Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать ценообразование в нефтяной отрасли России.
Для достижения поставленной цели придется решить ряд задач:
– описать нефтяную отрасль в России, выявить ее суть и особенности;
– рассмотреть систему ценообразующих факторов в отрасли;
– рассказать о видах и структуре нефтяной отрасли;
– рассмотреть методы расчета цен в отрасли;
– дать характеристику ценовой политики и стратегии предприятий данной отрасли.

Работа содержит 1 файл

содержательная часть.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Цены на нефть — это  важные сигналы, и было бы опрометчиво  их игнорировать или подавлять.

Подорожание сырья свидетельствует  о том, что спрос растет по отношению  к уровню предложения — надо увеличивать  добычу и создавать запасы. Если же котировки пошли вниз, значит, предложение превышает текущие  потребности рынка. Колебания в  разнице между ценами на нефть  и нефтепродукты подсказывают компаниям, когда следует увеличить загрузку заводов, чтобы удовлетворить выросший спрос на топливо. А расхождение в стоимости партий нефти с отгрузкой сейчас и в будущем позволяет судить, насколько велик объем запасов сырья на рынке.

Отрасль, которая снабжает нас топливом, реагирует на изменения  рыночной конъюнктуры быстрее и  эффективнее, когда она ориентируется  на колебания котировок. Они позволяют  сохранять баланс и поддерживать работоспособность системы. Рыночные сигналы передаются мгновенно, как  нервные импульсы в организме  человека. Они позволяют отрасли  оперативно принимать защитные меры, собираться с силами и восстанавливать  равновесие.

Мировые цены

В России главным фактором, влияющим на котировки топлива, является цена на нефть на международном рынке, так как около половины добываемого  в стране сырья вывозится за рубеж. По этой причине приведенная экспортная цена, или «экспортная альтернатива», вместе с балансом спроса и предложения на внутреннем рынке формируют цены поставок на отечественные НПЗ.

Основной рыночной площадкой  в России являются нефтеперерабатывающие  заводы Уфы, оказывающие услуги по переработке независимым трейдерам — «давальцам». Эти компании закупают сырье у производителей и получают в собственность произведенные из него нефтепродукты. Именно из Башкирии приходят наиболее востребованные внутренним рынком ценовые сигналы, а транслируют их независимые ценовые агентства. Информация о ценах на нефть с учетом доставки до НПЗ, стоимости переработки и индексах экспортной альтернативы для нефти и нефтепродуктов крайне важна для формирования цен на оптовом рынке нефтепродуктов России.

Однако растущая концентрация нефтеперерабатывающих активов  в руках нефтяных компаний угрожает и без того слабому свободному рынку. Сокращение предложения нефтепродуктов вне систем ВИНК скроет от потребителей информацию о затратах производителей. В этом случае цены на оптовые партии бензина и дизтоплива на внутреннем рынке могут значительно превысить  индексы экспортной альтернативы, а цены на АЗС в России — обогнать европейские.

В последнее время российский топливный рынок стал более прозрачным благодаря активному внедрению  открытых электронных торгов на трех биржевых площадках и появлению  доступной информации специализированных агентств о ценах внебиржевого сегмента рынка.

Однако цены сделок на электронных  площадках, где сегодня реализуется  лишь около 2% от общего оборота нефтепродуктов в стране, не стали общепризнанными  рыночными индикаторами. Ограниченное предложение на биржах зачастую приводит к завышению цен, чем часто  пользуются производители для реализации основных объемов топлива через  свои сбытовые подразделения или  трейдеров.

Реальные цены

При сложившейся в России структуре нефтяной промышленности ВИНК не заинтересованы в увеличении предложения оптовых партий бензина  на электронных площадках. Экономический  кризис, бюрократические проволочки и сложности с доступом к сырью  лишают независимые компании, не имеющие  собственной добычи и переработки, стимулов строить новые АЗС. При  этом розничная сеть ВИНК растет, а  предложение бензина на оптовом  рынке сужается.

В то же время на рынке  дизельного топлива, в отличие, скажем, от рынка бензина, сложилась уникальная и, скорее всего, временная ситуация: на фоне снижения промышленного спроса, вызванного экономическим кризисом, продавцы с трудом находят платежеспособных покупателей. А электронные торговые площадки им могут в этом помочь. Поэтому в ближайшее время  объем биржевой торговли мелкооптовыми  партиями дизельного топлива может  вырасти.

Цены нефтепродукты формирует  рынок. Сегодня ликвидность на топливном  рынке России сосредоточена во внебиржевом  спотовом сегменте. Именно здесь совершаются сделки с основными объемами топлива и формируются ценовые индексы, отражающие реальную ценность российских нефтепродуктов.

