Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на два теоретических вопроса и решение двух задач. Вопрос 1. Дайте определение эластичности. Что такое эластичность спроса и предложения по цене и как они определяются графически и аналитически? Укажите группы товаров неэластичного спроса.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ценообразование.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     

     где «с» в индексе означает перекрестную эластичность. Значение коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

     Если  товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент  перекрестной эластичности будет положительным.

     Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

     Основная  масса потребительских товаров  относится к категории нормальных.

     Понятие эластичности может быть применено и для  предложения. Степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластичность предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене определяется как частное от деления процентного изменения объема предложения на процентное изменение цены.

     ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)

     В определении показателя эластичности предложения по цене важнейшим является фактор времени. Необходимо рассмотреть три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

     Т.е., предложение эластично, если величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Предложение неэластично, если величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Для эластичности предложения также возможны два экстремальных (предельных) случая: когда ls=0 и когда ls=∞. При ls=0 предложение абсолютно неэластично по цене, т. е. QSx никак не реагирует на изменение цены Рх. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если ls=∞, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным, например, является предложение труда для отдельной некрупной фирмы. В графическом виде совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному — горизонтальная.

     Выше  мы уже рассмотрели влияние фактора  времени на эластичность предложения по цене. Кроме него большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара требует таких затрат, что предприниматели пойдут на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены товара. Следовательно, небольшим приростом QSx будут соответствовать значительные скачки Рх, что характерно для неэластичного предложения.

     Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

       

     где Q0 и Q1 -предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

     Основные  группы товаров неэластичного  спроса по цене:

     а) товары первой необходимости (хлеб, электроэнергия, жилье);

     б) товары, которым нет замены (молоко, лекарства);

     в) товары относительно недорогие (соль, спички);

     г) товары, приобретаемые из-за отсутствия выбора. 

     Вопрос 2

     Верхний предел цены товара формируется:

     а) в сфере его реализации;

     б) на основе затрат на производства и  реализацию продукции;

     в) под влиянием спроса-предложения;

     г) под действием стратегического  фактора предприятия;

     д) на основе его себестоимости.

     Ответ:

     в) под влиянием спроса-предложения. 

     Сформированная  на рынке цена товара находится в  рамках определенных значений, границы  которых соответствуют нижнему  и верхнему пределам цены.

     Нижним  пределом цены называется ее величина, соответствующая сло-жившейся рентабельности предприятия. Реализация продукции по цене, меньшей ее нижнего предела, приведет к снижению уровня эффективности производства: предприятие недополучит прибыль (убыток будет иметь место при цене, меньшей себестоимости продукции).

     Верхний предел цены – максимально возможная ее величина при наиболее благоприятной конъюнктуре рынка.

     Система нижнего и верхнего пределов цены, по сути, связывает два метода формирования цены: затратный и рыночный. Если нижний предел цены рас-считывается исходя из себестоимости продукции, то верхний устанавливается на основе спроса-предложения товара. Следовательно, можно сказать, что цена товара в условиях рынка формируется затратным методом, но учитывает спрос-предложение. Ситуация, при которой цена, сложившаяся на рынке, будет ниже, чем себестоимость продукции (верхний предел цены будет ниже нижнего), поставит предприятие перед выбором: либо всеми способами снижать себестоимость продукции, либо прекратить ее производство. В последнем случае освободившаяся ниша рынка тотчас будет заполнена аналогичным товаром другого производителя.

     Таким образом, верхний предел цены выражает в основном степень по-требности  покупателя в товаре, т.е. все то, что олицетворяет его ценность. Это  позволяет определить цену товара, сформированную на рынке, как денежное выражение его ценности (цена товара, рассчитанная стоимостным методом, оп-ределяется как денежное выражение его стоимости).

     Маневрирование  уровнем цены товара между нижним и верхним ее пре-делами позволяет предприятию без ущерба для его функционирования делать различного рода скидки (для слоев населения с низкими доходами, массовых потребителей продукции, постоянных клиентов, своих работников и т.п.).

     Необходимо  заметить, что государственные органы могут вмешиваться в ценообразование, однако это имеет место лишь для определенного вида товаров (товаров особой значимости, продукции предприятий-монополистов и т.п.).  
 

     Задача 3

       Определите розничную цену пачки сигарет (20 шт.) и ее структуру при

оптовой цене изготовителя, равной 5 руб., его  ставке НДС – 20% и оптовой и розничной наценках 10 и 15% соответственно, если акциз на данную продукцию накладывается следующим образом: 50 руб. за 1000 шт. плюс 5% от цены изготовителя. Ставки НДС в оптовой и розничной торговле составляют 22%.

     Решение:

     1) Отпускная цена предприятия включает косвенные налоги – акциз и НДС. Акциз в данном случае устанавливается из расчета 50 руб. за 1000 шт.

     Акциз = 50 руб. / 1000 шт. = 0,05 руб. за 1 шт. => 0,05 * 20 шт. (1 пачка) =

     = 1 руб. за 1 пачку.

     5% от цены производителя – 5 * 5% = 0,25 руб.

     А = 1 руб. + 0,25 руб. = 1,25 руб.

     НДС накладывается на цену изготовителя с акцизом, и при ставке 22% отпускная цена равна:

     N = Ца . 22% = (5 + 1)*22% = 1,32 руб.

     Таким образом,

     Цотп = (Цопт + А) * (1 + n/100) = (5+1,25) * (1+20/100) = 6,25*(1+0,20) = 6,25 * 1,20 = 7,47 руб.

     2) Цена оптового  посредника.

     Цо = Цотп * (1+z/100) = 7,47 * (1+10/100) = 7,47 * (1+0,1) = 7,47 * 1,1 = 8,22 руб.

     3) Розничная цена.

     Цр = Цо * (1+zр/100) = 8,22 * (1+15/100) = 8,22 * (1+0,15) = 8,22 * 1,15 =

     = 9,45 руб.

     Ответ: Розничная цена пачки сигарет 9,45 руб. 
 
 

     Задача 4

       Определите тариф услуги по  перевозке на железной дороге 500 т картофеля на расстояние 300 км (стоимость одного тонно-километра – т.км – с учетом погрузки и разгрузки), если затраты на погрузочно-разгрузочные работы составляют 400 руб. за 10 т груза, на передвижение – 10 руб. за 10 т/км. Рентабельность погрузочно-разгрузочных работ равна 20%, перевозки – 25%, НДС – 25 и 30% соответственно.

     Решение:

  1. Определим тариф погрузочно-разгрузочных работ на 10 тонн груза:

     400 руб. + 80 руб. = 480 руб. – затраты  20 % рентабельность.

     480 руб. + 120 руб. = 600 руб. – 25% НДС.

     Тариф погрузочно-разгрузочных  работ 600 руб. за 10 тонн.

     600 руб. / 10 т. = 60 руб. за 1 т.

     60 руб. * 500 т. = 30 000 руб.

     2) Определим тариф  на передвижение  на 10 тонно-км.:

     10 руб.+2,50 руб. = 12,50 руб. – затраты  на 25% рентабельность.

     12,50 руб. + 3,75 руб. = 16,25 руб. -  30% НДС.

     Тариф на передвижение 16,25 руб. за 10 тонно-км.

  1. Определим количество тонн-км.:

     500 т. * 300 км. = 150 000 тонно-км.

     4) На 1 тонно-км. Тариф:

     16,25 руб. / 10 т. = 1,625 руб.

     5) Стоимость передвижения:

     1,625 руб. * 150 000 тонно-км. = 243 750 руб.

     6) Итого тариф услуги  по перевозке на  ж/д 500 т. Картофеля на 300 км.:

     Тариф = 30 000 руб. + 243 750 руб. = 273 750 руб.  

Список  используемой литературы 

     
  1. Кэмпбэлл  Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- Москва, изд. "Республика", 1993 г.
  2. Курс экономической теории: Учебное пособие./Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. – Мн.: ”Мисанте”1998.
  3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720с.
  4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов – на - Дону, издательство “Феникс”, 1997 – 608с.
  5. Экономика: Учебник под ред. А. Ю. Булатова. Гл. 2. М., 1994.
  6. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс. – М.: Алфавит, 1995.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"