Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на два теоретических вопроса и решение двух задач. Вопрос 1. Дайте определение эластичности. Что такое эластичность спроса и предложения по цене и как они определяются графически и аналитически? Укажите группы товаров неэластичного спроса.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ценообразование.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 

Ярославский филиал 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Ценообразование»

Вариант №9 
 
 
 
 

                                                                       Выполнила студентка гр. 31МЕК1820:

                            Свешникова М.В

                 Проверил:

                                                                   Лазурин Е. А.

                   Дата сдачи

             Оценка

 
 
 
 

Ярославль, 2012 г.

 

     Вариант 9

     Вопрос 1

     Дайте определение эластичности. Что такое эластичность спроса и предложения по цене и как они определяются графически и аналитически? Укажите группы товаров неэластичного спроса.

     В экономике широко распространено использование  процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность.

     Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

     Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

     Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

     Относительное (процентное) изменение  объема спроса = ld

     Относительное (процентное) изменение  цены

     Процентное  изменение называется относительным, т. к., показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

     

     Рис. 1 Относительное изменение  величины спроса и  цены.  

     Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

     Q=A-BP, где Q-величина спроса,

             P-цена, A и B-константы.

     Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть так:

     Эластичность = BP / (A-BP).

     Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель  формулы эластичности стремится  к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

     

     Рис.2 Эластичность в различных  точках кривой спроса 

     Правило 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

     Правило 2.  (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

     Агрегирование- это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы.

     Правило 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

     Правило 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

     Правило 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

     Правило 6.  (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен- падает.

     Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

     Правило 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

     Правило 8.  (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.

     Существует  ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее  эластичен, чем на длинных.

     Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя.

     Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.

     Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.

     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

     

     где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

     При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

     Существует  два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.

     

     

       
 

       

     Другой  крайний случай представляет собой  пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.

     

       
 

       

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

     1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;

     0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;

              |Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.

     Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

     

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

     Существует  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции  и какой уровень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?

     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

     Важным  моментом, оказывающем воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

     Различия  в эластичности спроса объясняется  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"