История ценообразования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – регулирование цен государственными органами. Затратное ценообразование формируется за счет составления цены из издержек производства и обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
История ценообразования в России………………………………………………….4
Политика цен: классификация цен и тактика ценообразования…………………..12
Классификация цен ……………………………………………………...12
Тактика ценообразования……………………………………………….15
Стратегия ценообразования в условиях рыночной экономики с использованием маркетинга………………………………………………………………….…………23
4.1 Ценообразование на различных типах рынка………………....………..25

4.2 Факторы ценообразования……………………………………………….26

4.3 Стратегия ценообразования……………………………………………...27

5. Заключение………………………………………………………………….………..31

6. Список литературы…………………………………….……………………………

Работа содержит 1 файл

ценообразование курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Многообразие  действующих в экономике цен  образует систему, на изменение которой  оказывают влияние рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных  подсистем цен, взаимосвязанных  и взаимодействующих. Они взаимосвязаны по принципу сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает такие же изменения во всех других подсистемах. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

  • Формирование цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других экономических законах;
  • Взаимосвязь производства предприятий, отраслей и хозяйственной деятельности, обусловленная ценами.

Классификация цен.

     Классификация цен отражает их виды в зависимости от различных факторов. Виды цен в зависимости от обслуживания отдельных отраслей или сфер экономики следующие:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
  • розничные цены;
  • цены, обуславливающие внешнеторговый оборот;
  • надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

     Виды  цен в зависимости от территории действия:

  • цены единые по стране;
  • цены региональные, поясные, зональные и местные.

     Виды  цен в зависимости от порядка  возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов:

  • цены ФОБ в месте производства продукции;
  • единые цены с включением расходов по доставке товаров в пункт назначения;
  • цены, определенные на основе базисного пункта.

     Рассмотрим  подробнее виды цен. Оптовая цена определяет цену на товар при крупных поставках товаров торговым и промышленным предприятиям и фирмам. Она складывается из себестоимости продукции и прибыли производителя. Закупочная цена широко распространена в отдельных районах, где у фермеров и в малых крестьянских хозяйствах скупаются продукты сельского хозяйства по низким ценам, близким к оптовым. Розничная цена – это цена продаж отдельным покупателям малых партий от 1 до 3 штук, которая основывается на сумме издержек производства и обращения товара и прибыли производственных и торговых организаций с учетом налогов и акцизов. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, называются мировыми по купле-продаже товаров и определяются условиями, указанными в контракте: «ФОБ», «СИФ», «ФРАНКО», «ФОР».

     Условие «ФОБ» означает, что продавец оплачивает все расходы до момента поставки товара на борт судна, а покупатель за свой счет фрахтует судно, страхует и несет риск от порчи или гибели груза.

     Условие «СИФ» означает, что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, оплатить таможенные расходы и страховку, взять на себя риск гибели или порчи товара в пути до момента, пока груз не пересечет  линию борта судна.

     Условие «ФРАНКО» - это условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить груз в определенное место, указанное в контракте за свой счет и риск. В цену включаются  все транспортные, таможенные и страховые расходы. Это может быть «ФРАНКО-ГРАНИЦА» или «ФРАНКО-СКЛАД» или «ФРАНКО-ПОРТ» и т.д.

     Условие «ФОР» означает то же, что и «ФРАНКО-ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», когда продавец за свой счет должен доставить груз до станции  отправления, оплатить риск в случае утери или порчи груза в  пути, погрузить его в вагон.

     Надбавки, скидки, наценки  в сфере обращения товара изменяют исходные цены. Обычно при установлении окончательной цены выявляется, что надбавка к цене не снижает покупательского спроса на товар. А это позволяет получать больше прибыли. В качестве вознаграждения покупателей и потребителей продавцы и производители товара путем скидок изменяют исходные цены:

  • скидка за большой объем закупаемого товара или скидка за покупку товара у одного продавца;
  • скидка за платеж наличными средствами, что позволяет ускорить оплату за товар, улучшить ликвидность, сократить расходы продавца на изыскание кредитов и не залезать в долги;
  • функциональные скидки предлагают службы торговли, выполняющие функции по продаже, хранению товара и учету;
  • сезонные скидки – это уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров и услуг. Они позволяют продавцу поддерживать стабильный уровень сбыта товара в течение года;
  • зачеты и другие скидки с прейскурантной цены при условии сдачи старого товара или зачеты на стимулировании сбыта;
  • выплаты и скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.

     Виды  цен в зависимости от территории называют установленными по географическому  принципу. Географический подход к  ценообразованию – это принятие таких цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров далеко находящемуся потребителю обходится фирме дороже, чем расположенному поблизости. Однако имеются и единые цены по стране – тогда расходы по доставке товаров компенсируют спонсоры или государство, те, кто заинтересован в снабжении населения и предприятий отдаленных областей. Цены «ФОБ» в месте происхождения товара означают, что товар продается перевозчику на условиях «ФРАНКО-ВАГОН». Он оплачивает расходы по доставке до места назначения. Недостаток этой цены на условиях «ФОБ» - дороговизна товара, что ведет к потере клиентов. Зональные цены – среднее между ценами на условиях «ФОБ» и единой ценой. Все заказчики, находящиеся на границах одной зоны, платят одну цену, которая становится выше по мере удаления зоны производителя.

     Установление  цен с принятием на себя расходов по доставке проводится тогда, когда  продавец заинтересован в поддержании  деловых отношений с определенными  географическими районами, и чтобы  обеспечить поступлении заказов, продавец частично или полностью оплачивает транспортные расходы. Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки или чтобы уйти от конкурентов.

     Установление  цен на основе базиса позволяет продавцу выбрать город, порт, станцию для  базиса и взимать со всех заказчиков транспортные расходы до базисного пункта назначения товаров. Исключается конкуренция, повышается гибкость при выборе нескольких базисов.

     Тактика ценообразования.

     В зависимости от новизны товара на совершенно новые товары устанавливаются  следующие виды цен:

  1. Цены «снятия сливок».
  2. Цены «внедрения на рынок».
  3. Престижные цены.
  4. Цены с возмещением издержек производства.
  5. Психологические цены.

     Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку, может выбрать  стратегию «снятия сливок» или  стратегию прочного «внедрения на рынок». Вид цены как «снятия сливок»  отличается тем, что на новые товары устанавливаются высокие цены. Позже волна сбыта уменьшается, спрос падает и, чтобы привлечь покупателей, устанавливается новая, более низкая цена. Использование этого вида цен имеет смысл при следующих условиях:

  • наблюдается высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей;
  • при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих изделий с целью получения прибыли;
  • высокая цена не привлекает конкурентов;
  • высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.

     Цены  «внедрения на рынок» используют предприятия, устанавливая низкую цену на свою новинку и преследуя цель – завоевать большую долю рынка. При такой цене падает рентабельность. При назначении низких цен производитель должен рассчитывать на возможные последствия: реакция конкурентов может быть однозначной – понижение цен на данный товар на рынке. При анализе внедрения на рынок должно быть реально существенным снижение цены на данный вид товара 30-50% при наличии множества конкурентов и потребителей готовых заплатить за новинку более высокие цены. При более низких ценах, внедрившись на рынок, приучив покупателей к своему товару, предприятие может пересматривать цены в сторону увеличения. Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия:

  1. Рынок очень чувствителен  расширяются новые сегменты, увеличивается покупательский спрос.
  2. Рост объема производства не увеличивает расходы на рекламу и по распределению товара.
  3. Цена не привлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.

     Престижные  цены устанавливаются на драгоценности, шубы из ценного меха, деликатесные продукты, легковые машины класса люкс. Если продажа престижных товаров будет проводится по низким ценам – они потеряют свою привлекательность для рынка и престижных покупателей, поэтому для таких товаров устанавливают цены выше уровня, сложившегося на рынке. Это стимулирует спрос у покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого дорогого товара. Применение престижных цен позволяет поддерживать имидж товаров высокого класса для богатых покупателей.

