости между ее участниками.

Выбор аффилированных с ОАО  «Газпром» компаний по всей цепочке  создания стоимости (ценности) автором  определен тем фактом, что группа «Газпром» является одной из крупнейших энергокомпаний мира, обеспечивающей основными видами энергоресурсов потребителей как в России, так и за рубежом. Группа представлена не только на рынке природного газа, на котором является крупнейшим поставщиком на европейский рынок, но и на рынке мировой и отечественной торговли нефтью и нефтепродуктами посредством компании ОАО «Газпромнефть». Также группа консолидировала энергоактивы и продолжает наращивать мощности в электроэнергетическом секторе страны: в 2010 г. на ее долю приходилось 17% в электрогенерации России, а доля российских продаж нефтепродуктов через сеть АЗС составила 9%[5]. Тем самым группа может быть охарактеризована как мощнейший системообразующий вертикально интегрированный энергетический холдинг, с высокой долей участия государства.

О результатах анализа

Цепочка создания  стоимости (ценности) сырой нефти в нефтяной промышленности России (на основе данных ОАО «Газпромнефть»), выглядит более короткой и линейной, где на долю первого звена, управляющим всей цепочкой, – добычи нефти приходится 70% добавленной стоимости, в структуре которой 6% занимает лицензия на добычу, 19% геологоразведка, 7% развитие инфраструктуры месторождений, 37% технологии и оборудование и около 1% научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Второе звено цепочки – транспортировка, представленное государственной монополией ОАО «Транснефть», имеющей почти 90% долю на российском рынке транспортировки нефти и не входящей в группу «Газпром», в цепочке имеет 11% добавленной стоимости, на сбыт же приходится 19% добавленной стоимости, которая также аккумулируется ОАО «Газпромнефть».

В цепочке создания стоимости (ценности) светлых нефтепродуктов на российском рынке (на основе данных ОАО «Газпромнефть» и ОАО «МНПЗ), управляющим звеном выступает нефтедобывающее звено, характеризующееся высокой долей энергозатратности (9% развитие инфраструктуры месторождений, 17% технологии и оборудование) и формирует 39% добавленной стоимости, транспортировка нефти осуществляется ОАО «Транснефть», с долей в 5,5% добавленной стоимости, третье звено цепочки – переработка представлена аффилированным с группой «Газпром» ОАО «МНПЗ», доля которого составляет 6,5% добавленной стоимости. На долю сбыта через сеть АЗС ОАО «Газпромнефть» приходится 49%, что является самым высоким показателем в цепочке.

Основные выводы

Из анализа всех трех цепочек  следует, что основным агентом контроля в цепочках выступает производитель  – нефтегазодобывающие подразделения  компаний с высокой степенью вертикальной интеграции и высокой степенью монополизации, обуславливающей непреодолимые  барьеры для входа в любое  из звеньев цепочек новых игроков.  Основные звенья в цепочках характеризуются  высоким уровнем материалоемкости (энергозатратности), что, в свою очередь, сказывается на высокой – до 50% степени износа основных фондов предприятий сферы ТЭК.

В то же время значительная часть добавленной стоимости  аккумулируется в предприятиях группы «Газпром», более того, приведен расчет добавленной стоимости на одного работающего для различных предприятий  цепочек создания стоимости (ценности), который свидетельствует об очень  значительной ее величине, в среднем  более 2 миллионов рублей на одного работающего, тогда как также  приведенные в таблице расчеты  затрат на НИОКР на одного работающего  в среднем не превышают 25 000 рублей на одного работающего, а в ОАО «Газпромнефть» данный показатель составил в 2009г. всего 364 рубля на одного работающего, что негативно характеризуют деятельность предприятий ТЭК в области научных разработок.

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, достаточно высокую  добавленную стоимость, создаваемую  предприятиями сферы ТЭК России, (например, подразделения ОАО «Газпромнефть», занимающиеся сбытом нефтепродуктов, создают до 49% добавленной стоимости), для более полного понимания ситуации немаловажным является учет структуры ценообразования на создаваемые в рамках цепочек стоимости (ценности) продукты. Так, оптовые тарифы на транспортировку нефти жестко регулируются  Федеральным агентством по тарифам, львиную долю выручки предприятия сферы ТЭК возвращают государству в виде налогов – доля ТЭК в налоговых поступлениях в бюджет РФ составляет более 48%.

Заявленный Правительством России переход на инновационный  путь развития предусматривает использование  накопленного потенциала ТЭК России, однако, как показывает исследование, доля затрат на НИОКР и инновационные  разработки очень мала в ряде предприятий  сферы ТЭК.

Доля малых и средних  предприятий в сфере ТЭК России незначительна и составляет 3,5% от общего числа средних предприятий  России и около 1% от общего числа малых предприятий России. Они представлены в основном в звене добычи природных ресурсов и в звене производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Оборот всех предприятий сектора МСП в сфере ТЭК России составил в 2009 г. более 350 млрд.рублей. Несмотря на размер предприятий, добывающие компании сектора МСП несут ту же налоговую нагрузку, что и их «большие» братья – НДПИ, лицензии на добычу оплачиваются ими в полном объеме. Переработка нефти и реализация собственных нефтепродуктов могли бы сыграть большую роль в укреплении позиций предприятий сектора МСП, позволили бы аккумулировать значительные средства в виде добавленной стоимости, которая, согласно данному исследованию, более значительна в звене реализации нефтепродуктов.

 

 

1.2 Система ценообразующих факторов в отрасли

 

Попытки контролировать цены на нефтепродукты и топливо опасны прежде всего для потребителя. Искусственное ограничение рыночных цен приводит к сокращению производства и, как следствие, прежде всего к дефициту бензина или дизтоплива. В итоге потребителям приходится платить больше, рынок же, а за ним и вся отрасль теряют способность адаптироваться к новым условиям.

Справедливые цены

В России в высоких ценах  на нефтепродукты, как правило, обвиняют нефтяные компании, разделившие страну на зоны влияния, где, пользуясь низкой прозрачностью рынка, они якобы  могут устанавливать монопольно высокие цены.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС) пытается бороться с «завышением» цен, пресекая ценовые сговоры и коллективное доминирование на топливном рынке. Однако ни ФАС, ни налоговые органы страны сегодня не признают ни одного из существующих на рынке ценовых индексов. Расхождения в оценке рыночной конъюнктуры у регуляторов и субъектов рынка не позволяют отделить трансфертное ценообразование от рыночного. По сути, мешают государству проводить сбалансированную политику на рынке энергоносителей, которая выгодна потребителям и стимулирует развитие нефтяной промышленности. При этом как государство, так и нефтяные компании стремятся создать собственные «справедливые» ценовые индикаторы с целью оправдать желаемый уровень цен.

Информация о работе Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка