Классификационные признаки рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в ознакомлении с основами формирования цены, особенностями законодательства в области ценообразования, прогрессивными методами и стратегиями формирования цены.
Основной задачей является выполнение экономических расчетов цены при различных внешних и внутренних условиях, экономическое обоснование применяемых решений в области ценообразования, формирование соответствующих выводов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Классификационные признаки рыночных структур
Совершенная конкуренция
Чистая монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монопсония
Олигопсония
Практическая часть.
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ценообразование.doc

— 710.50 Кб (Скачать)

       Рыночная  структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в  общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара,  а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная  конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно. В случае совершенной конкуренции существует много фирм, причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен  свободный вход в отрасль. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя  крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания  многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того,  могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.

 

     

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ 

Черты монополистической  конкуренции:

    1. Относительно большое число фирм;
      1. Товар, которым они торгуют дифференцирован:
      1. Дифференцирование по качеству продукта;
      2. Дифференцирование по сервису;
      3. Размещение фирмы продавца.
      1. Основной упор на не ценовую конкуренцию;
      2. Лёгкое вступление в отрасль.

     Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

      1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые  покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Покупатели, например, будут  готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцов, если они  полагают, что эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые потребители готовы  платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им  нравится ее покрой или качество отделки. Дифференциация товара означает, что предмет,  продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за пред полагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой  марки или "имидже", связанным с обладанием или использованием этого товара.

      2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирма  общем превосходят 1%, т. е. процент,  который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму  приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

      3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Если отдельный производитель , чтобы продать больше, товара, сокращает свою цену , то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не  нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент  понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке, из-за уменьшения продаж ной цены любой другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение первой фирмы изменить  цену не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыль.  Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

      4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической  конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на  рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на  рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые  продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми  марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.

      Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

 

ОЛИГОПОЛИЯ

     

         Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара  доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт  является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются  примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

      Обычно  на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на  которые приходится половина и более общих продаж продукта.

     На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на  цену благодаря их большим долям в общем, выпускаемом количестве товара. Продавцы на  олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или  выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на  рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма  в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией  своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих  фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

      Не  многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли.    Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива.

        Олигополистические рынки обладают следующими чертами:

      1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

      2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

     3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются  с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж,  размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.     Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли. 

 

МОНОПСОНИЯ

    

           Чистый  монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения, приобретаемого его количества.

      Чистая  монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии.

     Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

 

Олигопсония

     

         Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежание отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

    Когда фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции служит для оказания понижающего воздействия на цены найма услуг ресурса. 

 

Практическая  часть.

Задача 1 
 

Задание:

Проанализировать  возможные методы ценообразования  на рынке товара (пенки для волос). При этом выполнить следующие задачи:

  1. Дать рыночную характеристику товара (предмет роскоши или первой необходимости, нормальный или худший товар, однородный или дифференцированный товар, наличие товаров-заменителей и взаимодополняемых товаров и др.);
  2. Дать качественную характеристику эластичности спроса на данный товар;
  3. Оценить тип рыночной структуры, в условиях которой производится и реализуется данный товар;
  4. Оценить факт наличия у данного товара субститутов (товаров-заменителсй), которые могут послужить аналогом при установлении цены;
  5. Проанализировать наличие на данном рынке ценовой дискриминации (либо возможности ее использования) и указать методы сегментации;
  6. Привести реальные цены на три разновидности данного товара в 10 торговых точках различных форм собственности и проанализировать собранные данные за краткосрочный и долгосрочный временных периода. Цены анализировать как в национальной валюте, так и в долларах США, пересчитанных по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ.
  7. Сравнить процентное изменение цен с темпами инфляции за анализируемый период двумя способами.
 

 

Решение: 
 

Табл.1 Данные о ценах на товар торговой марки  Bilita (Беларусь) 

Наименование  торговой точки Форма собственности Дата  обследования
24.09.2007 15.10.2007 5.11.2007
"На  НЕМИГЕ". Торговый дом СП ООО. Государственная 5800 5800 5800
"БЕЛАРУСЬ".ОАО Государственная 5700 5720 5740
"ГУМ". ОАО Государственная 5120 5200 5200
"ЦУМ  Минск". ОАО Государственная 5300 5300 5320
"Косметика". Магазин СП ООО Белор-Дизайн Государственная 5750 5800 5900
"Мир  Косметики". Фирменный магазин ООО Белита-Витэкс. Государственная 5700 5750 5760
"Модель". ЧУП Частная 5800 5800 5800
"Мир  красоты". ЧУП Частная 5800 5900 5900
ОАО "Веста" Государственная 5400 5450 5550
ИП  Сорокина М.А.

 ТЦ "Импульс"

Частная 5500 5500 5600
Средняя цена в нац. валюте 5587 5622 5657
в $ (по курсу Нац. Банка) 2,6 2,61 2,63
Курс Нац. Банка 2151 2154 2153

Информация о работе Классификационные признаки рыночных структур