Максимизация прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Данная тема является очень актуальной на данный момент времени в связи с тем что предполагается, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать не нужных аналитических усложнений.

Работа содержит 1 файл

Реферат-ценообразование.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Таким образом, рост выпуска от 0 до q*1 сопровождается ростом отрицательной прибыли (убытков). В дальнейшем убытки сокращаются, а достигнув выпуска q1 предприятие начинает получать все возрастающую прибыль (вплоть до q*2). Дальнейший рост выпуска будет сопровождаться снижающимся ростом прибыли. Наконец, увеличение выпуска сверх точки второг7о перелома (q2) вновь сделает предприятие убыточным (SATC>P = AR = MR).  /2, с.40/

2.2. Максимизация прибыли  в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде изменяются любые параметры. Но величина этого  периода различна для разных фирм и видов деятельности и не поддается универсализации. Она же зависит от того, насколько прибыльно для фирмы перестроить ее затраты и объем продукции.

Рис. (а) демонстрирует равновесное  состояние на микрорынке, где Ре и Qе являются результатом пересечения кривых S и D, данный рисунок отображает фирму с чистой прибылью./6, с.192/.

 

       P  P  MC


      S  ATC


        Pe  Pe 


    D

 


0      Qe    Q 0                      Qf  Q

                               рис. (а) рис. (б)

Хотя на рынке совершенной конкуренции цена одинакова для всех фирм, их затраты значительно различаются. Поэтому фирмы ищут факторосберегающие технологии с целью понижения затрат, и следовательно, повышения прибыли. Рис. (в) показывает результат снижения затрат.

 

 

 

 


 P


ATC

                                                                                                      MC


 P ATC


 

                                                                                 MC

 

                                               рис. (в) 0 Q0 Q1 Q

Кривая АТС сдвинулась вниз (АТС ) вместе с кривой МС (МС). Если при этом цена остается на уровне Р0, то с позиции нулевой чистой прибыли фирма перешла на позицию чистой прибыли. Сдвиг вниз кривой МС означает, что фирмы могут теперь производить дополнительную единицу продукции более дешево.

Экономисты рассматривают отрасль  с совершенной конкуренцией как  отрасль, в которой равновесие ведет  к максимальной экономической эффективности, а ресурсы распределяются так, что  максимизируется результат.

Для достижения экономической эффективности требуется выполнение трех критериев:

  1. Необходимо обеспечивать максимальную техническую эффективность, т. е. физический объем продукции, получаемый из данного объема факторов, должен бать максимальным. Иными словами, исключая потери ресурсов. Можно также сказать, что при технической эффективности фирма находится на высшей изокванте для данного объема факторных затрат.
  2. Данный объем продукции должен производится единственной комбинацией факторов, ведущей к наименьшим возможным затратам. Эта комбинация результирует в равенстве соотношений цена/предельный физический продукт и соответствует точке касания изокванты и самой низкой линии изокосты. Это – условие минимизации затрат.
  3. Объем производства каждого товара должен соответствовать точке, в которой МС производства дополнительной единицы блага равен его цене. Это – уровень производства, при котором происходит максимизация прибыли фирмы для любой совершенно конкурентной фирмы. Если первые два критерия могут быть присущи любой фирме, добивающейся эффективности, то все три – только совершенно конкурентной фирме.

Третий критерий имеет особое значение. Равенство Р = МС ведет к максимальной стоимости продукции при данных факторных затратах. Цена товара –  стоимость, которую общество назначает предельной единице этого товара. С другой стороны, предельные затраты представляют затраты для общества в форме других продуктов, отданных для того, чтобы получить дополнительную единицу этого продукта./6, с.194/

Вывод: прибыль максимизируется,  только если Р = МС. Другой вывод: в отрасли с совершенной конкуренцией производители, максимизируя прибыль (уравнивая цену и придельные затраты), одновременно максимизируют ценность своего продукта./6, с.195/

3. Несовершенная конкуренция.