     Цены  на новые товары из-за больших издержек производства и дорогостоящих НИОКР, а также издержек освоения нового рынка, таких как развертывание рекламы, доставка изделий потребителям, оказываются настолько высокими, что не позволяют окупить их при реализации. Поэтому применяются цены с возмещением издержек производства, которые используются тогда, когда невозможно поднять высокую цену, чтобы покрыть все расходы и получить прибыль. Но по таким ценам не будет спроса, и тогда на новинку устанавливают более низкую цену, а издержки производства возмещаются инвестором или государством, заинтересованными в выпуске нового товара.

     Психологические цены – это такие цены, которые устанавливаются на новые товары (имитаторы). Совершенствование имеющихся товаров на рынке без учета нужд и желаний покупателей бессмысленно. Поэтому производитель обеспечивает выпуск нового товара, имитируя под пользующийся спросом у покупателей и позирующий по ценам новый товар. Существующий лидер на рынке, выпускающий товар с премиальной наценкой, продает его по максимально высокой цене, а фирма-новичок выпускает изделие, имитирующее такой же по виду товар, и продает его по более низкой – средней цене. Покупатель встречает на рынке  знакомый товар, но по более низкой цене, и покупает его, а спрос на дорогой товар снижается. У покупателя складывается психологическое восприятие цены как показатель качества товара. Метод установления престижной цены оказывается особенно эффективным, когда стоимость в десятки раз ниже цены, но покупатели платят и считают, что цена предполагает особый товар. Повышение цены позволяет фирмам увеличивать сбыт своей продукции и повышать прибыль от ее реализации. Продавцы, как правило, не устанавливают округленные цены, а уменьшают их до нечетного числа: вместо 200 рублей они устанавливают 199 рублей. При этом покупатель считает, что товар стоит сто рублей с лишним или с хвостиком, а не 200.

     На  товары, реализуемые на рынке продолжительное  время, устанавливаются такие цены:

  • скользящие цены;
  • цены потребительского сегмента рынка;
  • гибкие и эластичные цены;
  • преимущественные цены;
  • цены на изделия, снятые с производства;
  • цены, устанавливаемые ниже, чем у большинства предприятий;
  • договорные цены.

     Скользящие  цены бывают падающие и возрастающие. По мере насыщения рынка цена на товар и услуги постепенно падает. При  составлении прогноза на сбыт товара фирма сопоставляет с динамикой емкости рынка и определяет, на какой процент предстоит снизить цены в наступающий период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт товара.  Такой метод установления скользящих цен применяют в отношении  изделий массового спроса для широких слоев населения. Условия рыночной конкуренции характеризуются высокой чувствительностью – эластичностью потребительского спроса на изменение цен. Снижение издержек производства при увеличении объема серийного производства позволяет снизить цену.  Этот процесс называется «экономией на масштабе». А это требует, чтобы фирма проводила актуальную инновационную деятельность.

     Повышение цен вызывает недовольство покупателей, дистрибьюторов, но приносит большую  прибыль. Рост издержек из-за инфляции на сырье и комплектующие изделия ведет к снижению прибыли и не соответствует темпам производительности труда, вынуждает производителя повышать цену на товар. Цены повышаются незаметно при отмене скидок, пополнении ассортимента более дорогостоящими товарами.

     Цены  потребительского сегмента рынка: как повышение, так и снижение затрагивает покупателей, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, вызывает внимание и со стороны государства. Потребители не всегда правильно истолковывают изменени6е цен. Снижение цен могут рассматривать как:

  1. Предстоящую замену товара более поздней моделью.
  2. Наличие в товаре брака и изъянов.
  3. Свидетельство финансового неблагополучия фирмы.
  4. Возможность повременить с покупкой, если снижается цена.
  5. Свидетельство о снижении качества товара.

     Повышение цены обычно сдерживает сбыт и может  быть истолковано покупателями в  положительном смысле:

Информация о работе История ценообразования в России