Курс лекций по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Цена в современной экономике.
Классификация цен.
Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.
Методы ценообразования.
Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов.
Особенности формирования цен в современной Российской практике.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ценообразованию.doc

— 519.00 Кб (Скачать)

 

1.6. Информация, необходимая  при принятии управленческих  решений о ценах

Принятие решений в области  ценообразования требует сбора  большого количества информации и ее всестороннего анализа с тем, чтобы обеспечить обоснованность решений.

Направления сбора информации при  принятии управленческих решений о  ценах:

1. Информация о товаре:

- о величине и динамике изменения  спроса на товар;

- о спросе на товары-конкуренты, заменители, аналоги;

- о восприятии потребителями качества и цены товара, а также его названия, упаковки, дизайна, рекламы и пр.;

- о степени удовлетворения потребностей  потребителя, достигаемой при  использовании товара;

- о перспективах обновления  товара, создания его модификации.

2. Информация об издержках производства:

- о составе и структуре издержек  производства;

- о влиянии издержек на процесс  ценообразования;

- о методах исчисления издержек;

- о возможных путях снижения  издержек.

3. Информация о ценах на товар:

- изучение цен конкурентов;

- состава и структуры цен;

- особенностей и специфики ценообразования  на рынке;

- стратегии и тактики ценообразования  конкурентов;

4. Информация о рынке в целом:

- анализ данных об основных  конкурентах;

- конъюнктуры рынка и перспектив  ее изменения;

- наличия сегментов рынка, их  взаимодействия;

- емкости рынка;

- доли рынка, приходящейся на  данный товар и товары конкурентов;

- статистика цен.

5. Информация о конкуренции и  конкурентах:

- о наличии конкурирующих товаров,  объемах их продаж;

- о доле рынка конкурентов;

- о степени влияния их на  ценообразование на рынке;

- об особенностях финансового  положения конкурентов;

- о сбытовой и рекламной политике  конкурентов;

- о возможных действиях (прогноз)  конкурентов в случае изменения  ситуации на рынке;

6. Информация о государственной политике в области формирования цен на данную продукцию:

- влияние государственной политики  на конъюнктуру рынка;

- законодательные акты, регулирующие  процесс ценообразования на данном  рынке;

- наличие государственных предприятий, производящих аналогичную продукцию;

- степень государственной поддержки  данной отрасли;

- политику государства в области  инвестиций и кредитования.

7. Информация о производстве  и реализации товара:

- об объемах производства и  имеющихся складских запасах;

- о товарообороте;

- о влиянии изменения объемов  складских запасов на издержки  производства и реализацию товара.

Решения о ценах принимаются  сразу по нескольким направлениям: решение относительно уровня цен, решение, касающееся времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны и принимаются обязательно с учетом реакции конкурентов на действия предприятия.

 

ТЕМА №2: Классификация  цен

Вопросы:

2.1. Состав и структура  цен

2.2. Система цен

2.3. Признаки классификации цен

 

2.1. Состав и структура  цен

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены.

                                     Структура цены



         +



 

         +


         +



 

         +


 

Определение структуры цены позволяет  понять, какую долю :в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этой информации можно принимать  решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т.е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов, и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно.

Когда известна структура цены, можно  легко представить себе, как на ней сказывается двойное налогообложение (в случае, если товар облагается акцизом), а также влияние большого числа посредников на формирование структуры розничной цены (чем шире круг посредников, тем большее число раз будут повторяться такие элементы, как покупная и розничная цена оптового посредника, что приведет к возрастанию доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене).

 

2.2. Система цен

Действующие в экономике  цены образуют единую систему и находятся  во взаимосвязи и взаимодействии.

Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Система цен состоит из ряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки. В основе взаимодействия всех блоков лежит принцип: изменение цен в одном из блоков приводит к обязательному из изменению в других блоках. Взаимозависимость и взаимодействие цен обусловлены двумя факторами:

1) формирование цен всех  блоков базируется на единых  законах – законах стоимости,  предложения и спроса;

2) хозяйственная деятельность  всех предприятий взаимосвязана,  они используют продукцию друг  друга.

