Классификационные признаки рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в ознакомлении с основами формирования цены, особенностями законодательства в области ценообразования, прогрессивными методами и стратегиями формирования цены.
Основной задачей является выполнение экономических расчетов цены при различных внешних и внутренних условиях, экономическое обоснование применяемых решений в области ценообразования, формирование соответствующих выводов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Классификационные признаки рыночных структур
Совершенная конкуренция
Чистая монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монопсония
Олигопсония
Практическая часть.
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ценообразование.doc

— 710.50 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический  университет 

Факультет технологий управления и гуманитаризации 

Кафедра «Менеджмента» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Ценообразование»

Тема: Классификационные  признаки рыночных структур. 
 
 
 
 
 

                                           Исполнитель:

                                           студентка 2 курса группы108136

                                           Аскерко Татьяна  Витальевна 

                                           Руководитель проекта:

                                           старший преподаватель

                                           Аснович Нина Григорьевна 
 
 
 
 
 

Минск 2007 г. 

     Содержание.

1.   Введение 3
2.   Теоретическая часть 4
  2.1. Классификационные признаки рыночных структур 4
  2.2. Совершенная конкуренция 5
  2.3. Чистая монополия 6
  2.4. Монополистическая конкуренция 8
  2.5. Олигополия 10
  2.6. Монопсония 12
  2.7. Олигопсония 14
3.   Практическая  часть. 15
  3.1. Задача 1 15
  3.2. Задача 2 22
  3.3. Задача 3 31
4.   Заключение 38
5.    Список использованных источников 39
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

      На сегодняшний день цены являются  важнейшим рычагом управления  экономикой. Для решения задачи  по формированию цены требуется  использовать усовершенствованные  стратегии, формы и методы формирования цены, так как на сегодня актуальной стала проблема рационального использования ресурсов, снижение темпов инфляции.

      Успешное функционирование механизма  ценообразования становится возможным  только при постоянном гармоничном  развитии его составляющих.

       Цель моей курсовой работы  заключается в ознакомлении с  основами формирования цены, особенностями  законодательства в области ценообразования,  прогрессивными методами и стратегиями формирования цены.

      Основной задачей является выполнение  экономических расчетов цены при различных внешних и внутренних условиях, экономическое обоснование применяемых решений в области ценообразования, формирование соответствующих выводов.

 

 

I. Теоретическая часть. 

     Классификационные признаки

     рыночных  структур.

      

       Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

      Фирмы существуют  в постоянной  взаимосвязи, они постоянно сталкиваются  с конкуренцией. Очевидно, что решения  продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупке товара) будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

      Структура рынка определяется  количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью  входа на рынок и выхода  из него, доступностью информации.

      Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. 

     Классификация рыночных структур. 

Тип рыночной структуры Количество  и размер фирм Тип продукции Условия входа в отрасль Контроль  над ценами Распространение
Совершенная (чистая) конкуренция Множество мелких фирм Однородная Вход свободный Отсутствует Не распространена
Чистая  монополия Одна (обычно крупная) фирма Уникальная ( без  заменителя) Вход почти  невозможен Значительный Встречается крайне редко
Монополистическая конкуренция Много (различных размеров) фирм Разнородная (дифференцированная) Вход сравнительно свободный Незначительный Широко распространена
Олигополия Несколько крупных  фирм Однородная  или разнородная Возможные отдельные  препятствия Существует  в небольшой степени Широко распространена
 

      Существуют также и другие виды рыночных структур. Рассмотрим более подробно некоторые из них. 
 
 
 

     СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 

Основные  черты:

    1. Большое число независимо действующих продавцов;
    2. Стандартизированный товар;
    3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;
    4. Свободный вход и выход из отрасли;
    5. Отсутствие не ценовой конкуренции.

       Рынок, где множество фирм продают товар и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.

      Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирующей прибыль.

        Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Цена навязана фирме–производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.  

 

     

ЧИСТАЯ  МОНОПОЛИЯ

Основные  черты:

    1. Единственный продавец;
    2. Тип товара уникален – нет близких заменителей;
    3. Контроль над ценой;
    4. Вступление в отрасль заблокировано.

       Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

        Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева.

        Это довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. К примеру в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Мы сталкиваемся с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.

Виды чистой монополии
Естественная  
Простая
Легальная
 

       Естественная монополия – это отрасль, где товар может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм.

Простая монополия – это монополия, продающая  всем свой товар по одной цене.

Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые  устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию.

       Барьеры для входа в отрасль:

    1. Действие эффекта масштаба производства;
    2. Финансовые барьеры;
    3. Контроль над ресурсами;
    4. Наличие лицензии или патента;
    5. Прямое вмешательство государства;
    6. Нечестная конкуренция.

        Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. 

        Существенное различие между монополистическим рынком и конкурентным рынком заключается  в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность.

Информация о работе Классификационные признаки рыночных структур