Методичка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования. Экономические проблемы, с которыми столкнулась Украина в течение более чем десятилетнего периода хозяйственных преобразований, убедительно подтверждают, что универсальный подход, основанный исключительно на рецептах неоклассической школы экономической теории, не является исчерпывающим для построения эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Украина.docx

— 79.43 Кб (Скачать)

Традиционная система.

В экономически слаборазвитых  странах существует традиционная экономическая  система. Этот тип экономической  системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного  труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики  означает существование при данной экономической системе различных  форм хозяйствования. Сохраняются в  ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных  формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное  производство. Оно основано на частной  собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими  и ремесленными хозяйствами, которые  доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального  предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых  стран часто играет иностранный  капитал.В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

1.3. Развитие  экономических систем в современных  условиях

В то время как  Украина и другие государства  бывшего социалистического блока  стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся  оживленные дебаты о том, какие формы  рынка следует признать более  эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству  более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой перенять некоторые черты  американской экономики с ее свободой предпринимательства и более  сильным влиянием рынков? Подобные дебаты происходили и в Украине, где выдвигаются предложения  принять японскую, шведскую или американскую модели как пример для подражания.

Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Украина, но и правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Во-вторых, для Украины, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ: стабилизации, либерализации и т.д.

В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются  довольно быстрыми темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда  само шведское правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Украина или какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру – это будет напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени.

Примером развития смешанной экономики может служить  «Шведская экономическая модель». В 60-х годах образ успешно и  безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран. Все стали  отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества. Тогда-то и  возникло понятие шведская модель «государство благосостояния». Шведы демонстрировали  превосходство своей социально-политической системы, которая десятилетиями  служила примером оптимальной смешанной  экономики - процветающей системы, в  которой государство заботится  об уровне жизни каждого жителя. Рыночные отношения считались с  сильным государственным регулированием, частная собственность в сфере  производства преобладала, а потребление  обобществлялось.В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой шведского рабочего движения.Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) - рекордный срок – у власти находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на построение системы социального благосостояния.Идея создания так называемого «дома для народа» – государственной системы, которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х годов в профсоюзном движении.

Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность фирмы, а активная политика на рынке труда должна свести к  минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора  и как можно большем перераспределении  государством части прибыли через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения общего уровня жизни и при этом без воздействия  на основы производства.

Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы «нового  курса» Рузвельта и сохраняя при  этом приверженность кейсланским методам.

Но это привело  к огромной роли государства в  распределении, потреблении национального  дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней.

«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип  распределения доходов не вызывал  никаких проблем вплоть до нефтяного  кризиса 1973-1974 годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на внешних рынках. В  результате некоторые отрасли шведской промышленности оказались в глубоком структурном кризисе.

Неустойчивость  экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х последовал новый удар – второй нефтяной кризис.

Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению  с западноевропейскими странами стоимость рабочей силы и уровень  потребительских цен. Шведская промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке.Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз. Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам.

2. Новая  экономическая система Украины

На Украине переход  к рыночной экономике начался  позже, чем в странах Центральной  и Восточной Европы. Горбачёв пришёл к власти в 1985 году и развернул  кампанию гласности и перестройки. Однако Украина до некоторой степени  заслонялась от всех этих преобразований консервативным партийным руководством во главе со Щербицким, ставленником Брежнева, продержавшимся у власти с мая 1972 года по сентябрь 1989-го.В 1991 независимость пришла, как своего рода дар, в результате распада Советского Союза.

Разрушение страны, в сочетании с изменениями  в области экономики, привели  к стремительному спаду производства. Этот упадок на Украине был ещё круче, чем в во всех остальных странах бывшего социалистического лагеря. Если в странах Центральной и Восточной Европы, помимо бывших советских республик, национальный валовый продукт в 1996 году составлял 88% от уровня 1989 года, то в СНГ этот показатель составлял лишь 54%, а для Украины - только 42%. Валовый продукт Украины в 1998 году составлял 29,2% от показателя 1990 года. Соответствующие цифры для России - 55,9, для Польши - 117, для семи стран Центральной Европы - 97,2 процента.