1.3 Виды и структура  цен в нефтяной отрасли

 

На рынке нефтепродуктов действует множество взаимосвязанных  между собой видов цен. Следует  выделить наиболее распространенные из них, являющиеся наиболее характерными для рынка нефтепродуктов России. Прежде всего, это виты цен, в зависимости от характера обслуживаемого оборота, а также виды цен, в зависимости от степени государственного воздействия на их установление.

В зависимости от характера  обслуживаемого оборота, можно выделить следующие виды цен на нефтепродукты:

1) отпускная цена на нефтепродукты, устанавливаемая предприятиями-изготовителями. Данный вид цены состоит из следующих элементов: себестоимость продукции, прибыль от реализации продукции, а также косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;

2) оптовая цена на нефтепродукты, устанавливаемая предприятиями оптовой торговли, снабженческо-сбытовыми организациями и посредническими структурами. Помимо перечисленных выше элементов, включаемых в отпускную цену предприятий—изготовителей,    в   данный   вид   цены   включается   снабженческо—сбытовая надбавка, учитывающая затраты указанных организаций по закупке нефтепродуктов, их хранению, транспортировке и реализации, прибыль этих организаций, а также косвенные налоги;

 3) розничная цена на нефтепродукте, устанавливаемая предприятиями розничной торговли. В розничную цену нефтепродуктов, помимо перечисленных выше элементов иены, включается розничная наценка (надбавка) торговых организации, учитывающая затраты и прибыль организаций розничной торговли нефтепродуктами, а также косвенные налоги;

4) трансфертные (внутренние) цены (ГЦ), применяемые для расчета между отдельными подразделениями внутри ВИНК. Существует два основных вида трансфертных цен, применяемых в российских ВИНК:

— Рыночные

Рыночным ТЦ отдается предпочтение в том случае, если на продукцию, передаваемую внутри НК. Существует рыночная цена. Преимущество рыночных ГЦ в объективности их характера, так как в этом случае продающая организация не получает меньше дохода, а покупающая организация не платит внутри компании больше, чем при покупке у внешнего покупателя. Однако, на практике различные поставщики могут устанавливать различные рыночные цены на практически одинаковые товары, что усложняет процесс определения рыночной ГЦ для НК. В некоторых случаях уровень рыночной ТЦ может требовать поправки на величину экономии транспортных, комиссионных и прочих расходов, с учетом теряемых торговых скидок в результате отказа от реализации или закупок передаваемых продуктов на стороне.

Во многих случаях не существует достоверной рыночной цены для установления ТЦ. В таких случаях в НК используются затратные ТЦ.

— Затратные

 Затратные ТЦ определяются методом «издержки +», например 120% от полных затрат (переменных и постоянных), или 17 5% от переменных. Следует отметить, что затратные трансфертные цены являются своего рода ограничителем минимального уровня продажных цен при отпуске нефтепродуктов внешним покупателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Индексы рыночных цен и методы их расчета

 

В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое — это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе — это биржевые котировки. И третье — внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут.

1) сопоставимые цены зарубежных  рынков

Для формирования индекса  цен сопоставимых зарубежных рынков предлагается в законе определить соответствующий  алгоритм расчета этой цены. Предлагается использовать метод обратного отсчета  от цен конкурентного внешнего рынка  с применением мер защиты внутреннего  рынка. Формула достаточно простая: цена внешнего рынка минус пошлина, которая позволяет защищать внутренний рынок и иметь на внутреннем рынке  цены ниже мировых, минус транспортная логистика. По тем продуктам, которые  торгуются на внешнем рынке и  у которых есть аналог в России, это можно сделать прямым счетом. По тем продуктам, по которым на внутреннем рынке нет аналогов, это делается соответствующим пересчетом от того топлива, которое на внешнем рынке  котируется. Например, зимнее дизельное  топливо можно привязать соответствующим  коэффициентом к дизельному топливу  летнему, которое является продуктом  торговли на внешнем рынке;

2) биржевые

Нормы данного законопроекта  носят универсальный характер и  распространятся на условия организации  биржевых торгов применительно к  различным товарным рынкам. Этот документ в большей степени проработан и согласован с ведомствами.