Несовершенно конкурентной мы называем фирму, которая может иметь определенный контроль за ценой ее продукта. Для получения такого контроля может существовать несколько причин. Во-первых, фирма должна производить значительную долю продукции данного микрорынка. Во – вторых,  фирма должна выпускать продукцию, не имеющую относительно близкого заменителя. Даже одной причины достаточно, чтобы данная фирма попала в категорию несовершенно конкурентной.

Широкая категория, которой является несовершенная конкуренция, объединяет три типа фирм (или типа организации рынков несовершенной конкуренции): чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

3.1. Максимизация прибыли  монополии

Этот тип рынка характеризует  господство одного хозяйствующего агента, т.е. на рынке существует только один продавец некоего товара, причем товар этот не имеет близких заменителей. Это  может быть государственная организация, регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. /7, с.71/.

Сформулируем условие максимизации прибыли для монополиста. Для этого найдем производную прибыли (П) по Q и приравняем ее к нулю:

= = - = MR – MC = 0

или MC = MR P. /3, с.133/

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь  такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На рис. (а) кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства.

Также показаны кривые предельного  дохода  MR и предельных издержек MC. Предельный доход и придельные издержки совпадают при выпуске Qм. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рм, которая соответствует данному количеству продукции Qм. График иллюстрирует, что при объеме производства выше или ниже Qм производитель будет получать меньше прибыли, так как при Q1<Qм потеря прибыли связана с производством слишком маленького количества продукции и продажей по слишком высокой цене (Р1), а при Q2>Qм потери связаны с производством слишком большого количества продукции и продажей по слишком низкой цене (Р2).

 

 

 

 

 

 


         Р МС    Р,С


        Р1


        Рм  F МС


        Р2АС                                                       Рм                                                                          АС


 D                      L  N


                               MR                                             K  MR D

0          QQм Q2  Q 0 Qм    Q


             рис. (а) рис. (б)

Стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем производства, при котором MC = MR. Точка пересечения этих графиков обозначена точкой К, так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно.  На рис. (б) прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема  Qм равна длине отрезка FN (Pм> AC). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади РмFNL.  /3, с. 134 /

3.2. Максимизация прибыли при  монополистической конкуренции

Точно так же как и монополия, монополистическая конкурентная фирма максимизирует прибыль, если она продает объем продукции, соответствующий точке, в которой предельные затраты равны предельной выручке (МС = МR). На рис. (в) объем продукции первоначально составляет  Q0 недалеко от точки, в которой MR = MC (точка В). Если объем продукции увеличивается на одну дополнительную единицу, совокупные затраты увеличиваются на расстояние между осью X и кривой  МС. Но и валовая выручка увеличивается на расстояние между осью X и кривой  MC. Разница между двумя этими расстояниями представляет собой дополнительную прибыль от производства дополнительной единицы продукции. Если мы продолжаем увеличивать Q, то прибыль также будет расти, но все меньшими и меньшими частями. Наконец, максимальной отметки прибыль достигает в точке В, где MR = MC, а объем продукции равен Q1. Производить объем, равный Q0 – значит нести потери, равные треугольнику АВС.  Для максимизации прибыли фирма должна выбрать комбинацию Q1 и Р1 .Рис. (в) показывает нам не только объем Q, при котором максимизируется прибыль. Фирма не может назначить не более низкую цену т. к. будет терять прибыль не более высокую цену т. к. будет терять покупателей. /6, с.231/

                                                                          Р



 

                                                                          P1              А              F


                                                                                            C                 B D


   MR


                                                                             0   Q0 Q1 Q

рис. (в)

3.3. Максимизация прибыли при  олигополии.

Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры  препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизованные, так и дифференцированные продукты./4, с. 185/.

Товары и услуги на олигополистических рынках имеют, как правило, близкие  заменители, что во многом объясняет  синхронность изменений цен на этих рынках практически всеми фирмами. Определение цены на таких рынках несколько отличается от других рынков несовершенной конкуренции. Олигополия сталкивается с менее эластичным спросом, так как, во-первых, она обеспечивает существенную часть рынка и, во-вторых, вынуждена удерживаться в единой позиции с другими фирмами. В то же время на гомогенный товар спрос на олигополистическом рынке может быть более эластичен. Но олигополия, как и фирмы на других рынках несовершенной конкуренции, стремится к тому, чтобы через выравнивание предельных затрат и предельной выручки (МС = МR) определить объем продукции, при котором она максимизирует прибыль./8, с.239/

Допустим, что один (В) производитель  повышает цену на свой товар. Очевидно, что другие производители в этот момент попридержат свои цены, чтобы перехватить покупателей фирмы (В). Фирма будет переживать снижение спроса на свой товар. На рис. (г) фирма (В) повышает цену своего товара с Р0 на Р1,  и в результате спрос на его продукцию драматически снижается с Q0 до Q1. А если бы (В) снизила цену с Р0 до Р2, то спрос на его продукцию вырос бы на существенно меньшую величину в сравнении с падением при адекватных изменениях цен.

 P


 P1 D MC


 P0 MR  MC


 P2




 


0 Q1 Q0 Q2     Q

рис. (г)

Кроме того, ломанная кривая спроса создает  специфическую форму кривой предельной выручки (МR). Наиболее эластичная часть кривой  МR соответствует наиболее эластичной части кривой спроса, а менее эластичная часть кривой МR соответствует менее эластичной части кривой D. Эти две части кривой МR соединяются вертикальной линией (см. рис.г). Если кривая предельных затрат МС пересекает кривую МR в какой-либо точке этой вертикальной части кривой МR, то в случае сдвига кривой МС (на рис. (г)  это сдвиг с МС на МС) не происходит изменения максимизирующих прибыль уровней цены и объема продукции. Они остаются на уровнях Р0 и Q0. Эта ситуация  помогает объяснить, почему олигопольные цены не испытывают больших изменений. Она объясняет нам также, почему олигопольные цены и объемы могут оставаться неизменными при весьма широком разбросе затрат. /6, с.240/ 

Картели являются олигополиями, имеющими явное (открытое) соглашение о централизованном установлении цен и объемов производства. Они действуют как монополия ( с одинаковой ценой и единым объемом).

Целью картелей является максимизация прибыли на уровне отрасли, что по характеру действий превращает их в  монополии, поскольку эти действия ведут к тому, что в картеле  Р < MC, а объем продукции не обязательно соответствует минимальным средним совокупным затратам.

Картель может повысить прибыльность, распределяя объем продукции  среди участников с наименьшими  затратам. Как и монополия, картель  устанавливает MR = MC при уровне цен и объеме производства, которые существовали бы при монополистической организации рынка. Одной из традиционных для картелей является проблема борьбы с обманом со стороны участников. Например, участник тайно дает существенную скидку покупателям, переманивая тем самым покупателей от других участников.

Список использованных источников:

    1. Экономика. Учебник ./Под. ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М: «Проспект», 1999 год.
    2. Микро – экономика. Том 2. В. М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. «Экономическая школа», 1998 год.
    3. Цены и ценообразование. /Под. ред. В.Е. Есимова: Учебник для вузов 3–е изд. СПб: Издательство «Питер», 1999 год.
    4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. чеб. заведений / Под. ред. В.Д.Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 год.
    5. Лисовский Н. В. Микроэкономика. Киев «Студцентр», 1997 год.
    6. Любимов Л.Л. Введение  в экономическую теорию: Учебник для студентов педагогических университетов / гос. униф. Высшая школа экономики. – в 2-х книгах М.: «Вита ПРЕСС», 1999год.
    7. Слепнева Т.А. , Яркин Е.В.. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФАРМ – М, 2001 год.
    8. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно–практическое пособие.-4-е изд. перераб. и доп. – М..: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001 год.



Информация о работе Максимизация прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции