Максимизация прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Данная тема является очень актуальной на данный момент времени в связи с тем что предполагается, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать не нужных аналитических усложнений.

Работа содержит 1 файл

Реферат-ценообразование.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Череповецкий  филиал Санкт-Петербургского государственного      политехнического университета

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

Реферат.

 

 

 

 

 Дисциплина: Ценообразование

        Тема: Максимизация прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

 

 

 

 

Выполнил студент гр.0.121                                                             Т.Г. Салтыкова

Преподаватель                                                                       Н.К. Ульянова

 

                

                                                                           

                                                                                      « 5 »    ноября   2004 г.

                                                   

 

Череповец

2004

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Данная тема является очень  актуальной на данный момент  времени в связи с тем что  предполагается, что единственная  задача фирмы заключается в  максимизации прибыли на долговременном  этапе. Предположение о максимизации  прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать не нужных аналитических усложнений.

В небольших фирмах, руководимых  их владельцами, прибыль, похоже, доминирует во всех решениях. В более крупных  фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало контактируют с владельцами. В итоге владельцы фирмы не могут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной прибыли уклоняться от задачи максимизации прибыли.

Руководителей могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добиться роста, или выплата  дивидендов, чтобы удовлетворить  акционеров, а не максимизация прибыли. Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочной прибыли фирмы (чтобы получить повышение или крупное вознаграждение) за счет уменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя максимизация прибыли на долговременном этапе представляет больший интерес для акционеров.

Однако стремление любых руководителей к достижению иных целей, чем долговременная максимизация прибыли, ограничено определенными рамками. Акционеры или совет директоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В любом случае фирмы, которые в плотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.

Таким образом, наше предположение  о максимизации прибыли имеет  серьезные основания. Фирмы, в течение долгого времени занятые в деле, немало заботятся о прибыли независимо от воли и желания их руководителей.

1. Максимизация прибыли предприятия.

Ориентируясь при выборе решения  на минимально возможный уровень  затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи — максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.

В ряде случаев фирмы могут ставить своей целью не максимизацию прибыли, а какие – либо другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественного признания, и для их решения пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись её более скромным уровнем. Такая мотивация поведения фирм носи название удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, так как только стремление к прибыли позволит рационально распределить ресурсы, обеспечить высокую эффективность, а следовательно, получить возможность успешно реализовать выбранные цели.

Максимизация прибыли для фирмы  означает поиски путей получения  наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом  и общими издержками.

Pm = TR - TC

Pm - общая или чистая экономическая прибыль;

TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену;

TC – общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.

Если выпуск и реализация будут  увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, — предельные издержки.

Пока предельный доход превышает  предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.

Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM)., то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции./5,c.74/.

Следует, однако, иметь в виду, что  максимум средней прибыли и максимум общей прибыли не совпадают.

2.Совершенная конкуренция.

  Рынок чистой (совершенной)  конкуренции – это рынок, характеризующийся существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм – продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме – производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт./7, с.57/.

2.1. Максимизация прибыли в краткосрочный период.

В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем  выпуска к условиям товарного  рынка, с одной стороны, и/или к  обусловленным технологией собственных  затрат – с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Экономисты называют максимумом прибыли как максимум положительной разницы между выручкой и затратами производства продукции, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если получить положительную прибыль невозможно./2, с36/.


P           P,C


 S  SMS


a b c d  SATC

Р     D           P


                        SATC(q )


0 Q   Q                         0  q   q             q     q             q                   


                            рис. (a)                                                               рис. (б)

                                                   ТР, STC     STC


  TR


                                                                                                     D’ 

                                                    TR(q )


                                                  STC(q ) B’  C’


                                                                   A’  

 

0 q  q  q    q            q

                                                                                                           рис. (в)         

                                                            +  


                   C’’


 

 

0 q    q   q     q           q

                                                                          A’’ 

                                                             -

                                                                                                           рис. (г)

Пусть условия товарного рынка  таковы, как показано на рис. (а), где  D и S – рыночные кривые спроса и предложения; Р и Q - соответственно рыночная цена равновесия и равновесный объем выпуска (продаж) отрасли в единицу времени. Пусть кривые SMC, SATC, STC на рис. (б, в) представляют кривые предельных, средних общих и общих затрат типичного предприятия в коротком периоде. Поскольку предприятие является ценополучателем, линия AR=MR на рис. (б) является линией спроса на продукцию предприятия, тогда  как луч TR на рис. (в) – линия его общей выручки. Наклон линии TR неизменен на всем ее протяжении, поскольку цена не зависит от объема выпуска данного предприятия, и потому TR=P q. /2, с. 36/.

Прибыль предприятия представляет разность между общей выручкой и  общими затратами короткого периода:

 (q) = TR (q) – STC (q).                              (1)

Условия максимизации прибыли первого  порядка (необходимым) будет, очевидно,

=
-
= 0,

а поскольку dTR(q) / dq = MR(q) и d STC(q) / MC(q), условием первого порядка является равенство предельной выручки предельным затратам:

МR(q ) = MC(q ). (2)

Но для совершенно конкурентного  предприятия P AR = MR, и, следовательно, условие первого порядка может быть представлено и как равенство предельных затрат цене:

MC (q ) = P. (2 )

В ситуации, представленной на рис. (б), условие первого порядка выполняется  дважды, в точках А и С, которым  соответствует объемы выпуска  q и q . Однако как видно на рис. (г),  в первом случае максимальны убытки, во втором – прибыль. Для различения этих случаев используется условие второго порядка (достаточное):

=
-
0,

откуда

  . (3)

Левая часть (3) характеризует наклон кривой MR, правая – наклон кривой SMC. Следовательно, условие второго порядка (3) требует, чтобы наклон кривой предельных затрат был больше наклона кривой предельной выручки, или, иначе, чтобы кривая SMC пересекла кривую MR снизу (как в точке С, но не в А на рис. (б).

Поскольку же для совершенно конкурентного  предприятия цена не зависит от объема выпуска, наклон кривой предельной выручки

= 0,

условие второго порядка можно  представить неравенством

0 . (3 )

Последнее означает, что прибыль  будет максимальна, если в точке  пересечения с MR кривая SMC имеет положительный наклон. /2, с.38/.

Таким образом, если

  0, (4)

объем выпуска q максимизирует (положительную) прибыль, если же

  0, (5)

объем выпуска q максимизирует (отрицательную) прибыль, т. е. убытки.

Другими словами, прибыль (положительная) будет максимальна, если MR = SMC и кривая SMC восходящая. Напротив, отрицательная прибыль (убытки) будет максимальна, если MR = SMC и кривая SMC нисходящая. На рис. (б) максимальная положительная прибыль при выпуске q соответствует площади прямоугольника. Она равна разности между общей выручкой и затратами короткого периода:

= - SATC (q )q . (6)

Условия первого порядка (2) можно  переформулировать и таким образом: общая прибыль максимальна при  таком объеме выпуска, когда предельная прибыль равна нулю. Предельной прибылью (М ) называют прирост прибыли в результате изменения объема выпуска на одну единицу продукции, т. е.

М (q) = MR(q) – SMC(q) (7)

или, в непрерывном случае,

М (q) = . (8)

Геометрически предельная прибыль  характеризуется наклоном кривой прибыль  при определенном выпуске (q). Когда прибыль достигает максимума, наклон ее кривой становится нулевым. Так, в точках А’’ и C’’ на рис. (г) касательные к кривой прибыли имеют нулевой наклон:

М ) = 0,   М ) = 0 (9)

Изменения суммы прибыли в связи  с изменениями объема выпуска  легко проследить по рис. (в, г). Мы уже  видели, что максимумы положительной и отрицательной прибыли достигаются соответственно при объемах q2 и q1*, когда линия общей выручки (ТR) лежит максимально выше (ниже) кривой общих затрат (STC), две точки переломного уровня q1 и q2 , т. е. точки безубыточного (или бесприбыльного) выпуска. В соответствующих им на рис. (б) точках В и D AR = MR = SATC, а в точках В’и Dна рис. (в) TR =  STC, на рис. (г) точки q1 и  q2 соответствуют нулевой прибыли.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции