Методичка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования. Экономические проблемы, с которыми столкнулась Украина в течение более чем десятилетнего периода хозяйственных преобразований, убедительно подтверждают, что универсальный подход, основанный исключительно на рецептах неоклассической школы экономической теории, не является исчерпывающим для построения эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Украина.docx

— 79.43 Кб (Скачать)

Их мы и рассмотрим ниже.

Рыночная экономика  свободной конкуренции (чистый капитализм).

Отличительными  чертами этой экономической системы  являлись: частная собственность  на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной  конкуренции, наличие множества  самостоятельно действующих покупателей  и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных  предпосылок чистого капитализма  выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста - предпринимателя, но наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала  свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист – предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдения условий трудового соглашения.

Каков механизм решения  фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической  системе? Они решаются опосредованно, через рынок и цены. Колебания  цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру  рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель  самостоятельно решает проблему распределения  всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом  на рынке.

Предприниматели стремятся  получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы  и максимально широко реализовывать  такой ресурс, как свои творческие и организационные (т.н. предпринимательские) способности в избранной ими  сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования  производства, раскрывает созидательные  возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению  со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться  к внутренним и внешним условиям.

Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и  стала особенно быстро развиваться  производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился  хозяйственный механизм, организационный  формы хозяйственной деятельности, экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономике существенные изменения  претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных  фирм в виде маркетинговой системы  управления. В то же время на макро уровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает  как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых  исследований в рамках фирм, а так  же анализы приоритетных направлений  НТП, прогнозы развития общественных потребностей на макро уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же оказывают существенное влияние  на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая  их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования  ресурсов решается в рамках крупных  компаний на основе стратегического  планирования с учетом наиболее перспективных  отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время  реализуется общеевропейские программы '' Эврика'', ''Эсприт'' и др.

Наконец, задача распределения  созданного валового национального  продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все  больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложение в развитие «человеческого фактора»: финансирование системы образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы  с бедностью» в настоящее время  направляется не менее 30-40% всех государственных  бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В то же время крупные  фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить  потери рабочего времени и тем  самым укрепить конкурентоспособность  фирмы.

Административно-командная  система.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной  Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами  АКС является общественная (а в  реальности - государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим  масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного  хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС  решение общеэкономических задач  имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, что  бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного  планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам  повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно  утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС  являлось привилегированное положение  партийно-государственной элиты.

Смешанная экономика.

В случае сложных  сочетаний различных элементов  системы, а также соединения различных  типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная  особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

В современных условиям смешанная экономика предстает  в следующих укрупненных формах:

- смешанная экономика  развивающихся (особенно слаборазвитых)  стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития  и наличием отсталых экономических  форм;

- смешанная экономика  развитых стран (развитая смешанная  экономика).

Идеи смешанной  экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической  жизни.

Сам термин "смешанная  экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки смешанной  экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий  формообразования современного типа развитой экономики и их единство.Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной  экономики обладают относительной  самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра  или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики  характеризует не только наличие  разнообразных структурных элементов  в ее составе, но и образование  конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут  служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная  экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень  производительных сил и на такие  тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют  дополнения рынка государственным  регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Информация о работе Методичка