Переходный период на Украине характеризуется не только тем, что начался позже, чем в  других странах, но также и тем, что  все перемены здесь происходят гораздо  медленнее, чем где бы то ни было. Объясняется это прежде всего тем, что коммунистическая идеология и принципы управления были здесь гораздо глубже укоренены, чем в других странах Восточной Европы, что влекло за собой низкий уровень понимания необходимости перемен. Поэтому готовность как экономики, так и общества к реформам была здесь изначально значительно меньшей. Следует также учесть, что спад экономического развития стал наблюдаться в Советском Союзе позже, чем в других социалистических странах, а на Украине - ещё позже, чем в остальных республиках бывшего СССР.

В связи с относительной  замкнутостью Украины и отсутствием  опыта построения независимой державы, знания о рыночной экономике здесь  минимальны. Да и в целом уровень  компетентности руководящего эшелона  на Украине довольно низок. В этом существенное различие между Киевом и Москвой, где накоплен многовековой опыт по управлению страной.Украинская экономика действует хуже российской. Если реальная заработная плата в 1992 году была на Украине на 9% выше, чем в России, то к 1998 году она составила только 60% от российского уровня.(UET, июнь, 1999, стр.32)

Остановимся подробнее  на причинах этого отставания.Во-первых,Украина, в отличие от России, вынуждена импортировать больше энергетических ресурсов. К тому же, до распада Советского Союза Украина платила только 15% от мировых цен за ввозимую нефть, тогда как теперь она этой льготы лишена. В 1998 году импорт топлива и топливных продуктов составлял 38% от общего объёма импорта Украины. Всё это означает, что страну потряс мощнейший энергетический шок.

Во-вторых, дополнительные трудности создавал тот факт, что  Украина - новое государство, в отличие  от России, не имеющее чётко установленного разграничения функций президента, правительства и парламента.

В-третьих, мы не можем  обойти такую серьёзную причину  экономической отсталости, как теневая  экономика, в руках которой на 1997 год находится примерно 60% валового национального продукта. (Для сравнения: в странах бывшего Советского Союза на долю теневых структур приходится 40%, а в латиноамериканских странах - около 30% .) Вот почему правительству  стало чрезвычайно трудно осуществлять экономическую политику. Откладывание приватизации государственных предприятий  также повлияло отчасти на рост теневой  экономики. Эксперты украинского Центра социальных и экономических исследований полагают, что на Украине теневая  экономика представляет «не только теневой сектор экономики, но и параллельную неофициальную власть, которая растёт и начинает дублировать наиболее важные функции государства».Этим объясняется во многом тот факт, что в области экономических отношений законы не работают. Контракты на Украине очень часто нарушаются, что чрезвычайно усложняет сделки и, в свою очередь, сдерживает многих потенциальных иностранных инвесторов.

Правительство во многом способствовало росту теневой экономики  установлением непомерно высоких  налогов. Происходит следующее: правительство  борется с бюджетным кризисом, частично являющимся результатом субсидий убыточным предприятиям (процесс  субсидий в последние годы приостановлен, по крайней мере, он не так заметен, как это было в первые годы переходного  периода), и пытается восполнить возрастающий дефицит уменьшением расходов и  подъёмом налогов. А в результате этого предприятия стремятся  утаить свои доходы и уклониться от уплаты налогов, тем самым продвигаясь  по направлению к чёрному рынку. Чем больше экономическая деятельность увязает в сфере теневой экономики, тем тяжелее становится положение  предприятий легальной экономики - официально зарегистрированных и  не получающих правительственных льгот  и субсидий. Из этого порочного  круга украинское правительство  до сих пор не нашло выхода.

Информация о работе Методичка