Методы расчёта индексов цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Содержание

Введение
1. Статистика цен и инфляции
1.1 Понятие и сущность цен и инфляции
1.2 Задачи статистики цен
1.3 Система показателей статистики цен
2. Методы расчёта индексов цен и инфляции
2.1 Методы расчёта и анализа индексов цен
2.2 Методы оценки уровня и динамики инфляции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

- дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

- постоянным  клиентам за "верность";

- сконто - за  предварительную оплату;

- специальные  скидки на пробные партии и  заказы;

- скидки за  возврат ранее купленной у  этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на  модернизированную модель);

- скидки при  продаже подержанных товаров;

- экспортные  скидки иностранным покупателям  сверх скидок, предоставляемых на  внутреннем рынке;

- скидки за  потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи  (сухофрукты), потери жидких товаров  при транспортировке, испарении  (молоко в цистернах), трудноудаляемые  остатки (мед), избыточное содержание  влаги (хлопок, шерсть) ;

- надбавка за  индивидуальность заказа;

- надбавка за  повышенное качество;

- надбавка за  рассрочку платежа;

- надбавка за  дополнительные услуги;

- наценки за  упаковку, тару.

В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка  ценовой стратегии в первую очередь  зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция  цены не означает ее полной стихийности  и необузданности. В большинстве  развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах  между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых  цен (торговые фирмы могут несколько  изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС  используется более чем в 40 странах  мира (в 17 членах ЕЭС) и считается  эффективной формой налогообложения  благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют  три ставки НДС:

5,5% - на товары  и услуги первой необходимости;

18,6% - на все  товары и

28% - на предметы  роскоши, алкоголь, табак.

По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся  только две ставки - нормальная и  сниженная. Кроме того, от уплаты НДС  освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной  деятельности, льготы по НДС имеют  предприятия, выпускающие продукцию  социального характера и инвестирующие  науку.

Кроме экономического регулирования цен широко применяется  система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному  наказанию в виде штрафа или тюремного  заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между  производителями, оптовой и розничной  торговлей, контролирование производителями  и оптовиками розничных цен на свои товары. В Австрии министр  экономики устанавливает либо верхний  предел цен социально значимых товаров  и услуг, либо "ножницы" цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы  и др.). Во Франции широко применяются  обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или  индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие  роста цен на новую продукцию  и т. д. Для усиления контроля государство  субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда  инфляция достигала 10 %).

Инфляция - повышение  общего уровня цен и обесценение  денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию  вызывает ряд взаимозависимых причин:

- инфляционный  спрос (в России это выпуск  не обеспеченных товарами денег,  покрывающих дефицит государственного  бюджета; непроизводительные расходы  государства; рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров. В мире, например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

- рост уровня  издержек (например, рост цен на  сырье, переориентация продукции  в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при  соответствующей политике государства  трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические  отношения, производители и потребители  избавляются от денег, вкладывая  их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются  товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения  людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы  и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить  и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых  во время инфляции растет быстрее, чем  стоимость жизни.

 

1.2 ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ  ЦЕН

Тип экономики  накладывает отпечаток на решаемые статистикой цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями  цены. Концепция статистики цен в  условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости  получения информации для плановых и управляющих государственных  органов. В задачи статистики цен  входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей  товарооборота, продукции, национального  дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти концептуальные задачи решались на практике с помощью  функциональной основной задачи: анализа  динамики цен, основанного на индексном  методе. Кроме того, статистика цен  занималась изучением структуры  плановых цен, обеспечением базы ценообразования  и контроля цен. Весьма ограниченно  изучались региональные различия цен, их колебание и сезонность (по ценам  колхозного рынка), практически не рассматривались  соотношения цен различных товаров.

Требования рынка  не только расширяют и углубляют  задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально  меняют их. В основу современной  классификации концептуальных задач  статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые  решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика  состояния (конъюнктуры) рынка.  Решая эту общую задачу в  условиях рынка, статистика рассматривает  поведение цен как опосредованную  реакцию на изменение экономической  ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика  цены как инструмента управления  рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с помощью  налогов, заложенных в структуру  цены), обращение (от цены зависят  скорость оборота и издержки  обращения), спрос. Общепризнанная  обратная зависимость между ценой  и спросом не всегда подтверждается  на практике, например в случае "престижной" цены или цены "показателя качества". Статистика  цен имеет возможность обосновать  экономические рычаги для маркетингового  регулирования рынка.

3. Анализ цен  с позиции маркетингового управления  ценообразованием и государственного  регулирования цен. Решение этой  задачи предполагает статистически  выявить закономерности ценообразования,  поведения цен и поведения  покупателя, установить влияние  их на уровень жизни, смоделировать  и осуществить прогноз изменения  цен.

Второй классификацией - с позиции пользователей и  заказчиков статистической ценовой  информации - выделяются следующие  общие задачи статистики цен.

1. С позиции  государства: изучение цены как  орудия социальной и экономической  эффективности рынка, как фактора  уровня жизни, как главной составляющей  инфляционных процессов; изучение  влияния цен на рынок труда,  прогнозирование последствий изменения  цены; изучение цены в роли  дефлятора для пересчета стоимостных  показателей: как важнейшего фактора  формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.

2. С позиции  производителя, продавца: изучение  цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных  уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен  и качественных характеристик  товара, структуры цен в отрасли,  изучение цен альтернативных  товаров и других субрынков  и т. д.

3. С позиции  покупателя: изучение цен как  фактора индексации доходов, формирования  потребительской корзинки и прожиточного  минимума; определение ценового  влияния на уровень жизни раз  личных социальных групп населения;  анализ соответствия цен качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденной) покупки и  т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;

- анализ уровня  цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

- изучение соотношений  цен различных товаров, субрынков  и перекрестной эластичности  цен;

- оценку, анализ  и моделирование колебания, цикличности  и сезонности цен;

- региональный  анализ цен;

- анализ и  моделирование динамики цен;

- выявление и  моделирование факторов, влияющих  на уровень, вариацию и динамику  цен;

- прогнозирование  цен.

Статистика цен, представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается  в круг интересов бизнеса-статистики. Возникают альтернативные службы статистики цен, деятельность которых обусловлена  потребностями рыночных структур.

1.3 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  СТАТИСТИКИ ЦЕН

Цены - сложная  система, составной элемент рыночного  механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой  системы показателей, соответствующей  требованиям рыночной экономики. Система  показателей должна отразить различные  виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок  делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен (Приложение 1). Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

 

2. МЕТОДЫ РАСЧЁТА  ИНДЕКСОВ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

2.1 МЕТОДЫ РАСЧЕТА  И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ ЦЕН

Информация о работе Методы расчёта индексов цен и инфляции