Законопроект о рыночном ценообразовании дает дополнительную конкретизацию антимонопольных  требований с учетом специфики рынков нефти и нефтепродуктов. В частности, речь идет о том, что в режиме биржевой торговли должно реализовываться не менее 15 процентов топлива. При этом биржевая торговля должна осуществляться на регулярной основе в равномерном режиме. Только эти и другие, установленные в проектах законов, антимонопольные требования позволяют получить соответствующий корректный биржевой индекс;

3) внебиржевые цены

 Мы говорим о необходимости  регистрации внебиржевых цен  всеми предприятиями, которые  производят нефтепродукты в Российской  Федерации. И далее обезличенно они будут публиковаться. То есть не будут раскрываться параметры сделок или информация об их участниках, но цены по итогам каждой торговой сессии по установленным правилам обобщат, и будет сформирован соответствующий индекс цен. Тогда всем станет понятно, сколько же стоит нефтепродукт, непосредственно отпускаемый с НПЗ.

Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать  цены на рыночный уровень и не допускать  необоснованного их роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Ценовая политика на  рынке нефти

 

Большим недостатком ценовой  политики на продукцию топливно — энергетического комплекса является несоответствие цен на топливо и энергию их энергетической и потребительской ценности. Заметно лишь повышение цены угля при росте его калорийности. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2 — 0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде нефтеперерабатывающих заводов это различие значительно меньше или вообще отсутствует. По существу, не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива: на многих нефтеперерабатывающих заводах они одинаковы. В цене природного газа для российских потребителей не учитывается содержание в нем различных компонент. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость цены от качественных характеристик.

На рынке нефти и  нефтепродуктов были проведены достаточно серьезные реформы еще в середине 1990х годов, когда разделились  естественно-монопольные и потенциально конкурентные сферы деятельности — транспортировка нефти и транспортировка нефтепродуктов были отделены от процессов добычи нефти и реализации нефти и нефтепродуктов. Тем не менее до конца структурные реформы не были проведены. В результате реализации приватизационных указов произошел территориальный раздел рынка между вертикально интегрированными компаниями (ВИНК). Условия конкуренции из потенциальных перешли в разряд дружественной конкуренции, сложившейся на олигопольных рынках.

ВИНК имеют возможность  поставить нефть на экспорт или  переработать внутри страны на собственных НПЗ и продать внутри страны по ценам, близким к внешнему рынку. Независимые же нефтедобывающие компании имеют возможность продать нефть на внешнем рынке, а также на внутреннем рынке, но уже по трансфертным ценам нефтяных компаний. Соответственно, они имеют совершенно несимметричную структуру доходов от совокупных продаж на внешнем и внутреннем рынках.

Цена на нефть на внутреннем рынке составляет около 40% от цены на нефть на внешнем рынке, цена на автомобильное  топливо — на уровне 70%. Ценовая политика на рынке формируется в основном вертикально интегрированными нефтяными компаниями, оставляя на периферии независимые нефтяные добывающие компании и независимые АЗС. За последние 5 лет доля малых и средних независимых нефтедобывающих компаний сократилась с 13 до 5%. Доля независимых АЗС сократилась с примерно 65 до 50%. Сокращение произошло в пользу ВИНК. При этом продолжаются процессы консолидации ВИНК - их количество с 12 сократилось до 7. Цены на нефть на внутреннем рынке зависят от ценовой политики ВИНК. Как нефть независимых компаний, так и нефть других ВИНК приобретается ВИНК, во многом ориентируясь на сложившееся внутри компании ценообразование. Способствовать развитию конкуренции на рынке нефти будут предлагаемые ФАС поправки в отраслевые законодательства. Так, в проекте закона «О недрах» предлагается ввести инструмент антимонопольного контроля использования ограниченных природных ресурсов. Он предполагает два механизма:

1) прозрачные конкурсные процедуры (с преобладанием аукционного принципа) выделения прав пользования природными ресурсами, в том числе в сфере нефтедобычи;

2) позволяющий не допустить концентрацию в одних руках прав на использование этих ограниченных природных ресурсов. В рамках этих процедур могут быть оговорены и условия недропользования малыми и средними компаниями.

 

 

 

1.5.1 Стратегия предприятий  нефтяной отрасли на примере  фирмы «ЛУКойл»

 

Стратегическими направлениями  деятельности компании определены:

1) приоритетное развитие нефтяного (добывающего) сектора с постепенной реструктуризацией «нефтяного портфеля» за счет увеличения доли высокопродуктивных запасов нефти на новых месторождениях с более низкими производственными и транспортными издержками (в том числе на месторождениях вне России). Одновременно в сложившихся районах намечается использование современных методов интенсификации добычи нефти;

2) оптимизация межсекторных пропорций с достижением более рационального соотношения разведки и добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов. Главным в структурных изменениях является стремление при сохранении приоритета «нефтяного крыла» увеличить мощности нефтепереработки и сети хранения и продаж нефтепродуктов;

Информация о работе Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка