Контрольная работа по "ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно – необходимого затраченного времени.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

1.Теоретическая  часть

1.1 Функции цен  и их сущность

 

  Что бы  правильно понять сущность цены, ее функции, прежде всего необходимо  рассмотреть процесс создания  стоимости.

  Закон стоимости-  это основной экономический закон  товарного производства, согласно  которому обмен  товаров  совершается в соответствии  с количеством затраченного на  их производство общественно необходимого труда. Таким

образом,  согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона- закона спроса и предложения - оказываются выше или ниже своей стоимости.

 Величина  стоимости измеряется количеством  труда, заключенного в прода-

ваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разно количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости

товара определяется  не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы

 для производства  данного товара.

  Под общественно  необходимыми затратами  труда,  понимаются затраты, которые 

требуются для  производства данного товара  средних  общественных условиях  производства  данной  отрасли. Таким образом, стоимость – это  овеществленный в товарах общественный труд , вложенный в их производство.

 Стоимость  составляет сущностную основу  цены.  
 

Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая  категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно – необходимого затраченного времени.

  Функция  цены является внешним проявлением  ее внутреннего содержания. К       функциям цены может быть отнесено  только то,  что характерно  для каждой  конкретной цены  без исключения. Можно выделить пять функций цены.

     1. Учетная функция цены, или функция  учета и измерения затрат общественного  труда, определяется самой сущностью  цены, т.е. являясь денежным выражением  стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворении конкретной  потребности  в той или иной продукции. Цена  измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья материалов, комплектующих изделий  и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используются труд, инвестиции, инновации, насколько эффективен весь процесс производства. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Чтобы противостоять конкурентам,  производитель товара вынужден  постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов и выстоять в конкурентной борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетно-измерительная функция столь важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий. В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия     

хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования [4,с.40]. 
 

2. Стимулирующая  функция цены. Сущность ее выражается  в  поощрительном  и сдерживающем воздействии цены  на производство и потребление  различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие  на производителя  через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать  или препятствовать увеличению  или сокращению выпуска  и потребления тех или иных товаров. Для производителей  особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

   С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно – технический прогресс, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции,  изменение структуры  производства  и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать   свою продукцию. В такой функции наиболее  эффективны цены, которые обеспечивают  высокую прибыль по сравнению с другими товарами.

     Важное значение  имеет стимулирование ценами  научно-технического прогресса. Это выражается в разработке  и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

  3. Распределительная функция цены  связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных  факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между: отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны.

    Данная функция цены предусматривает также учет  в цене акциза на конкретные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на социальные нужды.

   Распределительная  функция цены предусматривает так же учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода,  который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственный нужды. Благодаря этой функции цены  решаются и другие социальные задачи общества.

4. Функция  сбалансирования спроса и предложения.  Она выражается в том, что через цены осуществляется связь  между производством и потреблением, предложением и спросом.

 Цена  сигнализирует о появлении диспропорций  в сферах производства и обращения,  и требует принятия необходимых  мер  по их преодолению. Цена  служит гибким инструментом  для  достижения соответствия между  спросом и предложением. При появлении диспропорций  в развитии хозяйства, несоответствии между  предложением и спросом  равновесие между ними достигается  либо увеличением/ сокращением  производства товаров, либо путем роста/ снижения цены, либо и,  тем и другим методами одновременно. Цена  должна заинтересовать производителя в повышении качеств аи расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно- командной системы управления  сбалансированность между спросом и предложением  регулировалась планами производства и материально- технического снабжения.

  Спрос   выражает потребность в товаре  со стороны покупателя  с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении  обратной зависимости между  рыночной ценой и количеством  приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество  приобретаемых товаров  зависит от уровня цен на  них.

  Предложение  характеризуется прямой зависимостью  между  ценой и количеством товаров, предоставленных на рынке. При повышении цен растет 

объем товаров, предлагаемых к продаже, и  наоборот.  В современных российских условиях имеет место следующий  парадокс: цена на многие товары непрерывно растут. А  их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивает импортом.

  С  развитием  рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены  будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей  при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.

  5.Функция  цены как критерия рационального  размещения производства по мере  перехода страны  к рыночной  экономике так же будет получать  все более  полное развитие. Проявляется она в том, что  с помощью механизма  цен  для получения более высокой  прибыли осуществляется перелив капиталов  из одного сектора экономики  в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли  более высока. Такой переток  капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и  спроса. Только предприятие решает, в какую  сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

  Все  названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.

     2.1 Государственное регулирование цен  и его методы.

 Важнейшим инструментом государственного регулирования  является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки  государства воздействовать на состояние хозяйственной коньюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

 Цели  государственного регулирования  заключаются в том, что бы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма  
 

производителей, в том, что бы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению  в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

  При  прямых методах  регулирования  цен государство непосредственно  воздействует на  цены путем  регламентации их уровня,  установления  нормативов рентабельности или  нормативов элементов, составляющих  цену, или другими аналогичными  методами.

 К  косвенным методам регулирования  цен относится регулирование  учетной ставки  процента, налогов,  доходов,  уровня минимальной  заработной платы. Эти методы  появляются в воздействии  государства не на сами цены, а на факторы,  влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

 Оптимальным  является гибкое сочетание прямых  и косвенных методов  регулирования  цен государством.

  Как  правило,  государство прямо регулирует  цены на те виды продукции   и услуг, которые образуют каркас  системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, которые оказывают существенное влияние  на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие  на всю систем у цен.

  Прямое  государственное регулирование  предполагает необходимость корректировки  рынка  и дополнения  рыночного  механизма централизованной политикой   государства путем контроля  за  важнейшими параметрами  рынка.  В условиях  несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению  стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия. 

 Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования.

  Наряду  с методами прямого регулирования  цен государство осуществляет  косвенное регулирование, т.е  воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер . К методам косвенного регулирования цен  от носятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов.  Этими мерами государство стремится  установить равновесие между спросом  и предложением  и таким образом  способствовать более равномерному и медленному росту цен  в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен  проявляются в воздействии  не на сами цены,  а на факторы,  влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический характер.

Информация о работе Контрольная работа по "ценообразованию"