В современной ценовой  среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.

Общая система цен в  зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка представлена на рисунке.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.

Цены международных  региональных рынков – цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.

Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном  совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые  цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

По мере углубления международной  интеграции усиливается взаимосвязь  правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.

 

 

 

2.3. Признаки  классификации цен

Существует  большое  количество признаков, по которым осуществляется классификация цен. Однако твердых  границ этих классификаций нет –  одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким группам цен. Цены можно разделить на следующие группы.

I. Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики

Оптовые цены — цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.

Оптовые цены предприятия — цены производителей продукции, по которым они реализуют свою продукцию другим предприятиям, а также сбытовым и посредническим организациям. В состав оптовой цены предприятия включаются издержки производства продукции, прибыль, надбавки или скидки к цене, НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена (внутрифирменная) — цена, по которой реализуется продукция при ее передаче от одного подразделения другому в рамках одного предприятия. Трансфертные цены обычно бывают заниженными, что дает предприятию, закупающему по ним продукцию, определенные дополнительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издержки собственного производства.

Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятие и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым организациям, реализующим продукцию оптом. В состав оптовой цены промышленности включаются оптовая цена предприятия, скидка (наценка), в которую входят издержки и прибыль снабженческо-сбытовой организации, акцизы, НДС.

Основную роль в системе  цен играют цены базовых отраслей промышленности — электроэнергетики, угольной, газовой, нефтяной промышленности.

Разновидностью оптовой  цены промышленности считается цена биржевых сделок, которая формируется на основе биржевых котировок, надбавок и скидок к ним в зависимости от расстояния до места поставки и качества товара.

Закупочные  цены — это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции.

От понятия «закупочной  цены» следует отличать понятие  «цены государственных закупок». Цены государственных закупок – цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только с/х) для формирования централизованных государственных фондов.

Розничные цены — цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. В состав розничных цен включаются оптовая цена промышленности, торговая надбавка (скидка), в которую входят издержки обращения и прибыль торгового предприятия, акцизы, НДС.

Разновидностями розничной  цены считаются:

- аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Отличительная особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;

- коммерческая цена – цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существенно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов

- сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;

- прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 м площади;

- договорная цена — цена, которая устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.

Тарифы на услуги транспорта (оптовые) — плата за перемещение грузов и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, морского, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Тарифы на услуги, оказываемые населению (розничные) — тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.

Приведенные выше цены различаются  динамикой (изменением во времени), структурой (определенным соотношением элементов, выраженным в долях или процентах), уровнем (денежным).

II. Группировка цен в зависимости от степени их государственного регулирования.

Регулируемые  цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по ценообразованию, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени.

К регулируемым ценам  относятся:

- предельные (пороговые, лимитные) цены — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;

- гарантированные цены — единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целях создания оптимальных экономических условий производства продукции;

- рекомендуемые цены — цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директивного, обязательного характера.

Основные рычаги прямого  ценового регулирования:

1. установление верхнего  абсолютного предела цены (самый  жесткий рычаг в условиях рынка); вариант – определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

2. ограничение роста  цены путем регламентирования  норматива рентабельности в процентах  к себестоимости;

3. установление ограничений  на посреднические вознаграждения;

4. определение нижнего предела цены – для стимулирования НТП.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.

Свободные цены – это цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. Государственная политика находит в них свое косвенное отражение через воздействие на ситуацию на рынке и установление «правил игры» на рынке.

К свободным ценам  относятся:

- цены спроса — цены, по которым потребители готовы приобретать товары;

- цены предложения — цены, по которым производители готовы продавать товар;

- цены производства — цены, определяемые на основе издержек производства плюс средняя прибыль.

Фиксируемые цены (цены однозначного уровня) — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера, цель применения которой — поддержка социально незащищенных слоев населения или выход из кризисной ситуации, связанной с ростом инфляции.

Информация о работе Курс лекций по "Ценообразованию"